Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На 72-м Международном астронавтическом конгрессе в Дубае на днях было заключено соглашение о сотрудничестве между Россией и ОАЭ. Со стороны России его подписал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, а со стороны Объединенных Арабских Эмиратов — государственный министр по передовым технологиям ОАЭ, председатель космического агентства ОАЭ Сара аль-Амири. Что могут предложить друг другу Россия и ОАЭ в космической отрасли, разбирались «Известия».

Надежда на космос

Объединенные Арабские Эмираты — молодая страна. Каких-то полвека назад, 2 декабря 1971 года, шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединенные Арабские Эмираты. Герб нового государства украсил желтый сокол, символ единовластия. Наукой вообще и космосом в частности ОАЭ стали заниматься гораздо позже. Еще в 2017 году соискатели ученой степени доктора наук составляли менее 0,8% населения с высшим образованием, что вдвое меньше, чем в арабских странах в целом.

С космосом же дела в стране обстояли практически никак. Не было техники, не было инженеров, не было знаний. Собственная космическая программа ОАЭ стартовала 6 февраля 2006 года, когда Мухаммед бин Рашид Аль Мактум, вице-президент и премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов, а также правитель Дубая, учредил Эмиратский институт передовой науки и техники (EIAST). Спустя девять лет на его основе был учрежден космический центр Мухаммеда бин Рашида, куда и вошел Эмиратский институт.

Буквально за несколько лет молодому космическому центру удалось успеть очень многое. Запущены первые космические аппараты, отправился на орбиту первый космонавт ОАЭ, в августе 2020 года стартовала первая в истории арабская марсианская миссия. Зонд «Аль-Амаль» («Надежда») в феврале 2021 года успешно вышел на орбиту Красной планеты. И всё это менее чем за два десятилетия.

Достичь такого темпа Объединенным Арабским Эмиратам помогали многие более развитые космические державы, а злые языки вообще утверждают, что всё решили большие нефтяные деньги. Однако только финансами отставание было бы ликвидировать просто невозможно — за космическими успехами Дубая видна огромная работа.

запуск арабской миссии на марс
Фото: REUTERS/Ahmed Jadallah

Руководителем программы стала 30-летняя Сара бинт Юсеф аль-Амири — государственный министр по передовым технологиям в министерстве промышленности и передовых технологий правительства ОАЭ, глава космического агентства ОАЭ и совета ученых ОАЭ, а также заместитель руководителя космической программы Emirates Mars Mission. Средний возраст занятых в проекте специалистов — менее 30 лет.

Кстати, вопреки сложившемуся мнению Объединенные Арабские Эмираты всё более охотно дают возможность женщинам работать в науке и космической сфере. Например, команда специалистов, работавших на запуске первого марсианского зонда ОАЭ «Аль-Амаль», на 80% состоит из женщин. В основную научную команду входят 11 сотрудников космического агентства ОАЭ: восемь женщин и трое мужчин.

В 2017 году была запущена долгосрочная стратегическая программа «Марс 2117», финалом которой должно стать первое арабское марсианское поселение. Скептики поспешили заявить, что это просто очередной, пусть и очень красивый, способ создания проекта по методу Ходжи Насреддина («или ишак сдохнет, или падишах помрет»).

Но, судя по уже проделанной работе, Объединенные Арабские Эмираты видят в космических исследованиях серьезный инвестиционный потенциал и готовы развивать их по максимуму. Один из показателей такого интереса — то, что 72-й Международный астронавтический конгресс прошел впервые более чем за 70-летнюю историю в арабской стране, в ОАЭ.

Между Россией и Америкой

За короткое время у России и ОАЭ сложились серьезные партнерские отношения в космической сфере. Уже в 2017 году были заключены договоренности о запуске первого в истории страны космонавта. На место претендовали 4022 человека. Победителями стали девять кандидатов, направленных на окончательное обследование в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Там отобрали двух финалистов, одним из которых стал военный летчик Хаззаа аль-Мансури.

За год подготовки он прошел более 90 курсов и более 1400 часов обучения. 25 сентября 2019 года Хаззаа аль-Мансури стартовал вместе с командиром экипажа Олегом Скрипочкой и бортинженером Джессикой Меир на борту «Союза МС-15». Он провел в космосе восемь суток и стал первым в истории космонавтом Объединенных Арабских Эмиратов.

Конечно, космические структуры ОАЭ в первую очередь смотрят на возможность получения опыта и им не так важен источник. Буквально через год после полета аль-Мансури стало известно, что космический центр имени Мухаммеда бин Рашида выбрал NASA для продолжения подготовки собственных астронавтов для возможной работы на МКС.

космонавты
Фото: Global Look Press/Roscosmos

С 21 сентября 2020 года Хаззаа аль-Мансури и второй космонавт, аль-Нейади, начали проходить подготовку для полетов в космическом центре имени Линдона Джонсона NASA в Хьюстоне (США). Затем стало известно, что такую же программу подготовки пройдут еще два будущих космонавта ОАЭ, также строго отобранных более чем из 4000 претендентов. Стали известны их имена — Мохаммед аль-Мулла и Нура аль-Матруш. Да, ОАЭ хотят, чтобы среди первых космонавтов страны была женщина.

Новость многие восприняли как отказ от сотрудничества с «Роскосмосом» и поворот в сторону NASA, но это совсем не так. Как уже говорилось, самое важное для ОАЭ — это получение максимального количества знаний и компетенций, чтобы на их основе создавать собственную независимую программу. Именно поэтому для обучения в NASA были выбраны космонавты, уже обучавшиеся в России. Это максимально логичный шаг, если цель — оценить обе программы, определить их лучшие стороны и слабости и на основе такого анализа заниматься обучением собственных космонавтов.

Поэтому в работе ОАЭ с Россией в вопросах пилотируемой космической программы еще ничего не закончено, и, судя по информации с полей Международного астронавтического конгресса, мы можем услышать вскоре о новых контрактах и полетах.

Цель — Марс

Космический центр Мухаммеда бин Рашида сделал своей стране шикарный подарок к 50-летию — запуск марсианской миссии «Аль-Амаль». Научная цель, поставленная перед этим спутником, — создание полной картины марсианской атмосферы. Орбитальный аппарат исследует изменения погоды на Красной планете и изучает метеорологические события в нижних слоях атмосферы, такие как пылевые бури.

Специалистам ОАЭ удалось создать этот аппарат в удивительно короткие сроки. Естественно, тут тоже не обошлось без сторонней помощи. «Аль-Амаль» был создан в рамках сотрудничества космического центра Мухаммеда бин Рашида и американской лаборатории атмосферной и космической физики в Университете Колорадо, а также других американских организаций, таких как университет штата Аризона и Калифорнийский университет в Беркли.

запуск арабской миссии на марс
Фото: REUTERS/Ahmed Jadallah

И опять видна готовность ОАЭ сотрудничать с теми, кто предлагает наиболее интересные условия, вне зависимости от национальной принадлежности. Запуск зонда «Аль-Амаль» был произведен в июле 2020 года из космического центра Танегасима на японской ракете H-IIA.

Сразу после успешной реализации марсианского проекта ОАЭ анонсировали следующий, не менее амбициозный — запуск миссии по изучению астероидов. Пока предполагается, что старт миссии будет проведен в 2028 году, она продлится пять лет, зонд пролетит мимо Венеры, шести астероидов в поясе астероидов и затем совершит посадку на седьмой.

Время возможностей

Еще несколько лет, и ОАЭ станет игроком, с которым придется считаться, особенно учитывая серьезный бюджет и далеко простирающиеся стратегические планы. Именно поэтому подписание межправительственного соглашения об исследовании и использовании космического пространства в мирных целях между Россией и ОАЭ выглядит очень грамотным и своевременным решением.

Международный астронавтический конгресс
Фото: Роскосмос/roscosmos.ru

Соглашение позволит России и ОАЭ развивать взаимовыгодное сотрудничество в области спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, мониторинга космического пространства, спутниковой телекоммуникации и связи, создания космической техники, пилотируемой космонавтики и научных исследований в космическом пространстве.

В ходе подписания Дмитрий Рогозин пригласил Сару аль-Амири в Россию посмотреть на возможности российской космической программы. Возможно, уже в ближайшее время мы услышим о новых интересных совместных проектах. По крайней мере очень хотелось бы на это надеяться.

Читайте также
Прямой эфир