Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Более $90 млрд потратили пользователи смартфонов на мобильные игры в 2021 году, подсчитали в App Anie. Объем российского рынка, по прогнозам отечественных разработчиков и издателей, достигнет 73,8 млрд рублей. Какие перспективы у рынка мобильного гейминга, в чем специфика российских игроков, кто из них больше всего тратит и почему, читайте в материале «Известий».

Фастфуд в телефоне

Человечество адаптировалось к пандемии, перейдя на «мобильный образ жизни». Так будут писать в книгах по истории 20-х годов нынешнего столетия, уверены эксперты аналитической платформы App Anie. В смартфоны, и до пандемии сжиравшие у владельцев массу времени, еще глубже погружаются для развлечений. В 2021 году пользователи со всего мира потратили на мобильные игры $90 млрд, следует из доклада.

В российский топ-3 мобильных игр по скачиванию вошли DOP 2: Delete One Part (незамысловатые головоломки в картинках), Going Balls (управляйте мячом одним касанием и ловко преодолевайте препятствия на пути) и Phone Case DIY (разукрашивание чехлов для телефона в телефоне). Следом в пятерке — музыкальная казуальная игра Smash Colors 3D и имитатор антистресс-игрушек.

Казуальные и гиперказуальные игры — те, что не требуют от пользователя погружения в хитросплетенный драматический сюжет, освоения сложной механики и упорного преодоления сложных противников — как правило, и занимают первые строчки рейтингов, когда речь идет о среднемесячном количестве активных пользователей, отмечается в докладе компании: рынок быстрых развлечений, подобных фастфуду, всегда шире.

В начале пандемии в топ-3 по загрузкам попал симулятор питомца My Talking Tom: Friends, абстрактные гонки с дорисованными к кубу ногами Draw Climber и головоломка Save The Girl, геймплей которой подстроили под креативы из рекламы других мобильных игр. Больше всего денег россияне вкладывали в другие приложения: многопользовательскую Brawl Stars, игру про выживание в постапокалиптическом мире State of Survival и match-3 про дворецкого Остина Gardenscapes от российских разработчиков Playrix.

установка
Фото: Global Look Press/imageBROKER/Moritz Wolf

Только за первый квартал 2021 года россияне потратили на мобильные игры $235 млн — почти 17,3 млрд рублей по курсу на момент написания статьи. Это самый высокий показатель с начала пандемии.

По данным компании MY.GAMES, объем российского рынка мобильных игр по итогам года достигнет 73,8 млрд рублей — на 6,7 млрд больше, чем в 2020 году. В 2019 году он составил 48,1 млрд рублей, а еще годом ранее — 32,4 млрд. Если говорить в целом об игровом рынке по всем платформам (165,6 млрд рублей), то в рублях он вырастет всего на 1%, а в долларовом выражении и вовсе упадет из-за корректировки курса.

Автор цитаты

Аудитория мобильных игр в России достигает 69,3 млн человек.

Благодатная почва для роста

Падение ожидаемо после взрывного роста из-за пандемии и сопутствующих ограничительных мер, подчеркивает отечественный издатель и разработчик. Только за девять месяцев 2020 года, по подсчетам AppsFlyer, загрузки игровых приложений участились на 45%.

На самом деле рост трат на мобильные игры в России в 2021-м нельзя назвать стремительным, говорит директор образовательных программ по игровой индустрии Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, сооснователь и генеральный продюсер игровой компании Geeky House Вячеслав Уточкин.

Это нормальный и закономерный рост. Аналитика говорит нам о том, что он стабильно растет последние годы вместе с мировым. В целом мобильный рынок сейчас является драйвером всей игровой индустрии, но с развитием технологий и появлением новых платформ всё может измениться, — отмечает он в беседе с «Известиями».

игра
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Anusak Laowilas

Российский рынок привлекателен для китайских разработчиков, которые активно зарабатывают на 4X-стратегиях (жанр игр, в которых нужно управлять государством или цивилизацией. — Ред.), РПГ и «королевских битвах» — популярных жанрах у нас в стране, подчеркивает директор по маркетингу и рекламе MY.GAMES Елена Григорян.

— С другой стороны, в России довольно сильны позиции отечественных студий, особенно разрабатывающих казуальные игры и экшены, — добавляет собеседница «Известий». — Перспективы для роста российского мобильного рынка остаются благоприятными, так как мы наблюдаем его непрерывный рост последние годы.

Пока мир идет к тому, что мобильные игры будут и дальше активно расти вместе с ростом количества пользователей смартфонов даже в самых отдаленных уголках мира, с развитием их качества, с проникновением сетей 5G и с возможностями облачного гейминга, отмечает директор образовательных программ по игровой индустрии Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

— Это всё поможет добиваться невероятного качества мобильных игр, не уступая в нем PC и консольным играм, развитию кроссплатформенных игр, — поясняет Вячеслав Уточкин. — Ярким примером сейчас является игра Genshin Impact (App Anie в докладе выделяет ее как мировой прорыв на рынке мобильных игр. — Ред.).

Температура по больнице

В 2019 году россияне из сотни популярных приложений больше всего времени тратили на головоломки три-в-ряд (они же match-3) Gardenscapes и Homescapes. По подсчетам Mediascope, в них они проводили по 46 и 41 минуте в день соответственно.

— Можно уверенно утверждать, что match-3 от Playrix так популярны не только в России. В России в целом нет жанров, сеттингов и визуальных стилей, которые принципиально отличаются от мировых, — говорит руководитель студии Vengeance Games, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС Константин Сахнов. — В этом плане нас можно сравнить с Польшей, где потребление игр в целом тоже близко к общезападному, но с точки зрения разработки есть свои особенности. В Польше — упор на PC-проекты, в России — упор на разработку мобильных игр.

игра
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Hugh Peterswald

В мобильных играх россияне чаще выбирают сеттинг реализма (или условного реализма — так называемый contemporary). Казуальные игроки отдают предпочтение стилизованному графическому стилю и сочетанию 2D- и 3D-графики. Игры Playrix как раз идеально подходят под это описание, говорит Константин Сахнов.

— Что же касается более мидкорных и хардкорных игроков, то помимо стилизации, они также очень хорошо воспринимают реалистичную графику. На телефонах в некоторых регионах ее доля в этом сегменте составляет до 25%, а в компьютерных и консольных играх этот показатель еще выше. Тем не менее стилизованная графика всё равно лидирует по выручке и числу установок как в казуальных, так и в мидкорных играх, — отмечает руководитель студии Vengeance Games.

Донат от опытных

Охотнее других мобильных геймеров в России донатят миллениалы — аудитория в возрасте 25–34 лет, следует из данных аналитической платформы MyTracker. Вместе с тем больше всего денег вкладывают пользователи мобильных игр в возрасте от 45 до 64 лет — доход с таких геймеров выше. И хотя мужчины приносят в 5,5 раза больше дохода, чем женщины, именно женщины чаще совершают внутриигровые покупки в играх match-3.

Директор по маркетингу и рекламе MY.GAMES Елена Григорян обращает внимание, что при этом самыми многочисленными играми являются проекты, ориентированные на детей — Brawl Stars, Roblox, Minecraft и другие.

Автор цитаты

Российские подростки, по данным опроса, предпочитают соревновательные и азартные мобильные игры, а также «песочницы», к которым как раз относятся Roblox и Minecraft.

дети
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Российский рынок мобильных игр сохранит свои позиции, но темпы, как видно из аналитики, слегка замедляются, отмечает Вячеслав Уточкин.

Что касается предпочтений россиян, то на 2022 год пока нет оснований полагать, что они изменятся. Есть общий тренд на популярность криптоигр с NFT-токенами, однако он так ярко заметен лишь в среде разработчиков и тех, кто уже хоть раз попробовал поиграть в play-2-earn игру, — добавляет собеседник «Известий». — Потребители игр в России, в том числе мобильных, пока массово не разделяют этого хайпа, оставляя NFT-игры довольно узкой аудитории. Но есть шанс, что уже в следующем году как в России, так и в мире это станет настоящим прорывом в сфере гейминга.

Переключение на ходу

17% опрошенных MY.GAMES пользователей увлеклись мобильными играми меньше года назад. Они заходят в них в основном дома (95% респондентов), а также в общественном транспорте (46%) и на работе (34%).

Автор цитаты

Самые популярные — free-2-play, так называемые условно бесплатные игры. Они монетизируются за счет просмотра рекламы (или платы за ее отключение) и внутриигровых покупок, которые снимают ограничения на прохождение и упрощают его.

Базовым триггером для покупки становится получение ярких, интенсивных эмоций — это основа любого доната, объясняет клинический психолог, психодиагност Владислав Дубровин.

донат
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Nicolas Maeterlinck

— Но в каждом типе игры свои механизмы воздействия на пользователя. Например, в match-3 донаты могут потребоваться, чтобы быстрее преодолеть уровень и продвинуться по игре. В целом игра бесплатная, поэтому человек может позволить себе заплатить небольшую сумму, чтобы и дальше получать удовольствие, — говорит собеседник «Известий».

Коллекционным мобильным ролевым играм же присущ соревновательный элемент, упор делается на социальное взаимодействие: продвижение по турнирной таблице, получение лучшего оружия, победу в поединках. Кроме того, играет роль элемент коллекционирования — это дополнительный стимул играть и платить.

Есть и мобильные игры, которые монетизируются за счет сюжета — например, приложения-сборники визуальных новелл, где необходимо заплатить за ускоренный доступ к прохождению и дополнительные сцены (чаще всего любовные, этот сегмент традиционно считается женским. — Ред.).

Автор цитаты

По мнению психолога Владислава Дубровина, подобная схема менее аддиктивна. Человек пройдет историю до конца, и на этом дело закончится.

Казуальные и гиперказуальные игры, простая механика которых подразумевает возможность играть, например, в транспорте, помогают снять стресс, что стало особенно актуально на фоне пандемии:

— Они действительно могут действовать в качестве разгрузки, как в свое время те же спиннеры или поп-питы. Человек выполняет механические действия, которые помогают разгрузить нервную систему и отдохнуть от привычных задач.

Прямой эфир