Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Теннисист Рублев вышел во второй круг Открытого чемпионата Франции
Происшествия
Средства ПВО сбили два снаряда РСЗО «Ольха» над Белгородской областью
Мир
Премьеру Словакии Фицо 27 мая проведут контрольное обследование
Мир
Политолог связал обвинения РФ в диверсиях в Европе с ухудшением положения ВСУ
Происшествия
Задержан советник губернатора Орловской области Сергей Лежнев
Мир
ВС США впервые за несколько лет не приняли участия в Дне независимости Грузии
Мир
Оппозиция выдвинула кандидатуру архиепископа Галстаняна на пост премьера Армении
Мир
Глава МИД Польши признал промышленный прогресс в РФ и отставание ЕС
Мир
Делегация конгресса США посетит Тайвань 26-30 мая
Происшествия
ВСУ атаковали дронами-камикадзе село Муром в Белгородской области
Мир
Россия и Узбекистан обсуждают строительство АЭС
Мир
Премьер Грузии обвинил президента в измене родине
Происшествия
У берегов Сочи в Черном море заметили дрон-разведчик США
Мир
Шольц отверг предложение дать Киеву право на удары по РФ оружием Запада
Мир
Премьер Грузии рассказал о мечте войти в ЕС с Абхазией и Южной Осетией
Мир
Маск назвал управляемую человеком военную технику устаревшим оружием
Экономика
Мантуров назвал «хорошим уроком» уход Boeing и Airbus из России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Генпрокуратура и Минтранс выступили за ужесточение санкций для авиакомпаний за задержки рейсов, сообщили «Известиям» в надзорном ведомстве. Сейчас разрабатывается новая редакция КоАП, в которой предлагают установить ответственность компаний за нарушение правил перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и грузов. Генпрокуратура заявила о росте числа задержек рейсов в этом году, в ряде случаев авиакомпании нарушали права клиентов. Реализация инициативы приведет к подорожанию авиабилетов и туров, поэтому в конечном итоге за это заплатит потребитель, предупредили представители авиабизнеса. При этом от ужесточения санкций за задержки рейсов пассажиры не выиграют, так как административный штраф взыскивается в пользу государства, указали юристы.

Попасть под санкции

Минтранс поддержал предложение Генпрокуратуры по ужесточению санкций в отношении авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах. Об этом «Известиям» сообщил замначальника управления взаимодействия со средствами информации надзорного ведомства Михаил Яненко. Минтранс принял участие в разработке новой редакции КоАП, в которой в том числе предложено установить ответственность авиакомпаний за нарушение правил перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и грузов, уточнили «Известиям» в Генпрокуратуре.

табло аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Там добавили, что надзорное ведомство установило нарушения прав пассажиров и проблемы нормативно-правового регулирования в этой области, информация была направлена в правительство. В частности, в воздушном законодательстве РФ отсутствуют термины «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг» (намеренная продажа перевозчиком большего количества билетов, чем мест в самолете), сказано в письме Росавиации в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которому предшествовало обращение Генпрокуратуры в Минтранс.

Согласно документу (есть у «Известий»), планируется закрепить специальную ответственность авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах по аналогии с положением ст. 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Это необходимо, чтобы устранить недостатки нормативно-правового регулирования, а также для профилактики правонарушений и соблюдения перевозчиками прав пассажиров, следует из письма.

По указанной статье за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, для юрлиц предусмотрено предупреждение или до 100 тыс. рублей штрафа. За грубое нарушение — штраф в 200 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

В пресс-службе правительства рекомендовали «Известиям» направить запрос в Минтранс. В ведомстве и АЭВТ редакции не ответили.

Нарушили права

По словам Михаила Яненко, во время проверок транспортные прокуроры зафиксировали увеличение числа задержек рейсов в этом году в сравнении с аналогичным периодом 2020-го.

— В отдельных случаях (...) перевозчиками допущены нарушения прав пассажиров на гарантированные воздушным законодательством услуги (обеспечение напитками и горячим питанием, размещение в гостиницах). По указанным фактам принимались меры прокурорского реагирования, — сообщили в Генпрокуратуре.

Среди причин задержек — позднее прибытие самолета в аэропорт, техническая неисправность, отсутствие резервных бортов у авиакомпаний, а также метеоусловия.

аэропорт зал ожидания
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В «Аэрофлоте» сказали «Известиям», что авиакомпания не комментирует инициативы регуляторов, добавив, что компания, осуществляя операционную деятельность, руководствуется международным и российским законодательством, строго выполняет требования Федеральных авиационных правил (ФАП). В других крупных перевозчиках отказались от комментариев.

Справка «Известий»

Согласно ФАП, в случае задержки рейса авиакомпания должна предоставить пассажирам с детьми в возрасте до семи лет место в комнате матери и ребенка, при задержке рейса на два часа — обеспечить прохладительными напитками и дать возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Если задержка превышает четыре часа, пассажирам положено горячее питание: каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью. При ожидании отправления рейса более восьми часов днем и больше шести часов ночью необходимо разместить пассажира в гостинице. Также перевозчик должен доставить пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно и организовать хранение багажа.

Заплатит пассажир

Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов сообщил, что если вышеописанное предложение поступит в ГД, оно будет изучено.

— Действительно, если мы считаем себя надежной страной, то все системы, работающие на граждан, должны работать четко. Слишком много было жалоб на задержку рейсов, и это часто касалось российских авиакомпаний, — добавил зампредседателя того же комитета Анатолий Лисицын.

Введение крупных штрафов для авиакомпаний за задержки рейсов может привести к подорожанию авиабилетов и туров (за счет роста стоимости перелета), сказал «Известиям» источник в одном крупном перевозчике. По его словам, компаниям придется переложить эти издержки в цены, то есть в конечном итоге за нарушения заплатит потребитель.

Собеседник издания в другой крупной авиакомпании подчеркнул, что у перевозчиков много регламентирующих документов, в том числе по регулярности вылетов.

— Если компания будет все их досконально выполнять, никакой коммерческой выгоды не будет. Поэтому не только авиакомпании спустя рукава исполняют требования или не исполняют их вообще, но и регулятор не осуществляет должного надзора за соблюдением перевозчиками требований. Но когда что-то серьезное происходит, то сразу предлагается ужесточить какие-то меры. Нужно не ужесточать, а должным образом контролировать исполнение уже имеющихся требований, — поделился мнением собеседник.

билет аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Одно из требований по регулярности вылетов — резервирование воздушных судов. Согласно среднемировой практике, на 10–12 машин в базовом аэропорту приходится один резервный борт, на который не расписывается полетная программа. По словам двух источников «Известий» в авиаотрасли, летние массовые задержки «Уральских авиалиний» были связаны с отсутствием резервных самолетов.

Нигде в мире нет ответственности авиакомпаний за задержки перед госорганами, везде установлена ответственность перед пассажирами, указал источник еще в одном крупном российском перевозчике.

— У нас надо так же делать — не штрафами перевозчиков облагать, а повысить компенсации для пассажиров в случае задержки рейса по вине авиакомпании. При задержках потерпевшая сторона — пассажир, а не госбюджет, поэтому именно клиенту и должна платить авиакомпания, — посетовал он.

Остановка по требованию

Согласно действующему законодательству, в случае задержки рейса авиакомпании несут в основном гражданскую ответственность, отметила руководитель департамента контроля качества Amulex.ru Нурида Ибрагимова. По ее словам, привлечь перевозчика к административной ответственности сейчас практически невозможно. Ранее такая возможность была, но необходимые нормы утратили силу с января этого года, добавила эксперт.

При ужесточении ответственности в отношении перевозчиков пассажиры смогут получить только восполненное чувство справедливости, так как административный штраф взыскивается в пользу государства и никаких материальных благ под собой для пассажира не несет, — указала юрист.

аэродром зал ожидания
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По ее мнению, стоит вносить изменения и в ст. 120 Воздушного кодекса РФ, которая сейчас устанавливает мизерные штрафы в пользу пассажира за задержку рейса.

Справка «Известий»

Пассажиры при задержках рейсов могут рассчитывать на взыскание расходов на проживание, питание и новые билеты; неустойки за просрочку выплат в размере 3% за каждый день неуплаты; штраф за просрочку доставки пассажира в пункт назначения в размере 25% от суммы МРОТ за каждый час просрочки, если не будет доказано, что рейс задержался из-за действия непреодолимой силы или обстоятельств, не зависящих от перевозчика (в среднем этот штраф может составить от 300 до 2 тыс. рублей).

Прямой эфир