Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о возможном вступлении Финляндии в НАТО без Швеции
Мир
Число погибших при землетрясении в Сирии превысило 1 тыс.
Мир
В Турции объявили общенациональный траур в связи с землетрясением
Мир
Саудовская Аравия повысила цены на нефть для Азии, Европы и США
Спорт
Премьер Чехии выступил против участия спортсменов России и Белоруссии на ОИ
Мир
Экоактивисты приклеили себя к асфальту в нескольких городах Германии
Мир
Суд в Тбилиси отказал Саакашвили в освобождении по состоянию здоровья
Мир
На итальянском фестивале «Сан-Ремо» не покажут видеообращение Зеленского
Происшествия
Губернатор Белгородской области сообщил о погибшей при обстреле со стороны ВСУ
Мир
В Турции сравнили мощность землетрясения со взрывом 130 атомных бомб
Общество
Аэропорт Тобольска получил статус международного
Армия
ВСУ выпустили 10 ракет из РСЗО по Макеевке
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Участники киберспортивной команды Team Spirit, победившей на мировом турнире The International, за один день подвинули коллег в рейтинге богачей благодаря внушительным призовым. Еще 10 лет назад было немыслимо, что за игру 5/2 можно получать зарплату в $20 тыс. А превращение в долларового миллионера за отвоеванную карту в Dota 2 — и вовсе фантастика. Подробнее о том, как менялась экономика киберспорта, читайте в материале «Известий».

Победы российской команды на крупнейшем мировом турнире по Dota 2 не ждали, но она случилась: вечером в воскресенье, 17 октября, ребята из Team Spirit обошли соперников из Китая PSG.LGD на последней карте со счетом 3-2.

Российская киберспортивная команда Team Spirit

Российская киберспортивная команда Team Spirit

Первая команда-победитель из СНГ за 10 лет проведения The International; первые российские киберспортcмены-победители турнира; вторая команда в истории TI, которая дошла до первой строчки через региональную квалификацию. Победа Team Spirit, которую собеседники «Известий» назвали неожиданной и феноменальной, обросла кучей приставок.

Одной из главных деталей (а может, и самой главной), которая привлекла внимание широкой публики к миру киберспорта, стал размер призового фонда турнира. На пятерых чемпионы получат $18,2 млн, что в рублях на сегодняшний день эквивалентно сумме порядка 1,3 млрд.

Спасибо за сотку

В 1994 году состоялась первая трансляция через интернет: из офиса Xerox отыграли концерт, который при передаче едва ли напоминал музыку, но опыт был признан успешным. Спустя три года появилась первая профессиональная лига по компьютерному спорту. Уже в 2001 году, когда киберспорт казался далекой от игр публике миром бессмысленным и даже маргинальным, Россия первой в мире включила его реестр видов спорта. Однако статус закрепился за ним ненадолго, до 2006 года. Индустрия вернула его только в 2016 году.

Мировой киберспорт, несмотря на активное распространение локальных и международных турниров (в том числе под эгидой таких крупных компаний как Nintendo), вывел на новый уровень именно The International. Впервые крупнейший турнир по Dota 2 (пиковый онлайн в многопользовательской игре за последние полтора года был зафиксирован как раз в день гранд-финала TI10 — 740 тыс. игроков. — Ред.) прошел в 2011 году с призовым фондом $1 млн.

До этого момента зарплата лучших киберспортсменов варьировалась от $100 до $500, а начинающим приходилось вкладываться в увлечение, не получая материальной отдачи. За следующие несколько лет расценки выросли в 10 раз: минимальная сумма составила уже $1 тыс. Топовые игроки зарабатывали до $5 тыс. в месяц.

Скриншот из игры Dota 2
Фото: youtube.com

Тогда, в 2014 году, The International опять же задавал тренд: призовой фонд достигал уже $10 млн, из которых чемпионы забрали более 5 млн. У киберспортивных турниров по другим категориям суммы, конечно, были не такими внушительными — на чемпионате мира по League of Legends разыгрывали $1 млн, но так или иначе суммы росли.

Автор цитаты

На предыдущем TI в 2019 году призовой фонд составлял $34,2 млн.

Еще до пандемии, которая приостановила рост индустрии из-за отмены офлайновых мероприятий (на тот же TI традиционно разбирают билеты подчистую), российский рынок демонстрировал завидные скачки. По данным PwC, в 2019 году киберспорт зарекомендовал себя как самый быстроразвивающийся сегмент индустрии развлечений в России. Два года назад он оценивался, по разным данным, в $42–55 млн. Для сравнения: в 2015-м рынок достигал $35 млн, в 2016-м — в $35,4 млн, в 2017-м — $38 млн (по подсчетам PayPal и компании SuperData).

Ежемесячная зарплата киберспортсменов, выступающих на международных соревнованиях, в среднем колеблется в промежутке между $10 тыс. и $20 тыс. Начинающие кибератлеты могут стартовать с той планки, на которую 10 лет назад могли претендовать только звезды.

Автор цитаты

Ограничений по оплате труда профессиональных геймеров в индустрии нет. Как, впрочем, и статистики: выводы о среднем размере зарплат делаются из заявлений представителей разных команд.

Молодой ресурс

Заработок киберспортсменов не ограничивается зарплатой, которую они получают даже в случае проигрыша. Дополнительные статьи доходов — это спонсоры, донаты со стримов и, конечно, призовые с соревнований. Долларовыми миллионерами, тем более в одночасье, профессиональные игроки становятся именно благодаря им. Чем больше призовые фонды мероприятий, тем меньше зарплата от клуба, а размер этих фондов зависит от категории соревнований.

Основной источник дохода киберспортивных организаций — аудитория турниров, которая в России по итогам прошлого года достигла 15,4 млн человек. И главная ее ценность — возраст: 20% поклонников киберспорта составляют подростки в возрасте от 13 до 17 лет, 35% — молодые взрослые до 24 лет.

Профессиональный киберигрок
Фото: Getty Images/PressFocus/MB Media

Автор цитаты

Мировая аудитория esports, по прогнозам американской CTA, к 2024 году достигнет показателя в 519 млн человек. По итогам 2020 ее оценили в 300 млн.

Продажа этой сложно доступной для рекламодателей аудитории — основная составляющая бизнеса клубов, отмечал бывший генеральный менеджер Virtus.Pro (на TI10 команда заняли 5–6 место — впервые две российские команды оказались в шестерке).

— Бренды понимают, что им как-то надо коммуницировать с этой аудиторией. У нас эта аудитория есть. Она есть в аудитории наших социальных сетей, социальных сетей игроков, она есть во всех трансляциях, — объяснял он.

Стоимость рекламных контрактов, которые заключают с киберспортсменами даже косметические компании, не разглашается — но речь идет о десятках тысяч долларов. По оценкам Forbes, стоимость тройки самых дорогих киберспортивных организаций варьируется от $410 млн до $310 млн. Американская Team Solomid, лидер рейтинга, за прошлый год заработала $45 млн, в том числе за счет турниров.

Куда бежать

Список дисциплин, в которых выступает Team Spirit, показателен в этом плане — помимо Dota 2, это CS:GO и Hearthstone.

Для esports подходят игры с соревновательным элементом, равными условиями для бойцов и короткими зрелищными сессиями, на которые хватит сил и спортсменам, и зрителям. Основные категории: это Dota 2, опять же вышеупомянутый CS:GO (он же Counter-Strike: Global Offensive; на соревнованиях разыграли порядка $50 млн), League of Legends (призовой фонд мирового чемпионата в 2020-м превысил $2,2 млн) и еще не проверенный временем Fortnite (Epic Games еще три года назад выделил на призовые $100 млн, но пока средняя зарплата игроков там самая низкая по рынку — порядка $2 тыс.).

Игрок играет в CS:GO
Фото: Getty Images/Bloomberg

Автор цитаты

Кроме того, киберспортивные соревнования проводятся по Overwatch, Valorant, StarCraft II и Super Smash Bros, а также Hearthstonе — симулятору коллекционной карточной игры.

Главной киберспортивной дисциплиной остается Dota 2, которая в этом году обновила свой рекорд по призовому фонду культового турнира. Компания Valve, разработчик игры и организатор TI, сформировала его в том числе из денег поклонников игры: они покупали внутриигровой набор бонусов, тем самым увеличивая награду для кибератлетов. Помимо внутриигровых покупок, в общий котел идут деньги с продажи билетов и спонсорские средства.

Подвинули Рамзеса

Победители The International, особенно двукратные, надолго остаются в списках самых кибеспортсменов мира. В их числе — датский профессиональный игрок Йохан Сундштейн (N0tail), заработавший благодаря двум победам на TI и другим престижным турнирам почти $7 млн.

Автор цитаты

Американский игрок в Fortnite Кайл Гирсдорф (Bugha) в 16 лет поставил рекорд по индивидуальному призу за один турнир — $3 млн.

Американский игрок в Fortnite Кайл Гирсдорф (Bugha) в 16 лет поставивший рекорд по индивидуальному призу за один турнир

Американский игрок в Fortnite Кайл Гирсдорф (Bugha), в 16 лет поставивший рекорд по индивидуальному призу за один турнир

Фото: Getty Images/Mike Stobe

Участники Team Spirit после победы на юбилейном TI уже поменяли расклад сил в региональном списке самых успешных киберспортсменов по призовым. Все пятеро — трое россиян Ярослав Miposhka Найденов, Александр TORONTOTOKYO Хертек, Магомед Collapse Халилов и двое украинцев Илья Yatoro Мулярчук и Мирослав Mira Колпаков — обосновались в топе рейтинга.

За ними Роман RAMZES666 Кушнарев, который за 5–6 место на The International в 2017–2018 годах в общей сложности заработал $455 тыс. Ранее он считался самым успешным российским кибератлетом, за трансфер которого клуб Evil Geniuses заплатил $75 тыс. Самый старший из них — Ярослав Найденов, которому всего 23 года.

Читайте также
Реклама