Школа обзывания: что вредит благополучию детей в Сети
На 70% увеличилось количество токсичного контента в переписках между молодыми людьми в онлайн-чатах за время локдауна. Такие данные получила американская и израильская компания L1ght, которая использует искусственный интеллект для обнаружения и фильтрации негативных сообщений от детей. Однако цифровые технологии могут представлять не только опасность для психического здоровья молодых людей, но и предлагать решения по устранению таких угроз. Подробнее — в материале «Известий».
Почему растет риск столкнуться с вредоносным контентом
Среди выводов, которые делают аналитики L1ght, также значится рост токсичности в сообществе онлайн-геймеров, использующих для общения платформу Discord. С начала 2019 года фиксируется 40-процентное увеличение негативных комментариев. Такой показатель мог стать следствием большого количества свободного времени, которое пользователи, особенно дети, получили в нынешних условиях.
Школьники и молодые люди — наиболее активные обитатели онлайн-пространства. Около трети пользователей интернета во всем мире — это подростки в возрасте до 18 лет. В докладе Детского фонда ООН сообщается, что наибольшее количество выходов в Сеть совершает молодежь от 15 до 24 лет.
Сегодня дети погружаются в цифровую среду с самого раннего возраста, а в начальной школе смартфон есть уже у 9 из 10 ребят (93%). Об этом в беседе с «Известиями» рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко. Согласно аналитике, телефон — самый востребованный гаджет среди детей: без него не могут обойтись 80% опрошенных школьников.
— При этом, по данным нашего опроса, порядка 30% детей сталкивались с кибербуллингом или слышали о нем. С различными оскорблениями или негативными сообщениями в Сети встречались, пожалуй, почти все, — отметил Сиденко. — К тому же ребенок может столкнуться с последствиями овершеринга, когда делится о себе слишком большим количеством информации в Сети.
Так, 50% детей указывают свой настоящий возраст в соцсетях, примерно столько же делятся личными фотографиями; 31% указывают номер школы, в которой учатся, показал опрос «Лаборатории Касперского».
Доступность смартфонов и неконтролируемое родителями время, проведенное детьми онлайн, повышает риск встретиться с вредоносными материалами и сообщениями.
В ноябре 2021 года экс-сотрудница и разоблачитель Facebook Фрэнсис Хауген заявила Европейскому парламенту о недостаточных усилиях по борьбе с опасным контентом, ставящим под вопрос благополучие детей в сети. К примеру, алгоритмы Instagram показывают интересующие темы без фильтрации достоверности и безопасности этой информации. Посты о здоровом питании могут ссылаться на другие, которые, напротив, могут поощрять расстройства пищевого поведения.
Вредит ли пользователям экранное время
В период локдауна время, проведенное детьми в Сети, сильно увеличилось. По мнению некоторых экспертов, смартфоны и планшеты по сравнению с живым общением не обеспечивают должную стимуляцию развития, даже если ребенок просматривает образовательный контент. В докладе Общества экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечено оптимальное количество времени, которое рекомендуется проводить в Сети школьникам. Это два часа в будний день и четыре часа в выходной. Однако в 2019 году исследование Оксфордского университета не смогло найти связь негативного влияния экранного времени на психическое благополучие подростков. Реальные риски исходят не от взаимодействия с гаджетами, а от содержания и видов просматриваемого материала.
Тем не менее для молодых людей сравнение себя со сверстниками или знаменитостями может способствовать повышенному стрессу и низкой самооценке. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Королевским обществом общественного здравоохранения (RSPH). Молодые люди в Великобритании заявили, что использование четырех из пяти наиболее популярных платформ (Instagram, Facebook, Snapchat, Twitter, YouTube) усиливает их чувство тревоги. Респондентам предлагали оценить каждую соцсеть по нескольким ключевым словам: «одиночество», «депрессия», «тревога», «издевательство», «создание внешнего имиджа» и т. д. Наиболее опасной платформой стал Instagram. Самым положительным имиджем может похвастаться YouTube.
Как бороться с влиянием соцсетей
Чтобы противостоять давлению онлайн-платформ, RSPH рекомендует внести изменения в их работу, а именно: создать всплывающие предупреждающие сообщения о слишком длительном сеансе в Сети; информировать о том, что фотографии людей были обработаны фоторедакторами; обучать безопасности в социальных сетям в школах.
Очевидно, что цифровые технологии могут не только представлять опасность для психического благополучия подростков, но и предлагать решения. Цифровое фенотипирование, например, позволяет использовать данные, собранные со смартфонов, для отслеживания маркеров депрессии, тревоги и разработки новых способов диагностики заболеваний. Новые разработки могут помочь улучшить психическое здоровье подростков многими способами: от телепсихиатрии до прохождения когнитивно-поведенческой терапии на веб-сайтах.
В России борьбой с последствиями негативного контента, в частности, занимается IT-компания Involta. Она создала приложение BestHelp, где пользователь может получить профессиональную психологическую помощь анонимно.
Основатель Involta Алекс Концов в беседе с «Известиями» замечает: большинство вредоносного контента распространяют сами пользователи, поэтому любые формальные способы защиты детей, которые предложат IT-разработчики, будут неэффективны до тех пор, пока родители не начнут контролировать процесс.
— Каждый пользователь Сети должен соблюдать цифровую гигиену: например, пользоваться надежными сайтами, не оставлять свой номер телефона, установить режим «инкогнито» в браузерах. В отношении своих детей взрослые могут применять родительский контроль — систему, которая позволяет отслеживать процесс использования интернета детьми, — говорит Концов.
Собеседник выделяет и другую проблему. Большинство приложений разрабатываются частными компаниями и не контролируются органами здравоохранения. Терапевтические видеоигры, мобильные приложения и соцсети являются продуктами коммерчески управляемого рынка. Учитывая это, важно в целом повышать цифровую грамотность подростков и взрослых с помощью бесплатных семинаров и выступлений подготовленных спикеров, считает эксперт.
Андрей Сиденко из «Лаборатории Касперского» соглашается: запрещать всё подряд не самое эффективное решение. Куда важнее уметь сочетать технические и нетехнические меры защиты. К нетехническим мерам относится постоянное просвещение в области интернета и возможных угроз, а к техническим — настройки и программы родительского контроля.
— При этом по мере взросления ребенку нужно давать всё больше свободы в Сети, а с точки зрения программ родительского контроля мы рекомендуем оставлять только уведомления, а не блокировку. Подросток всё равно найдет то, что хочет. Программа в этом случае поможет родителям быть в курсе интересов ребенка. Это поможет выстроить правильный диалог между поколениями, а случае неприятной или непонятной ситуации ребенку легче будет обратиться за советом к взрослым, — отмечает Сиденко.
По словам собеседника «Известий», чтобы противостоять кибербуллингу, важно рассказывать детям, как реагировать на обидные сообщения и настроить приватность своих аккаунтов. Если человек всё же столкнулся с онлайн-травлей, стоит придерживаться нескольких правил:
- не отвечать буллерам, безразличие — самый верный способ прекратить травлю;
- добавить обидчиков в черный список в соцсети или чате;
- сообщить о массовой травле (например, если были созданы отдельные группы для травли) администраторам ресурса, на котором она происходит;
- рассказать о случившемся родителям;
- если есть угроза жизни или здоровью — сообщить в соответствующие органы.