Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские проекты документов по гарантиям безопасности — это стартовая переговорная позиция Москвы: как заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации (СФ) по международным делам Григорий Карасин, на этих принципах Россия готова вести консультации с Североатлантическим альянсом. С момента, как РФ опубликовала свои предложения, прошло три дня. И хотя некоторые западные страны заявляют, что российские требования неприемлемы, ни Штаты, ни НАТО, ни Евросоюз официальных ответов пока не дали. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, Москва выступает с жестких позиций, потому что иначе невозможно: таким образом Россия дает понять, что в устоявшихся параметрах она ни о чем говорить не будет.

Стартовая позиция

«Если они не реагируют на наши предложения или реагируют негативно — это значит, [что] тем самым они проводят осознанную линию на неулучшение отношений, на сохранение кризисных явлений, на нагнетание напряженности», — с таким заявлением 20 декабря перед журналистами выступил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, дав понять: иной реакции, кроме положительной, на свои идеи по гарантиям безопасности Москва от Вашингтона не ждет.

Тем не менее, как пояснили «Известиям» в Совете Федерации, это не значит, что Россия не готова свои предложения обсуждать и пересматривать.

Публикация проекта договоренностей в сфере стратегической безопасности — это приглашение к танцу. Фактически это набор предложений, которые ведут к тому, чтобы сделать жизнь планеты более спокойной и предсказуемой, — отметил глава комитета СФ по международным делам, бывший замглавы МИД РФ Григорий Карасин. — Это набор принципов, по которым, как считает руководство России, надо садиться и обсуждать конкретные обязательства сторон. Бурная реакция западных СМИ свидетельствует о том, что со здравым смыслом там не всё хорошо. Поэтому мы спокойно ждем официальной реакции Вашингтона и Евросоюза на эти предложения, которые абсолютно предметны и конструктивны. Это не значит, что они тут же принимаются без изменения запятых и знаков препинания. Напротив, их можно и нужно обсуждать, а не заявлять с экранов телевизоров об их неприемлемости.

мид
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Свои предложения по гарантиям безопасности МИД РФ опубликовал 17 декабря. Они оформлены в проекты двух документов — соглашение с НАТО и схожий с ним договор с США. Суть российских требований сводится к следующему: стороны не будут укреплять свою безопасность за счет других; РФ и НАТО не рассматривают друг друга как противников; стороны возвращают свои войска на диспозиции, актуальные на 27 мая 1997 года; они отказываются от наземных ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в Европе; НАТО обязуется больше не расширять свой состав. В договоре с США вдобавок к этим требованиям Россия выдвинула еще одно — вернуть ядерное оружие на территорию Штатов и больше не размещать его в других странах.

Спустя несколько дней после публикации документов российское руководство заявило, что отказ от этих предложений приведет к еще более сильной эскалации. По словам замглавы МИД РФ Александра Грушко, своими инициативами Москва дает понять: она готова перенести военное обострение в политическую плоскость. Россия обозначила НАТО, что, если этого не произойдет, она «перейдет в режим создания контругроз», «но тогда будет поздно нас спрашивать, почему мы приняли такие решения, почему мы разместили такие системы», сказал дипломат 18 декабря в эфире YouTube-канала «Соловьев LIVE».

В унисон с Россией выступает ее союзник — Республика Беларусь (РБ). Глава МИДа страны Владимир Макей заявил, что «одним из возможных ответов на будущие возможные действия» НАТО в Польше станет «размещение на территории Белоруссии ядерного вооружения». В Кремле никакой конкретики на этот счет не дали — присутствие натовских вооружений у российских границ потребует «соответствующих шагов, <…> чтобы сбалансировать ситуацию», «здесь возможны самые разные варианты», сказал 20 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Выход в контрнаступление

Ни США, ни альянс, ни Евросоюз официально российские проекты пока никак не оценили. Они выступают со сдержанными заявлениями о том, что готовы к диалогу с Москвой. Как заявила 19 декабря во время визита в Литву новый министр обороны Германии Кристина Ламбрехт, обсуждать российские предложения — «правильно и важно». «Но нельзя [допустить], чтобы Россия предписывала партнерам по НАТО, как им себя позиционировать», — сказала она, указав, что эти проекты члены НАТО обсудят в течение нынешней недели.

нато
Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Artur Widak

В некоторых странах Европы звучат заявления о том, что российские требования неприемлемы. По словам замглавы МИД Латвии Анджея Вилумсонса, «это нарушило бы все принципы, <…> которые международное сообщество приняло в XX веке». «Логика требования гарантий безопасности Россией непонятна, потому что в последние десятилетия безопасности России никто не угрожает», — сказал он в интервью от 18 декабря украинскому изданию LIGA.net.

Евросоюз хоть пока и не высказал своего категоричного неприятия, всё же упирает на то, что необходимости в новых договорах о европейской безопасности нет.

— Хельсинкский заключительный акт [1975 года] и Парижская хартия [для новой Европы 1990 года] уже ввели ключевые принципы, вокруг которых строится европейская безопасность, — заявил «Известиям» представитель Еврокомиссии Петер Стано. — ОБСЕ, в частности, предлагает механизмы и правила, которые до сих пор остаются краеугольными камнями любого взаимодействия с Россией. Каждая страна суверенна во внешней политике и выборе способов защищать себя, при этом государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Это то, что Россия должна понимать и соблюдать.

При этом представитель ЕК подчеркнул: Евросоюз должен быть за столом переговоров, где речь пойдет о европейской безопасности. В Штатах также говорят, что готовы к консультациям только при условии, что будут участвовать их партнеры. В России настаивают на том, чтобы вести контакты исключительно на двусторонней основе с США. Как сказал агентству ТАСС Сергей Рябков, «если вовлекать в них другие страны, мы просто утопим это всё в прениях и словоблудии».

нато
Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

В экспертном сообществе объяснили, почему Россия выступает с такой позицией.

— Ее суть в том, чтобы провести своего рода шоковую терапию, забив досками тот коридор, по которому Россия и НАТО идут уже 30 лет, — пояснил «Известиям» научный директор клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Таким образом Россия дает понять, что в устоявшихся параметрах она ни о чем говорить не будет. Западная реакция мне представляется несколько удивленной: с одной стороны, от России ждут всего, а с другой — такой резкой риторики от нее не ожидают. Эта резкость говорит о том, что время, когда РФ выступала с позиции слабости и оборонялась, подошло к концу.

На протяжении многих лет российская сторона неоднократно призывала Запад к равноправному и взаимоуважительному контакту. Суть нынешнего подхода, о котором говорит Федор Лукьянов, подтверждает и Сергей Рябков: по его словам, за США есть «большой должок». Он сводится к тому, чтобы «воспринимать Россию как партнера, с которым можно и нужно вести взаимоуважительный диалог и договариваться на основе баланса интересов, а не через навязывание своих односторонних схем и выдвижение ультиматумов», подчеркнул дипломат.

Прямой эфир