Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Инфляция в США достигла максимума за 30 с лишним лет, перевалив за отметку в 6% в годовом исчислении. Цены поднялись практически по всем группам товаров и услуг. Схожие процессы наблюдаются сейчас в большинстве стран мира — рост цен везде бьет рекорды как минимум за десятилетие. Заверения о временном характере инфляции со стороны части экономистов и финансовых властей вызывают всё меньше доверия у обывателей. Если же инфляция пришла надолго, то ее придется сдерживать — и здесь кроется еще большая опасность. Подробности — в материале «Известий».

По данным Бюро трудовой статистики США, по итогам октября инфляция составила 6,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Это самый высокий показатель с 1990-го. Рост цен резко ускорился в сравнении с сентябрем — тогда они увеличились всего на 5,4%. Ключевой вклад здесь внесли цены на энергоносители — они подскочили на 4,8% месяц к месяцу, а бензин подорожал и вовсе на феноменальные 6,1%. Более того, «базовая» инфляция, то есть без учета энергоносителей и продуктов, превышает порог в 4%. Очень сильно растет в цене недвижимость, причем покупка (опережающий индикатор) дорожает быстрее, чем аренда (запаздывающий). Это означает, что в этом секторе инфляция будет ускоряться.

ФРС США
Фото: TASS/Zuma

Что для американцев особенно неприятно, инфляция в этот раз съела весь рост доходов населения. Часовая зарплата в 2020 году росла опережающими темпами по сравнению с ценами, но весной ситуация перевернулась. Лишь в сентябре реальные зарплаты вышли в положительную зону, но, как оказалось, ненадолго. Снижение фактических доходов бьет по населению гораздо сильнее, чем инфляция как таковая.

Много ли 6% для США? Традиционно ориентиром для ФРС при проведении денежно-кредитной политики был показатель 2%. До начала этого года он считался максимально допустимым, теперь — средним. В норме инфляция в последние 30 лет, если и превосходила двухпроцентную отметку, то обычно ненадолго и ненамного. Перед глобальным кризисом 2008 года инфляция достигла 4%, и это рассматривалось как ЧП. Ну а в 2010-е крайне низкая инфляция чуть выше нуля стала делом обычным и, более того, считалась проблемой, с которой нужно бороться (без особого, впрочем, успеха — до этого года).

Стремительный взлет цен — не сугубо американская проблема, просто Соединенные Штаты как страна традиционно низкой инфляции являются здесь лакмусовой бумажкой. В еврозоне, где цены обычно растут еще медленнее, в сентябре зафиксирована инфляция в 3,4%, а в октябре она ускорилась до 4,1%. В России цены в октябре выросли по отношению к тому же периоду прошлого года на 7,78%. В некоторых странах, например в Турции, раскрутилась галопирующая инфляция, достигнув 20-процентной отметки. Одиноким исключением выглядит вечно дефляционная Япония, но и там потребительские цены в последние месяцы перешли в положительную зону динамики, а оптовая инфляция и вовсе оказалась на 40-летнем максимуме.

ковидный доллар
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Долгое время представители ФРС США и других центробанков, а также многие экономисты расценивали инфляцию как временное явление, которое связано с выходом мировой экономики из коронавирусного кризиса и истончением (из-за того же ковида) производственных и транспортных цепочек. Однако шли месяцы, а рост цен и не думал прекращаться, к середине осени обновив сразу несколько рекордов. Дискуссия вокруг длительности инфляции разгорается с новой силой.

ФРС по-прежнему стоит на страже идеи о том, что рост цен, невиданный чуть ли не с 1970-х годов, является преходящим. Разве что слегка изменились формулировки — в последнем заявлении говорится о том, что инфляция «ожидается недолговременной», тогда как прежде об этом говорили более уверенно. Схожую позицию разделяет и экономист Пол Кругман. Он уподобил нынешний взлет цен послевоенному всплеску в 1946–1948 годах. Другие специалисты сравнивали его с инфляцией, зафиксированной в 2011 году, после того как антикризисные деньги (тогда было выделено около $800 млрд только в США) стали доходить до широкой экономики. Кроме того, экономисты в целом считают, что ключевым фактором современной ситуации является вопрос колоссального, беспрецедентного долгового бремени государств и частного сектора, а долг по своей природе оказывает дефляционное воздействие.

Оппоненты считают, что нынешняя ситуация, напротив, благоприятствует раскручиванию инфляционной спирали. К примеру, инвестор Адам Страусс отмечает, что сравнения с 2011 годом нерелевантны просто в силу огромных различий в масштабах фискального стимулирования тогда и сейчас: в 2020–2021 годах правительствами было потрачено чуть ли не на порядок больше. Кроме того, он отмечает идущий полным ходом процесс деглобализации, а также обесценивания доллара, энергетический кризис и быстрый рост зарплат. Комбинация этих факторов практически гарантирует долговременность нынешней инфляционной тенденции.

Биржа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Временна инфляция или нет, не знают даже нобелевские лауреаты, — рассказал в интервью «Известиям» главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. — Такой всплеск инфляции предрекали только записные конспирологи, поскольку считалось, что центробанки научились стерилизовать инфляцию. Но пандемийный кризис оказался очень нетипичным, и инфляция стала распространяться по всему миру. Пока наиболее вероятный сценарий: резкий всплеск инфляции действительно является кратковременным, но в среднем инфляция в 2020-е годы будет выше, чем в нулевые и десятые, — даже небольшая разница на долгих временных отрезках очень сильно влияет на экономики и поведение бизнеса и потребителей.

По мнению шеф-аналитика TeleTrade Петра Пушкарёва, инфляция действительно окажется временной. Проблема в том, что понятие «временный» — растяжимо.

— Сейчас момент, противоречащий всем старым экономическим учебникам, потому и справляться с ним пытаются не так, как раньше. Видимо, и затяжной инфляции, как в 1970-е, мы с вами не увидим, но зато и переходный этап быстрого роста цен может продлиться не несколько месяцев, а, скажем, целых два-три года: все цены могут вырасти еще на 50% и даже на 100% и больше, после чего нехватка денег на покупки остановит инфляцию уже естественным путем, когда бизнес-среда к тому времени успеет компенсировать и свои потери. Так что если кризисный гиперинфляционный период длиною в два-три года и можно будет назвать английским словом transitory, то разве если только это определение в устах руководителей ФРС перевести в значении «переходный», поскольку назвать два-три года мощной инфляции делом «кратковременным» к тому моменту уже вряд ли у кого язык повернется.

Турция
Фото: TASS/EPA/ERDEM SAHIN

Как считает директор компании «Единый брокер» Артем Арзамасцев, энергетический кризис и разрыв производственных цепочек окажет долгий эффект, так что избежать ускорения инфляции не получится.

— Следующий год, уверен, наглядно это продемонстрирует. Достаточно сложно прогнозировать точные цифры по инфляции, но она определенно будет только расти, — говорит он.

Самое сильное средство для борьбы с ростом цен — повышение ставок ЦБ. Именно это сделал несколько раз в текущем году Банк России, хотя пока справиться с инфляцией не удалось. Народный банк Китая, ЕЦБ и ФРС пока не торопятся с аналогичными шагами, впрочем, последняя уже объявила о постепенном ужесточении денежно-кредитной политики. Пока это будет выражаться только в сокращении закупок облигаций в рамках «количественного смягчения». Между тем резкие движения в этом направлении чреваты, так как привыкшая к дешевым деньгам от центробанков экономика может оказаться в тяжелой рецессии, а перегретый фондовый рынок и вовсе потерпеть крах исторических масштабов. Собственно, нечто подобное происходило в начале 1980-х, а также в 2008 году, когда острым кризисам предшествовало сильное повышение ставок. Но в данной ситуации есть сомнения, что они на это вообще пойдут.

ЦБ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Даже когда со временем Федеральный резерв и Европейский ЦБ всё-таки решатся приступить к повышению процентной ставки — а это может произойти ближе к началу 2023 года, не раньше, — то уже накачанной за время пандемии на триллионы денежной массы будет вполне достаточно, чтобы питать рыночное ралли и дальше. Ведь и представители среднего класса на Западе, и более крупные инвесторы уже сейчас массово спасаются от ускоряющейся инфляции именно в акциях ведущих компаний, потому что большой бизнес как голова финансовой «пищевой цепочки» быстрее и гибче приспосабливает под инфляцию свои схемы сохранения оборотов и прибылей, чем простые потребители. Инвесторы на фондовых рынках почти наверняка продолжат вести себя подобным образом еще долго и не станут торопиться выводить с фондовых площадок свои деньги, просто потому что в наличных или на банковском депозите, в гособлигациях стран G7 уберечь сбережения от обесценивания будет вообще нереально, — считает Петр Пушкарёв.

По словам Антона Табаха, в отличие от Рейгана и Волкера нынешние руководители ФРС менее склонны к суровым мерам, более того, инфляция выгодна правительству США.

— Она позволит постепенно обесценить огромный долг правительства и корпораций без повышения налогов. Всё-таки инфляция сейчас не двузначная, и 4% — это много, но не катастрофа для США. Сейчас власти боятся не инфляции, а краха рынков и рецессий, поэтому Волкер и Рейган победили инфляцию, а Байден, Йеллен и Пауэлл не считают ее столь опасным противником.

Читайте также
Прямой эфир