Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Тайсон Фьюри одолел Чисору и защитил титул чемпиона мира по версии WBC
Мир
Израиль ударил по целям в секторе Газа
Армия
Российский военный отогнал горящую машину с боеприпасами и спас сослуживцев
Экономика
Правительство расширило субсидии и гранты для животноводов и сельхозпроизводителей
Мир
Будапешт назвал потолок цен на нефть РФ вредным для европейской экономики
Мир
В нескольких областях Украины объявили воздушную тревогу
Спорт
Сборная Аргентины обыграла Австралию и вышла в четвертьфинал ЧМ-2022
Спорт
Месси побил рекорд Марадоны и Роналду по количеству голов на чемпионатах мира
Армия
Связисты под шквалистым огнем боевиков эвакуировали раненых сослуживцев
Спорт
Исмаилов одержал победу над Шлеменко
Мир
Ирландский политик призвал главу ЕК поспособствовать приближению мира на Украине
Мир
Зеленский назвал установленный ЕС ценовой потолок на нефть из РФ в $60 несерьезным

Новая реальность: в России обсудят глобальные проблемы интернета и цифровой среды

На двух форумах поднимут вопросы правового регулирования в Сети и профессий будущего
0
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России идет формирование программы Молодежного форума по управлению интернетом (Youth RIGF). Он пройдет в апреле 2022 года во второй раз. В прошлом году организаторы делали упор на соцсетях и блогерах, в этом основными темами станут развитие игровой индустрии, профессии будущего и противодействие деструктивному контенту. Подготовкой займется Центр компетенций по глобальной IT-кооперации, который также примет участие в проведении в 2025 году в нашей стране Международного форума по управлению интернетом под эгидой ООН. Какие проблемы цифровой среды волнуют экспертов больше всего и почему их нужно обсуждать — в материале «Известий».

Игры и будущая профессия

На выбор ключевой темы Youth RIGF 2022 повлияли успехи российских киберспортсменов на международной арене. В октябре прошлого года отечественная команда Team Spirit впервые победила на чемпионате мира по Dota 2. Многие молодые россияне с интересом наблюдали за соревнованиями, а некоторые преподаватели вузов отпускали студентов с занятий, чтобы они посмотрели трансляцию, рассказал директор Центра компетенций по глобальной IT-кооперации Вадим Глущенко.

— Ликование было практически таким же, как и когда Россия обыграла Испанию во время ЧМ-2018. Каждый такой успех повышает интерес к игровой индустрии, подобно тому как многие дети начинают заниматься спортом после Олимпиады. Для кого-то киберспорт становится профессией мечты, хотя зачастую многие и не понимают, в чем разница между геймером и киберспортсменом, каков процент успеха, как создают игры, какие заработки в индустрии и так далее. Важно смотреть на ситуацию объективно, со всех углов. Ведь не секрет, что зачастую вопросы киберспорта рассматриваются в контексте игровой зависимости, — отметил Вадим Глущенко в беседе с «Известиями».

Рынок видеоигр в России — один из самых быстрорастущих в цифровой среде. В пандемийный 2020 год он вырос на 35–40% и достиг объема $2,3 млрд. По прогнозам экспертов, в 2021 году рост немного замедлится, но затем возобновится.

Но на Youth RIGF 2022 обсудят и другие вопросы. Одна из ключевых проблем, которая волнует современных молодых людей, — профессии будущего. По словам директора Центра компетенций, дефицит IT-кадров на российском рынке составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, но не все работодатели готовы брать на работу выпускников, из-за того что в последние годы те обучались преимущественно дистанционно. Участники форума смогут напрямую задать интересующие вопросы представителям индустрии.

Как в условиях цифровой эпохи изменится профессия, которую выбрали, например, гуманитарии? Мы хотим привлечь внимание молодежи к IT-специальностям и развитию цифровых навыков. И это особенно актуально для привлечения к IT-профессиям девушек. Как известно, IT-индустрия — в основном «мужская» сфера, но дефицит кадров можно восполнить как раз за счет популяризации таких специальностей среди женщин, — сказал он.

Глущенко добавил, что необходимо уделить внимание и проблеме деструктивного контента, распространение которого в онлайн-пространстве продолжает набирать обороты, узнать, что молодежь об этом думает и как предлагает решать проблему. «Уверен, ребята много читают, занимаются самообразованием, интересуются средой, в которой живут, и хотят, чтобы в вопросах, касающихся интернета, их голос был услышан. Мы даем им такую возможность в рамках Youth RIGF», — отметил он.

Право и безопасность

В 2025 году в России пройдет Форум ООН по управлению интернетом (IGF). Он состоится в 20-й раз. У Центра компетенций, несмотря на сравнительно юный возраст, — всего один год — уже есть успешный опыт работы на IGF: на прошедшем в декабре 2021 года форуме в польском Катовице он подготовил два семинара и внес вклад в организацию основной сессии — по теме регулирования в цифровой среде.

В IGF 2021 приняли участие более 10 тыс. человек — рекорд за всю историю мероприятия. На площадке форума выступили свыше тысячи спикеров из 175 стран. Вместе с участниками они обсудили экономическую и социальную интеграцию и права человека в цифровой среде, обеспечение всеобщего доступа к интернету, новые правила регулирования в цифровой среде, изменение климата и другие темы.

Россия впервые была представлена на форуме на высоком уровне. На ключевых сессиях выступили заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко и председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

К дискуссиям, организованным Центром компетенций, международные эксперты проявили большой интерес. Сессию «Столкновение цифровых цивилизаций: техногиганты и государства» посвятили обсуждению «правил игры» для цифровых платформ. На сессии «Всё, что нам нужно, — это молодежь: объединяя молодых людей и ИКТ» представили важные российские инициативы: институт Молодежного цифрового омбудсмена (МЦО) и Альянс по защите детей в цифровой среде.

Одной из основных тем обсуждения стало продвижение российских практик по защите молодых пользователей Всемирной паутины на международной арене. Например, было предложено создать глобальную сеть МЦО, а на IGF 2025 — провести форум с омбудсменами из разных уголков мира.

Центр компетенций по глобальной IT-кооперации участвовал и в выработке итогового документа Глобального молодежного саммита IGF, который впервые состоялся на полях форума.

Предварительная подготовка к форуму 2025 года уже началась — Центр компетенций собирает фактуру для будущей программы. Пока сложно назвать основные темы, но у IGF всегда есть определенные треки, в рамках которых формируются сессии, объяснил Вадим Глущенко.

— Можно с большой долей уверенности предположить, что они не потеряют свою актуальность и в 2025 году. Это, например, доверие и безопасность в интернете, регулирование цифровой среды, обеспечение всеобщего доступа к Всемирной паутине, защита окружающей среды и изменение климата в контексте развития ИКТ и другие.

По мере приближения даты форума программу будут актуализировать. Во время IGF 2021 в Польше Центр провел опрос иностранных участников и спикеров о том, какие темы, по их мнению, должны стать приоритетными в 2025 году.

Чаще всего эксперты затрагивали вопросы восстановления экономики после пандемии и связанные с этим стремительную цифровизацию развитых стран, с одной стороны, и сохраняющийся цифровой разрыв с менее развитыми странами — с другой. К примеру, в Африке, Азии и Южной Америке обеспокоены тем, что состояние цифровой инфраструктуры не позволяет обеспечить качественное дистанционное обучение и работу. Решить эту проблему может предложенный генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем Глобальный цифровой договор, который в том числе позволил бы преодолеть цифровой разрыв и обеспечить равноправный доступ к ресурсам Всемирной сети для всего населения планеты. Трудно поверить, но сейчас почти 3 млрд человек на Земле такой возможности лишены.

В то же время растущее влияние транснациональных интернет-гигантов на экономические и политические процессы заставляет задуматься об их ответственности перед пользователями и государством. В связи с этим в Польше обсуждали и регулирование глобальных цифровых платформ.

По словам Глущенко, регуляторные меры нужно разрабатывать сообща. Многие страны совершенствуют свои правовые системы и используют похожие подходы.

Понятно, что универсальное законодательство создать не получится в силу разницы в правовых системах и реалиях того или иного региона. Но обмениваться опытом, изучать лучшие практики и внедрять их — это отличная возможность для развития международного сотрудничества в данной сфере. И мы как Центр компетенций по глобальной IT-кооперации готовы продвигать инициативы российского экспертного сообщества на международной арене. Так, например, живой интерес участников IGF 2021 вызвал опыт России по «приземлению» глобальных IT-компаний, который мы представляли на вышеупомянутой сессии, посвященной проблематике регулирования.

Как отметил экс-представитель России в Многосторонней консультативной группе IGF Роман Чуков, еще три года назад понятия «регулирование интернета» и «правила игры» в среде экспертов считались неуместными. Сейчас же многие страны стали активно применять национальное законодательство для регулирования деятельности глобальных цифровых платформ.

Цифровые платформы становятся сильными игроками, и в этой связи нужно понятное и прозрачное регулирование. И форум очень важен именно как цивилизованная площадка, где эксперты могут о чем-то договориться. Наши идеи, о которых мы говорили еще три года назад, сейчас становятся актуальными, и мы надеемся к 2025 году выйти на те самые «правила игры» в киберпространстве, — сказал он «Известиям».

Чуков добавил, что пандемия подстегнула трансформацию цифровой среды — меняется структура рынка труда, форматы общения, и всё это нуждается в качественном нормативно-правовом подходе.

— Мы не хотим, чтобы пандемия в какой-то момент случилась онлайн. Мы выступаем за то, чтобы интернет-пространство было защищено определенными международными правовыми рамками, договорами и конвенциями, возможно, Глобальным цифровым договором. И мы уверены, что все игроки должны нести определенную ответственность, с тем чтобы конечный потребитель всегда имел доступ к интернету и бесперебойной связи, а наши дети были защищены от вредоносного контента и цифровых угроз, — заключил он.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир