Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин отметил стабильную работу предприятий ОПК
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Мир
На Украине предложили законодательно ограничить использование русского языка
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Экономика
Моисеев отметил стабильность финансовой системы России
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 БПЛА над регионами России за ночь
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Авто
В России подсчитали число выпущенных во времена СССР автомобилей
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
В Кремле прокомментировали увеличение военных расходов Японии на 2026 год
Мир
У берегов острова Хоккайдо произошло землетрясение магнитудой 5,6
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Банки раскритиковали законопроект ЦБ по борьбе с мошенниками. Предложенные регулятором поправки по противодействию подозрительным переводам вызовут недовольство клиентов при ошибочном применении к гражданам и не полностью реализуемы, рассказали «Известиям» в Ассоциации банков России (АБР). Ранее ЦБ предложил усложнить процедуру проведения операций, в том числе чтобы не только банк плательщика, но и банк получателя проверял их на признаки мошенничества, и чтобы последний мог ограничивать дистанционный доступ к счету. Так, сомнительный перевод может быть дважды приостановлен банком, несколько раз согласован с клиентом и задержан на два дня.

Двойной контроль

Банк России обсудил с участниками рынка изменение механизма возврата похищенных злоумышленниками средств и меры противодействия мошенническим переводам. На текущий момент проект закона дорабатывается, рассказали в пресс-службе регулятора.

ЦБ предложил, чтобы банк получателя платежа начал проверять операции на признаки мошенничества, как это сейчас делает банк отправителя, а также чтобы он мог ограничить дистанционный доступ клиента к счету, если в базе ЦБ есть информация о случаях и попытках перевода средств без согласия владельца данного счета. Для возобновления доступа клиент должен будет лично обратиться в банк с паспортом. При этом злоумышленники, использующие чужие счета для вывода и снятия похищенных денег, не смогут этого сделать. Также обсуждается возможность безусловного возврата всей украденной суммы, если банк не учел в своих бизнес-процессах информацию из базы ЦБ о попытках переводов без согласия клиента.

Банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Предложенные меры вызывают вопросы о возможности их исполнения и последствиях, если они будут ошибочно применены к клиенту. При этом вся ответственность перекладывается на кредитную организацию, получающую платеж, рассказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Кроме того, такой механизм приведет к неудовлетворенности потребителей уровнем банковского сервиса и претензиям к финансовым организациям. Банк должен будет отклонить подозрительную операцию и направить уведомление клиенту, получить подтверждение от него и повторный перевод, но и этого может оказаться недостаточно. Если в базе ЦБ обнаружится информация о признаках проведения операции без согласия клиента, перевод будет приостановлен еще на два рабочих дня.

Кроме того, есть сложность в том, что предлагаемые изменения нельзя применить к переводам между гражданами при оплате через Pay-сервисы, платежам клиентов в сторону компании через СБП и валютно-обменным операциям. Банки также требуют уточнений по оценке подозрительных операций со стороны оператора получателя средств, сообщил Алексей Войлуков. По его словам, участники рынка предлагают улучшить механизм взаимодействия кредитных организаций с правоохранительными органами и судебной системой. Например, обязать возбуждать уголовное дело и налагать арест на украденную сумму по обращениям клиентов немедленно.

В ущерб удобству

Банки согласились, что требуется вносить изменения в закон «О национальной платежной системе», однако отметили: предложения регулятора нуждаются в доработке. Проверка кредитной организацией входящих переводов позволит снизить объемы хищений, однако анализ всех операций, предусмотренных законопроектом, потребует значительной донастройки автоматизированных систем и повлияет на скорость проведения переводов, рассказал директор департамента информационной безопасности ПСБ Дмитрий Миклухо.

Кроме того, возможен сговор со стороны клиентов и злоупотребления при механизме возврата похищенных средств банком отправителя. Оптимальный вариант — внесудебный порядок возврата денег со счета клиента-получателя. В таком случае пострадавший будет должен предоставить подтверждающие документы: например, копии заявлений о несогласии с переводом, обращение в полицию, талон-уведомление, выписку оператора о поступивших звонках и т.д.

Банкомат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Эксперты поддержали законопроект ЦБ. На текущий момент на стороне банка-получателя очень мало законных механизмов борьбы с мошенниками. Эти меры повысят возможность возврата средств за счет двойного контроля и прямой материальной ответственности обеих сторон, уверен начальник управления противодействия мошенничеству БКС Владимир Кухаренко.

Дополнительные проверки могут привести к сложностям как для мошенников, так и для клиентов из-за контроля всех транзакций. За счет этого может удлиниться срок проведения операций, в том числе если база ЦБ окажется временно недоступна, а также банки понесут расходы на организацию новой системы, однако стоит найти баланс между удобством и безопасностью, считает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.

Объем операций без согласия клиента в III квартале 2021-го вырос на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и превысил 3,2 млрд рублей. А их число увеличилось на 40%, до 256 тыс., следует из данных Банка России. При этом атаки с использованием методов социальной инженерии применялись на 163% чаще, чем в те же месяцы 2020-го, число таких мошенничеств составило более 12,2 тыс. в III квартале 2021-го. За этот период Центробанк инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, которые использовали злоумышленники для кражи средств у россиян, это в два раза больше, чем годом ранее.

Читайте также
Прямой эфир