«То, что ребята сделали в обстановке этих соревнований, очень трудно»
На прошедших в 2021 году летних Олимпийских играх в Токио российские пловцы показали лучший результат за 25 лет. На их счету пять медалей — два золота (Евгений Рылов в плавании на 100 и 200 м на спине), два серебра (Рылов, Мартин Малютин, Иван Гирёв, Михаил Довгалюк, Александр Красных, Михаил Вековищев в эстафете 4x200 м вольным стилем и Климент Колесников в плавании на 100 м на спине) и одна бронза (Колесников в 100 м вольным стилем).
Золото Рылова стало первым для российского плавания на Олимпиадах со времен Атланты-1996. По сравнению с 2000-ми годами улучшились результаты и на чемпионатах мира — 11 наград в 2017-м и 16 медалей в 2019-м. О причинах такого прогресса «Известия» поговорили с Михаилом Полищуком, выигрывавшим серебряные медали в эстафете 4x200 м на Олимпиаде-2008 в Пекине и чемпионате мира – 2009 в Риме, а также побеждавшим в аналогичной дисциплине на чемпионате Европы – 2010 в Будапеште.
— Чем сейчас занимаетесь?
— В принципе еще продолжаю плавать, но основная работа — тренер спортивной команды Центрального клуба Росгвардии. Это одна из московских организаций общества «Динамо». За нас из известных пловцов выступают Климент Колесников, Михаил Вековищев. Из водных видов спорта — Полина Коман (синхронное плавание) и Виктор Минибаев (прыжки в воду).
— Выступление наших пловцов и лично Евгения Рылова на Олимпиаде в Токио было ожидаемым?
— Медали были ожидаемыми, просто хотелось побольше. Но одно дело хотеть. А другое — приехать и сделать — это очень сложно. То, что ребята сделали в обстановке этих соревнований, очень трудно. Большой почет и уважение им, что смогли перебороть все внешние факторы и выступить очень достойно. Особенно Женя — уникальный человек в нашем виде спорта. Олимпиада проходит раз в четыре года, а сейчас прошла раз в пять лет. Неважно, какие результаты ты показываешь в течение сезона. Ты должен собраться именно в этом месте в это время и показать тот результат, на который готов. Не все люди могут собраться именно на Олимпиаде. Вы сами видели, сколько именитых чемпионов приехали в Токио, но не дошли до медалей.
— Когда вы в конце 2000-х годов становились призером Олимпиады и чемпионата мира, наша сборная в целом по медалям не проваливалась, но значительно хуже выступала, чем сейчас в эпоху Рылова и в 1990-е в эпоху Александра Попова. За счет чего с тех пор результаты улучшились?
— Смена поколений повлияла. И методики, подход к тренировкам совсем другой. У каждого тренера свой подход, но за 13 лет с тех пор, как мы выиграли серебро в эстафете на Олимпиаде, многое изменилось во всем.
— В 2008 году серебро в эстафете было неожиданным?
— Ехав на ту Олимпиаду, мы не задумывались об этом. Нам было всего по 19–20 лет. Были счастливы, что вообще туда попали. Для любого спортсмена попадание на Олимпиаду — большое достижение. А увезти оттуда медаль стало праздником для всех.
— Вы выступали на той Олимпиаде в предварительном заплыве эстафеты, но не в финальном. Обидно было?
— У нас всё по спортивному принципу. Тот, кто с утра показал более высокий результат, выступает в вечерней программе. Как относиться к тому, что не выступал в финальном заплыве? Есть команда. И я не сожалею, что не попал в вечернюю эстафету. На тот момент я показал свой максимальный результат, больше не мог. И ставить меня после этого на вечернюю эстафету только из-за моего желания было нецелесообразно. В тот момент были люди быстрее меня. Тренеры сделали всё грамотно, и мы получили серебряные медали. А через год на чемпионате мира получилось всё по-другому. Был другой подход. Мы сделали всё более взвешенно. И результат получился такой, что я выиграл серебро в эстафете, уже выступив в финальном заплыве.
— Что перевешивает — серебро Олимпиады в Пекине без финального заплыва или серебро ЧМ в Риме, где выступили в финале?
— Олимпиада — это Олимпиада. Ее не заменят никакие медали чемпионатов мира и Европы. Ты можешь быть сколько угодно чемпионом мира и Европы, но можешь не стать олимпийским призером, не дойти до этого. Для меня приятней медаль Олимпиады. Неважно какого достоинства.
— Ваш партнер по тем эстафетным командам Никита Лобинцев в дальнейшем выиграл бронзу Олимпиады-2012 в Лондоне, был призером чемпионатов мира, но в последние годы показывал не лучшие результаты. Он еще заявит о себе?
— Всё зависит от Никиты, от того, сколько у него еще есть возможностей и запала. Если всё это есть, если хочется, то почему нет. У нас никто этого не запрещает. Никите 33 года, а люди выступают и в 36, и в 40 лет, завоевывая медали.
— В чем секрет успеха Евгения Рылова?
— Женя просто сам по себе уникальный человек. Работоспособный, умеет абстрагироваться от всего. Он настроен на определенную цель — и идет к ней. И добивается ее.
— Несмотря на лучшие результаты пловцов за 25 лет, главного тренера Сергея Чепика критиковали на пресс-конференции в Токио за недобор медалей.
— Естественно, ехав на эту Олимпиаду, все рассчитывали на большее. Но одно дело рассчитывать, другое — сделать это на Играх. Всё сложно. Никто до конца не знает, как ребята подошли к стартам, какие факторы сыграли. Главного тренера тоже можно понять — не всё зависит от него. Может быть, что-то недоделали, где-то просчитались с подготовкой.
— Можно говорить, что эти результаты у российского плавания надолго, а не просто на тот период, когда в выдающейся форме Рылов, хорош Колесников и остальные держат уровень?
— Думаю, у нынешнего молодого поколения достаточно плотные результаты. Поэтому у России будет кем заменить нынешних лидеров.
— От Юлии Ефимовой после неудачной Олимпиады в Токио еще можно ждать успехов?
— От Юли можно ждать всего чего угодно. Если она захочет, то обязательно соберется и выступит как в лучшие этапы своей карьеры.