
Одна полярность: РФ предложила арктическим соседям признать вакцины

Россия считает сотрудничество в Баренцевом регионе связующей нитью и важным каналом диалога, наиболее успешным форматом на Севере Европы. Об этом на 18-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Встреча проходила в норвежском Тромсё — на 400 км севернее полярного круга. Российский министр предложил странам региона разработать механизм взаимного признания сертификатов о вакцинации и поддержал укрепление сотрудничества в регионе Баренцева моря. Главный же акцент министр сделал на экологии и отметил прогресс в устранении экологических горячих точек в Арктике.
Структура «с бородой»
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был создан в 1993 году, он объединил арктические районы четырех стран — России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Примечательно, что само определение «Баренц-регион» ввел в обиход тогдашний глава МИД Норвегии Торвальд Столтенберг — отец ныне действующего генсека НАТО Йенса Столтенберга.
Уникальность совета в том, что он, как отметил Сергей Лавров, «двухэтажный» — сотрудничают между собой не только страны, но и отдельные регионы всех четырех стран.
В рамках этой «двухэтажности» от РФ в СБЕР участвуют пять субъектов федерации — Мурманская, Архангельская области, республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ.
Официальная сессия совета министров СБЕР, уже 18-я по счету, в этом году проходила в норвежском Тромсё, славящемся самым северным в мире ботаническим садом и планетарием. Несмотря на арктическое расположение города, «атмосфера здесь очень теплая», констатировал глава МИД РФ.
И уточнил: для наших стран Баренцево сотрудничество остается связующей нитью и важным каналом диалога. «В его рамках страны-участницы могут обсуждать ключевые для региона вопросы в деловом и конструктивном ключе», — пояснил министр.
— В этом смысле СБЕР является наиболее успешным форматом сотрудничества на Севере Европы, демонстрирующим стойкий иммунитет к колебаниям политической конъюнктуры, — подчеркнул Сергей Лавров.
Глава МИД Норвегии Анникен Хюитфельд заявила, что «кооперация в Баренцевом регионе заключается в создании связей через границы в Арктике, это самый важный проект в области мира для Норвегии».
В сессии, помимо глав МИДов четырех стран совета, участвуют и их коллеги от Дании, Исландии, представитель Еврокомиссии, а также руководители регионов, входящих в Баренцев совет.
СБЕР — структура миролюбивая, в основном занимающаяся финансированием проектов в Баренцевом регионе, в ней действительно нет политической напряженности, заявил «Известиям» член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов.
— Это структура «с бородой», ей больше 20 лет. Она реализует массу проектов, в том числе и по альтернативной энергетике. Это такой уменьшенный вариант Арктического Совета, где коллективно принимается решение о финансировании того или иного регионального проекта. Никакого политического противостояния в ней не замечено, распределение идет справедливо, — пояснил эксперт.
Он отметил, что совет поддерживает академический обмен в регионе. Наиболее активно в проектах СБЕР участвует Северный федеральный университет в Архангельске.
Экология без горячих точек
Глава российского МИДа в своем выступлении перед участниками сессии сделал акцент на экологии и климате. Министр, в частности, отметил: «Налицо прогресс в ликвидации экологических горячих точек в Баренцевом регионе».
Согласно определению российского Минприроды, такие горячие точки — это загрязнители, которые представляют значительную экологическую опасность. В 2003 году было выявлено 42 точки во всех четырех странах. С тех пор ведется работа по улучшению ситуации в них и, соответственно, по уменьшению этого списка.
Одна из таких точек в России — Ковдорский горно-обогатительный комбинат в Мурманской области. Наибольшие опасения у экологов вызывал сброс сточных вод с комбината в реки города Ковдора.
Как отмечается на сайте Минприроды, «в результате модернизации очистных сооружений значительно улучшилось качество воды в реках города».
Прогресс, о котором упомянул Сергей Лавров, связан и с исключением из списка горячих точек сразу двух объектов: целлюлозно-бумажного комбината «Монди Сыктывкар», который также сбрасывал сточные воды, и системы очистки сточных вод в Петрозаводске. Глава «Монди» Клаус Пеллер ранее заявил, что компания вложила в модернизацию своих очистных сооружений за последние несколько лет €75 млн.
На сайте Минприроды РФ подчеркивается, что обе горячие точки прошли процедуры, получили разрешение и были исключены из Баренцева списка.
В этом же зеленом контексте глава МИД РФ добавил: Россия приветствует завершение работы над проектом обновленного Плана действий для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата на период после 2020 года. По словам Сергея Лаврова, упомянутый план направлен «на стимулирование проектной деятельности по основным направлениям регионального взаимодействия с учетом климатических аспектов».
Двухэтажный совет
Продолжая тему «двухэтажности» Баренцева совета, Сергей Лавров отметил: запуск собственного Баренцева финансового механизма в 2022 году станет значимым шагом в развитии региона.
— Новый инструмент позволит предоставлять стартовый капитал для реализации и софинансирования общерегиональных проектов прежде всего по линии рабочих групп совета. Пусть пока речь идет о небольших суммах, считаю это значимым шагом, без которого любые, даже самые благие начинания, скорее всего, так и останутся на бумаге, — отметил российский министр.
У истоков этой финансовой инициативы в свое время стояла Россия, напомнил Лавров, а ее реализация стала возможной благодаря усилиям Норвегии — она председательствовала в СБЕР последние два года.
Следующим председателем на 2021–2023 годы станет Финляндия, а затем эстафету примет Россия. Во время своего председательства Москва сосредоточится на том, чтобы повышать уровень жизни в Баренцевом регионе, уточнил Сергей Лавров.
На «втором», региональном этаже совета, председательство в этом году переходит от шведской губернии Вестерботтен Ненецкому автономному округу (НАО).
— Уверен, что усилия ненецкого председательства будут направлены на углубление нашего общего сотрудничества. Рассматриваем председательство НАО в увязке с подготовкой к председательству России в СБЕР в 2023–2025 годах, — анонсировал министр.
Но повестка встречи совета не ограничивается климатом и финансовой взаимопомощью — в интервью порталу Международного Баренцева секретариата глава МИД РФ предложил странам региона разработать механизм взаимного признания сертификатов о вакцинации. При этом он отметил, что для России постпандемийное социально-экономическое восстановление — «абсолютный приоритет».
В этом свете российский МИД считает важной инициативу Мурманской области по обсуждению совместных мер противодействия пандемии, добавил Сергей Лавров.
Норвежский прием
Накануне Сергей Лавров провел двустороннюю встречу с главой норвежского МИДа Анникен Хюитфельд. Она заняла этот пост 14 октября. На совместной пресс-конференции по итогам переговоров шеф российской дипломатии жестко отреагировал на заявление министра обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр о «сдерживании России».
— Те разногласия, которые мы имеем, они из сферы идеологии — кто первый, кому править миром, это то, что мы слышим от наших друзей из НАТО. Мы считаем, что нужно концентрироваться на реальности. Тогда как воображение НАТО простирается в направлении сдерживания России, подготовки к атакам на Россию, — отметил Лавров.
Министр при этом уточнил: Москва хочет сохранять прагматичный подход и «концентрироваться на позитивных моментах».
— И всё, что Норвегия должна делать в рамках своих обязательств члена НАТО, я уверен, Норвегия будет это делать, держа в уме важность отношений с Россией, — заключил глава МИД РФ.
Новый глава Минобороны Норвегии Одд Рогер Эноксен также заявил, что считает важным продолжать диалог с Россией в разных сферах политики.
Министры иностранных дел двух государств также приняли участие в церемонии возложения цветов к памятнику советским воинам на кладбище города Тромсё. Сергей Лавров поблагодарил Анникен Хюитфельд за то, «как бережно норвежский народ, норвежское правительство хранят память о том подвиге, когда Красная армия освободила Северную Норвегию». В 2024 году исполнится 80 лет с освобождения этого региона от фашистских захватчиков.
А министр Хюитфельд призналась, что «многие норвежцы хранят память о Второй мировой войне».
— В том числе мой родной дед со стороны отца, он сидел в концлагере вместе со многими советскими солдатами и до конца жизни хранил об этом память. До конца своей жизни он мог цитировать русские стихи, — добавила глава норвежского МИДа.
В заключение встречи Сергей Лавров пригласил Анникен Хюитфельд посетить Россию.