Взять и отдать: россияне стали чаще держать свое слово при выплате долгов
Доля заемщиков, пообещавших погасить кредитную задолженность и сдержавших слово, достигла 66%, следует из исследования Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (СРО НАПКА), проведенного в декабре 2021-го. «Известия» ознакомились с документом. Этот показатель стал максимальным за последние три года. Также в последний месяц года вырос средний взнос на оплату кредита — с 3,8 тыс. и 4,3 тыс. рублей. По мнению взыскателей, это объясняется и желанием заемщиков начать новый год без долгов, и получением премий, и определенной стабилизацией доходов. Финансовое поведение россиян в целом меняется, уверены эксперты.
В счет погашения
По итогам декабря прошлого года доля сдержанных должниками обещаний погасить кредиты достигла 66%. Это стало рекордом за последние три года, отмечается в данных НАПКА. В аналогичном периоде 2020-го этот показатель равнялся 59%, а в 2019-м — 58%.
Рост доли сдержанных обещаний обусловлен желанием граждан начать новый год без долгов, отметили в ассоциации. Реализовать эти задачи помогли начисленные премии и 13-е зарплаты, направленные в счет погашения обязательств. В НАПКА не привели периоды, когда ранее фиксировались максимальные цифры или близкие к достигнутым под конец 2021-го. Там пояснили, что изменилась методика расчетов.
Вместе с ростом доли сдержанных обещаний в прошлом году увеличились размеры средних платежей за год и за декабрь, составив 3,8 тыс. и 4,3 тыс. рублей соответственно, что на 300 и 500 рублей больше, чем в 2020-м. Но до цифр допандемийного 2019 года они не дотягивают: тогда среднегодовой взнос равнялся 4,4 тыс., а декабрьский — 4,6 тыс. рублей.
В крупных коллекторских компаниях «Известиям» подтвердили эти тенденции. На протяжении 2021 года наблюдалось постепенное восстановление платежеспособности граждан, отметил управляющий директор Первого коллекторского бюро (ПКБ) Павел Михмель. По его словам, было меньше стрессовых и критических моментов в экономике, доходы населения в меньшей степени падали. Всё это позволило людям планировать свой бюджет, направляя часть средств на погашение долга, пояснил он.
— Мы фиксировали такую тенденцию. Повышение данного показателя относительно значений в другие месяцы характерно для предновогоднего периода ежегодно и носит сезонный характер. Помимо экономических факторов, играет роль и психологический, когда человек хочет «расквитаться» по максимуму с долгами в уходящем году и не брать их с собой в новый, — рассказал гендиректор сервиса по возврату проблемной задолженности ID Collect Александр Васильев.
В целом на рост доли сдержанных обещаний большое влияние оказывает правильно выстроенный диалог с клиентом, уверен гендиректор коллекторского агентства ЭОС Антон Дмитраков. Он уточнил: такой подход подразумевает предложение гибкого платежного плана и оптимальной суммы взноса, учитывающей финансовое положение человека.
Достигнутый показатель можно назвать высоким для рынка цессии РФ, считает Александр Васильев.
— 66% — для среднерыночного показателя достаточно высокий. Но его сложно назвать максимальным, так как в некоторые периоды среднемесячная доля сдержанных обещаний бывала и выше, — подчеркнул Антон Дмитраков.
Изменения на пользу
Кроме банального желания людей оставить «всё сложное» в старом году, а также премиальных есть и другая причина роста выплат по долгам — изменение поведения заемщиков, считает операционный директор финтех-платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева. По ее словам, люди стали более ответственно относиться к обслуживанию долга.
— За время пандемии доля просроченных и плохих долгов планомерно снижается. Так, показатель неуплат физлицами по кредитам более 90 дней к осени прошлого года сократился на 0,1 п.п., до 4,4%, и закрепился на уровне исторического минимума, — добавила она.
По словам доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Дианы Степановой, рост доли сдержанных обещаний связан с повышением платежной дисциплины и ответственности должников на фоне развития механизмов долгового рынка: системы скоринга, персонального кредитного рейтинга, института банкротства граждан. Тогда как на росте среднего платежа по долгам сказался переход людей к сберегательной модели поведения: уменьшение трат, увеличение подушки безопасности и желание закрыть долги, считает она.
В 2022-м, по оценкам эксперта, ситуация на рынке взыскания будет сильно зависеть от состояния экономики и темпов восстановления деловой активности на фоне дальнейшего развития эпидемиологической ситуации.
— В этом году уровень сдержанных платежей будет как минимум на уровне 2021-го, а в случае роста экономики повысится на 1–3 п.п. Тогда как средний платеж может достигнуть уровня докризисного 2019 года, — оценил президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.
Вместе с тем, по его словам, отмечается изменение мышления граждан — у людей появляется понимание, что долг не исчезнет и что есть способы работы с ним. Тогда как на платежеспособность клиентов влияет совокупность факторов: уровень дохода, его стабильность, условия для погашения, желание выбраться из долговой ямы и потребность в кредите в будущем, резюмировал глава СРО.