Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Общество
Герой России рассказал подробности об избиении мигрантом в Видном
Экономика
На новых территориях России создадут свободную экономическую зону
Мир
В Белом доме признали развитие ситуации на Украине не в пользу Киева
Общество
В аэропорту Сочи указали на неадекватное состояние захватившего самолет мужчины
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
В Шебекино при атаке беспилотника пострадали три человека
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Банк России на основании статистики страховщиков сделал вывод, что чаще всего в ДТП попадают водители такси и начинающие автомобилисты. По данным АИС ОСАГО, с начала 2018 года по конец марта 2021-го таксисты попадали в аварии в 7,6 раза чаще, а неопытные водители в два раза чаще, чем среднестатистические шоферы. Почему автовладелец, попавший в аварию с участием таких водителей, может остаться без выплаты по ОСАГО и как поправить статистику, выясняли «Известия».

С возрастом проходит

Исследование регулятора показало: чем автомобилист старше, тем меньше он попадает в аварии. Водители возрастом от 25 до 40 лет становились участниками ДТП на 2% реже, чем среднем по рынке, водители старше 40 — реже на 35%.

Что касается таксистов, то аварийность зависит прежде всего от контроля со стороны таксопарков, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

«Мы видим, что аварийность у разных таксопарков отличается в разы. Там, где система допуска и контроля водителей построена хорошо, частота ДТП находится практически на уровне средней — в районе 5%. Там же, где эта система не построена, аварийность может легко составлять 100%», — отмечают в РСА.

последствия
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Мобильный репортер

«Имеют слабое представление о последствиях»

На уровень аварийности среди молодых водителей влияет не только недостаточный навык вождения, но и малый отрицательный опыт.

«Молодые водители имеют слабое представление о последствиях даже мелких ДТП, — объясняет поведение водителей в этом возрасте заместитель генерального директора автошколы «Звездный мост» Николай Морозов. — Это потеря времени при оформлении ДТП, обращении в страховую компанию, поиска деталей, ремонтной мастерской, ожидание транспортного средства из ремонта».

Дурным примером становятся известные блогеры, выкладывающие в соцсети видео с различными нарушениями ПДД. По словам исполнительного директора коммуникационного агентства iMARS Communications Александра Ревского, это становится для многих провоцирующим фактором и приводит к появлению желания «повторить» или «быть не хуже».

Того же мнения придерживается и Николай Морозов.

— Выход фильма «Форсаж» в 2001 году сильно исказил отношение к вождению, — считает он. — На экране быстрое вождение не кажется сложным. Выход всё новых фильмов об уличных гонщиках, а также известные автоблогеры на дорогих автомобилях, нарушающие правила, не улучшают ситуацию.

полис
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

По мнению экспертов, справиться с проблемой аварийности можно, лишь когда молодые водители сами будут стремиться к безопасному вождению. Николай Морозов рассказал, что курсы по защитному вождению в основном посещают водители коммерческого автотранспорта. И посетовал, что государство не стимулирует обычных автомобилистов повышать свои навыки. Морозов предположил, что можно было бы давать вычет на автомобильный налог или скидки на ОСАГО за ежегодное прохождение контраварийных курсов.

Оказать влияние на формирование ответственного стиля вождения может социальная реклама, а также работа с лидерами мнений, считает Ревский. Он также уточнил, что статистика, приведенная ЦБ России по молодым водителям, близка к показателям США, Великобритании, а также ряда европейских стран.

Автогражданская безответственность

ДТП с таксистом или молодым водителем таит в себе еще одну опасность: у них может не быть полиса ОСАГО. Страхование автогражданской ответственности для этих двух категорий обходится в приличную сумму. В РСА подсчитали, что 19-летнему жителю Москвы придется заплатить за полис почти 17 тыс. рублей. Электронный полис такой водитель приобрести не сможет.

У таксистов дела обстоят еще сложнее. Средняя премия для легковых такси по итогам 2021 года составляет 19 529 рублей, сообщает РСА. Под вопросом стоит и сама доступность полиса обязательного страхования.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

По данным различных исследований, лишь 30% таксистов на текущий момент могут похвастаться правильно оформленным полисом ОСАГО. Оставшиеся либо оформляют полис, не указывая использование транспортного средства в качестве такси, либо вовсе выезжают на дорогу без страховки, — рассказал «Известиям» главный юрист онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов «Страховка.ру» Антон Алферов.

Связано это с тем, что таксисты попросту не могут оформить полис. Страховщики знают о законодательных лазейках, которые позволяют месяц рассматривать заявление о страховании, так чтобы в итоге не заключить договор ОСАГО.

В итоге таксисты либо терпят убытки от простоя, поскольку не могут выйти в рейс из-за отсутствия полиса, либо оформляют полис как частные лица, даже не рассчитывая получить страховую выплату, сообщает юрист.

Полисы еще подорожают

«С начала 2022 года уже был расширен тарифный коридор. Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составил 10%, для общественного транспорта — 4,9%, для других категорий транспортных средств, в частности для такси — 30%», — рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Он напомнил, что сейчас начинается очередной этап борьбы за повышение тарифа. Предлагается поднять сумму максимальной компенсации за вред здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей, при этом стоимость полиса, по оценке участников рынка, вырастет минимум на 1 тыс. рублей, или на 20%. Для отдельных категорий автовладельцев рост может составить до 80%. Под удар попадают прежде всего самые молодые водители и автомобили такси, считает Шапарин.

ущерб
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Признаки умысла

По закону, если риск ответственности за причинение вреда не был застрахован по ОСАГО, потерпевший может требовать возмещения убытков. Вред будет возмещать либо водитель, если он законный владелец или завладел автомобилем незаконно, либо собственник, если ДТП произошло по вине его работника, либо водитель и собственник вместе, если владелец передал право управления автомобилем водителю-виновнику, который не имел права управления, о чем владелец заведомо знал. В любом случае придется обращаться в суд.

Может случиться и так, что у молодого автомобилиста не будет хватать денег не только на покупку полиса ОСАГО, но и на выплату причиненного ущерба.

«При несостоятельности виновника существует вероятность списания задолженности в связи со взысканием ущерба от ДТП. При этом должника не освободят от исполнения требований по возмещению вреда, если в его действиях были признаки умысла или грубой неосторожности, квалифицированных по статьям УК РФ или нормам КоАП РФ», — рассказал Антон Алферов.

Например, разъясняет он, водитель, который причинил вред имуществу, жизни или здоровью другого лица при управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не может быть освобожден от такой задолженности даже после прохождения процедуры банкротства.

Возмещение от страховщика можно получить только в том случае, если в результате ДТП причинен вред здоровью или жизни потерпевшего.

Прямой эфир