Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Евросоюз принял политическое решение о том, что он введет в отношении Белоруссии пятый пакет санкций. Кто попадет в черный список, пока неизвестно. Как пояснили «Известиям» в экспертном сообществе, Брюссель будет использовать санкции как аргумент на переговорах с республикой по миграционному кризису на польско-белорусской границе. Параллельно с этим ЕС обращается к Москве, с тем чтобы она повлияла на Минск. В Кремле говорят, что готовы подключиться к урегулированию в качестве посредника, и отмечают, что РФ в этой роли уже «отчасти» выступает.

Очертив границы

Евросоюз введет санкции против лиц, которые причастны к организации миграционного кризиса на границе Белоруссии с Польшей. К такому решению 15 ноября пришли главы МИД ЕС на заседании в Брюсселе. Объединение расширило критерии включения в санкционные списки. Теперь европейские меры коснутся тех людей и юрлиц, которые «организуют незаконное пересечение внешних границ Евросоюза или содействуют деятельности режима [президента Белоруссии Александра] Лукашенко».

«Мы договорились принять новый пакет санкций, пятый по счету, который будет финализирован в ближайшие дни», — заявил по итогам встречи глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Министры приняли общее политическое решение о том, что санкции будут. Кто конкретно попадет в «стоп-листы», пока неизвестно. До этого на протяжении двух месяцев шла речь о том, чтобы наказать авиакомпании, которые, по мнению Брюсселя, «поставляют» беженцев в Минск.

Сейчас в белорусском черном списке ЕС находятся 166 физлиц и 15 организаций — заморожены их европейские активы, им запрещен въезд в Евросоюз. Помимо этого, в отношении Белоруссии действуют секторальные экономические санкции. Они подразумевают запрет на покупку нефтепродуктов, калийных удобрений, ограничения в банковском секторе.

Блок-стоп: как санкции ЕС повлияют на диалог о мигрантах с Минском

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель

Фото: Global Look Press/CAZaro De Luca/Keystone Press Agency

Накануне встречи звучали разные предположения о том, какими будут новые меры. Накануне заседания совета The Financial Times сообщила: помимо авиаперевозчиков, ограничения могут затронуть еще и Национальный аэропорт Минска и гостиницу «Минск» — «за размещение мигрантов». В Республике Беларусь (РБ) говорят, что будут отвечать исходя из итогового решения союза.

Действия еэсовских чиновников, по-моему, переходят все границы здравого смысла. Совершенно непонятно, какой логикой они руководствуются и какой результат они хотят получить, — прокомментировал в беседе с «Известиями» эти предположения глава международного комитета палаты представителей Белоруссии Андрей Савиных. — Мы спокойно смотрим на весь этот процесс и реагировать будем только после совершения ими действий, поскольку совершенно невозможно предсказать, какую глупость они еще могут придумать.

О том, что реакция будет, 15 ноября заявил Александр Лукашенко. «Санкциями пугают. Хорошо, посмотрим. Они думают, что я буду шутить, что я ляпнул языком и всё. Ничего подобного. Мы будем защищаться. Всё, дальше нам отступать некуда», — сказал он на встрече с рабочей группой по доработке проекта Конституции. До этого он пригрозил Евросоюзу тем, что в случае новых мер может перекрыть поставки российского газа по трубопроводу Ямал–Европа, который идет в Германию через РБ и Польшу.

С Москвой он этот момент не согласовывал. «Я, честно говоря, об этом первый раз слышу, потому что вот я дважды разговаривал с Александром Григорьевичем за последнее время. Он мне ни разу об этом не сказал, даже не намекнул. Ну он может, наверное. Хотя ничего хорошего в этом нет», — сказал 13 ноября в интервью «России-1» президент РФ Владимир Путин, предположив, что президент Белоруссии выступил с таким заявлением «в сердцах». По словам представителя Кремля Дмитрия Пескова, российский лидер обсудил эту тему с Александром Лукашенко 14 ноября. Деталей разговора он не привел.

Фактор Москвы

В причастности к миграционному кризису в Европе неоднократно обвиняли Россию. Чаще всего об этом говорила Варшава — так, премьер-министр Матеуш Моравецкий 9 ноября заявил, что события на границе — часть политики РФ, которая управляет действиями Александра Лукашенко. Дмитрий Песков назвал эти слова неприемлемыми, а Владимир Путин подчеркнул, что сам узнал о кризисе на границе из СМИ.

Поток обвинений с польской стороны это не остановило. Так, 15 ноября польский вице-премьер Петр Глиньский заявил в интервью Polska Times, что «международное давление на эти два режима — белорусский и российский — должно быть намного сильнее». «Я бы даже рассматривал возможность исключения двух этих стран из многих международных организаций, а также спортивных состязаний, которые для них важны», — заявил политик.

В Москве сомневаются, что эту идею претворят в жизнь.

Блок-стоп: как санкции ЕС повлияют на диалог о мигрантах с Минском
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Это предложение абсолютно необоснованно и в силу этого в высшей степени нелепо. Оно собой представляет исключительно пропагандистский ход, сотрясание воздуха с целью перевести все внимание не только на Белоруссию, но теперь уже и на Россию и увести это внимание от Польши, — сказал «Известиям» вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. — Всё это в комплексе делает для меня эту инициативу, с одной стороны, шитой белыми нитками, а с другой стороны — мне не хотелось бы верить в перспективы ее реализации, потому что она слишком оторвана от реальной сути того, что происходит сейчас на белорусско-польской границе.

В причастности к кризису также обвиняли российский «Аэрофлот». Компания эти вызовы отвергает, отмечая, что граждане Ирака и Сирии не следовали ее рейсами в Белоруссию через третьи страны. Как сообщило 15 ноября агентство ТАСС со ссылкой на диписточник в Брюсселе, «нет никаких свидетельств того, что российская авиакомпания целенаправленно занимается перевозкой мигрантов в Минск», а потому в нынешний «стоп-лист» ее включать не будут. Ситуация может измениться, если «Аэрофлот» запустит чартеры или распродажу билетов в РБ из Турции или стран Северной Африки, отметил собеседник агентства.

Аргумент на переговорах

Решение кризиса упирается в диалог между Брюсселем и Минском. Их первый прямой разговор состоялся 14 ноября — тогда ситуацию обсудили Жозеп Боррель и его белорусский коллега Владимир Макей. По сообщению Минска, стороны подтвердили «заинтересованность в скорейшем урегулировании миграционного кризиса».

В последние дни ЕС неоднократно призывал повлиять на РБ Россию. Москва, которая в этом конфликте поддерживает Минск, заявила, что была бы готова выступить «в качестве переговорного посредника». Это «отчасти и имеет место», сказал 15 ноября Дмитрий Песков: ранее Владимир Путин обсуждал эту тему с и.о. канцлера ФРГ Ангелой Меркель и Александром Лукашенко, а после — выражал надежду на прямые контакты западных стран с Минском.

Здесь возникает вопрос: не подорвут ли новые европейские меры диалог Брюсселя и Минска?

Санкции — это в том числе и политический аргумент Евросоюза: они показывают, что, в случае если подвижек не произойдет, ЕС будет готов их применить, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Брюсселю выгоднее выходить на переговоры, имея при себе угрозу санкций. Есть вариант, при котором будут введены так называемые сигнальные, относительно безболезненные меры, которые покажут решимость ЕС.

Блок-стоп: как санкции ЕС повлияют на диалог о мигрантах с Минском
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Пока Брюсселю и Минску еще только предстоит договориться о развязке. Наиболее вероятный вариант — возвращение мигрантов домой. О готовности содействовать этому уже заявил Ирак — первый специальный вывозной рейс для своих граждан он наметил на 18 ноября.

Тем временем беженцы на границе перешли от мирного «стояния» к противостоянию. Поселение в лесу опустело — 15 ноября более 2 тыс. человек переместились оттуда к погранпереходу «Брузги»–«Кузница» (названия пунктов с белорусской и польской сторон). В МВД Польши заявили о намерении беженцев штурмовать границу. Исходя из этого, польские специалисты подвезли к ней водометы. Напряженность на границе растет с каждым часом, а это значит, что урегулировать кризис нужно как можно скорее.

Прямой эфир