Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕС оценили возможность смягчения санкций против экспорта продовольствия РФ
Мир
Восстановление ядерной сделки существенно не повлияет на рынок нефти
Мир
Глава МАГАТЭ активизирует дискуссии для отправки миссии на ЗАЭС
Общество
Синоптики пообещали жителям Московского региона до 28 градусов тепла 12 августа
Экономика
Две трети россиян хотят сделать ремонт жилья менее чем за 1 млн рублей
Армия
Шойгу поздравил военнослужащих с Днем Военно-воздушных сил
Общество
Площадь природных пожаров в России сократилась почти в три раза
Мир
В Германии будут судить экс-офицера по обвинению в шпионаже в пользу России
Мир
Иранскую сделку могут восстановить уже на следующей неделе
Мир
Госдеп призвал МАГАТЭ совершить визит на ЗАЭС
Экономика
В России возобновились официальные поставки смартфонов
Мир
В Германии 34 человека пострадали при аварии на американских горках
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России хотят полностью запретить использование подержанных запчастей для ремонта автомобилей и ввести ограничения при проведении тюнинга. Отдельные нормы разработаны для автомобилей с элементами автоматического управления и спецтранспорта. Эксперты считают, что изменения сыграют на руку дилерам, а водителям придется дороже платить за ремонт. При этом участники рынка уверены, что ограничения не будут работать. Почему — разбирались «Известия».

Масштабные нововведения, которые должны изменить весь рынок автозапчастей в России, содержатся в поправках к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Документ определяет главные требования к транспортным средствам, которые обязаны соблюдать страны-участницы ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Третий пакет изменений разработала и представила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Предполагается, что они не только выведут из тени серый рынок автозапчастей и ремонта, но и способствуют повышению безопасности на дорогах.

Компоненты из «разборок» окажутся незаконны

В тексте нового регламента появился обширный список запчастей, которые нельзя будет использовать повторно. Это должно исключить ситуации, когда так называемые авторазборки продают и используют в ремонте узлы и агрегаты от попавших в аварию автомобилей. Впрочем, иногда автовладельцы вынуждены продавать машины на запчасти в такие «разборки» из-за проблем с документами. Ремонтировать автомобиль с помощью б/у деталей обычно гораздо выгоднее для автовладельцев по сравнению с покупкой новых запчастей. В ЕЭК, однако, считают этот подход небезопасным.

Склад автозапчастей

Склад автозапчастей

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Стецко

В запрещенный список, в частности, попали подушки и ремни безопасности и все связанные с ними механизмы, сиденья со встроенными подушками безопасности и креплениями ремней, системы рулевого управления и тормозные системы, а также иммобилизаторы, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и глушители системы выпуска. Нельзя будет повторно использовать также весь набор оборудования для питания двигателя пропаном и метаном.

Переделывать автомобили запретят

Нередко индивидуальные предприниматели закупают подержанные автомобили и переделывают их под свои цели. Эту возможность авторы поправок хотят полностью исключить и вводят запрет на переделку подержанных автомобилей в спецтранспорт. Предлагается запретить внесение в конструкцию изменений, которые могут привести к изменению силовой структуры, а также замену рам или несущих кузовов. На практике это означают, что под угрозой окажутся, например, свадебные лимузины.

Чип-тюнинг приравняют к изменениям в конструкции

Многие операции, которые водители сейчас проводят со своими автомобилями без дополнительных разрешений и согласований, в ЕЭК хотят приравнять к внесению изменений в конструкцию. Например, перепрограммирование, замену и настройку электронных блоков управления, не предусмотренные изготовителем.

Новизной не блещут: что ожидает рынок подержанных автозапчастей
Фото: Depositphotos

В список попало увеличение максимальной мощности силовой установки и увеличение рабочего объема двигателя более чем на 10% — проще говоря, чип-тюнинг.

Для производства багажников придется получать лицензию

В отдельную табличку вынесены объекты технического регулирования. Как пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАК) Антон Шапарин, это означает, что при производстве этих компонентов нужно будет получать лицензию. В обширном списке можно встретить, например, топливные баки, автомобильные багажники, декоративные детали кузова и бампера, решетки радиатора, козырьки и ободки фар и многое другое.

«У нас не сертифицируются лебедки, но зато получить сертификат на топливный бак может стоить около 400 тыс. рублей, это очень дорого для небольших предпринимателей», — отметил Шапарин.

Экологический класс придется доказывать после тюнинга

После внесения изменений в конструкцию двигателя, его систем питания, выпуска отработанных газов и так далее предлагается проводить дополнительные лабораторные исследования. Это нужно для защиты окружающей среды — чтобы не допустить превышения заявленного уровня вредных выбросов.

Новизной не блещут: что ожидает рынок подержанных автозапчастей
Фото: Depositphotos

Так, производитель работ после окончания процесса должен будет получить экспертное заключение аккредитованной испытательной лаборатории о сохранении соответствия требованиям экологического класса, к которому относится транспортное средство.

Автономность придется подтвердить

Транспортные средства с высокой или полной автоматизацией должны получать подтверждение безопасности для остальных участников дорожного движения.

Такие автомобили должны в приоритетном порядке обеспечивать безопасность, контролировать дорожную обстановку и взаимодействовать с участниками дорожного движения и объектами транспортной инфраструктуры, стремиться безопасным образом реагировать на ошибки других водителей, соблюдать ПДД и многое другое, включая максимальный уровень безопасности в случае сбоя в работе системы автоматизированного управления или иной системы.

Зачем всё это надо

Как утверждают в ЕЭК, конкретизация требований к внесению изменений в конструкцию упростит оценку состояния автомобиля техническим нормам и создаст условия для перехода к электронному документообороту. Положительный экономический эффект должно принести снижение количества ДТП и связанных с ними тяжелых последствий.

Водителям придется платить больше

Хотя предложения призваны, по планам ЕЭК, вывести из тени серый бизнес по ремонту автомобилей, участники рынка уверены, что изменения в ближайшее время не заработают. Для эффективной реализации предлагаемых мер необходимо согласие всех стран-участниц ЕЭК. Кроме того, даже в случае принятия изменений, все нормы нужно будет сперва закрепить в российском законодательстве, отметил Шапарин. Также он напомнил о ряде инициатив ЕЭК, которые уже неоднократно переносили — например, о порядке изменения легализации автомобильного тюнинга в части установки дополнительного оборудования.

Новизной не блещут: что ожидает рынок подержанных автозапчастей
Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

Кроме того, по оценке экспертов и участников вторичного рынка автомобилей, предлагаемые ограничения могут привести к значительному росту стоимости запчастей и технического обслуживания. И как следствие — к значительному росту стоимости владения легковым автомобилем возрастом старше 3–5 лет, отмечает гендиректор розничной сети по торговле автомобилями с пробегом Automama Никита Быков. Он уверен, что если перечень запрещенных узлов и агрегатов будет трактоваться чрезмерно широко, то рынок подержанных запчастей и технического обслуживания автомобилей с пробегом могут значительно сократиться.

«От этого выиграют официальные дилеры и поставщики оригинальных запчастей. Проиграют станции технического обслуживания и автолюбители. Если перечень запрещенных узлов и агрегатов будет максимально конкретизирован, то его введение в 2021 году повысит безопасность автомобилей с пробегом и снизит нелегальный рынок запчастей угнанных и разобранных автомобилей на запчасти», — сказал Быков.

Директор по сервису и запасным частям «Авилон. Volkswagen» Константин Епанешников в свою очередь подтвердил заинтересованность дилеров в ужесточении контроля за использованием подержанных запчастей.

Новизной не блещут: что ожидает рынок подержанных автозапчастей
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«Контроль за использованием б/у запчастей — это правильная инициатива с точки зрения безопасности, — считает представитель дилерского сообщества. — Среди автодеталей, которые больше всего влияют на безопасность, — шины, устройства безопасности тормозной системы, системы пассивной безопасности, такие как ремни и подушки. За ними необходим особый контроль. Сейчас, если это подержанные детали, то они должны устанавливаться только после экспертной оценки их качества».

Однако Епанешников не ожидает роста потока клиентов в случае вступления изменений в силу.

«Между официальным сервисом и подержанными запчастями есть прослойка в виде неофициальных сервисов, — уточняет эксперт. — Покупатели б/у запчастей хотят сэкономить и на их покупке, и на сервисе. И когда запрет на установку некоторых подержанных деталей вступит в силу, у таких автовладельцев может не остаться альтернативы, кроме как обратиться в «серый» сервис за неоригинальными запчастями».

«Поправки сырые, и в таком виде они точно не заработают. Иначе они ударят по покупателям и по производителям, а СТО будут уходить в тень, — подытожил Шапарин. — При этом проверять соблюдение предложенных требований при постановке автомобилей на учет в ГИБДД нет никакой возможности».

Читайте также
Реклама