Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО отразили атаку украинских беспилотников на Рязанскую область
Общество
В Госдуме рассказали о мошеннической схеме с «новогодними открытками»
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Общество
В ГД сообщили о росте средней пенсии по старости до 27 тыс. рублей в 2026 году
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до +3 градусов в Москве 6 декабря
Мир
NYT сообщила об аресте в Японии актера Харриса за попытку ввоза наркотиков
Общество
Минтруд РФ предложил ввести перечень запрещенных для детей работ
Мир
В МАГАТЭ заявили об утрате функций нового саркофага на Чернобыльской АЭС
Общество
В Госдуме предложили новый порядок расторжения сделки купли-продажи квартиры
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Общество
ФК «Акрон» не смог вовремя вылететь в Санкт-Петербург на матч РПЛ с «Зенитом»
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вячеслав Бутусов объединяет юбилейные даты и не готов к бессмысленным страстям. Питер он считает брутальным и прекрасным, а свердловские группы «Урфин Джюс» и «Трек» — вершиной достижений. Об этом музыкант рассказал «Известиям» в преддверии 60-летия и концертов в Санкт-Петербурге (23 октября) и Москве (6 ноября).

— Вы никогда не любили пафосных мероприятий, и тем не менее полностью зажать день рождения не удастся. Слышал, вы готовите большую программу? Да и залы соответствующие — БКЗ «Октябрьский», «Крокус Сити Холл».

— Суть в том, что из-за пандемии всё сдвинулось, подготовка заняла больше двух лет и произошло целое нагромождение. До сих пор не понимаю, как бы всё это успели, если бы не было этого карантина.

Вначале речь шла о премьере пластинки «Аллилуйя» и одноименной программы, теперь подоспел юбилей, или, лучше сказать, круглая дата — мое 60-летие. Бульдозер времени всё сжимает, и вот уже приближается 40-летие «Наутилуса», и мы должны успеть отметить и его. В общем, чем дольше человек живет, тем больше всяких эпохальных дат. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны — их нужно научиться, как говорят архитекторы, как-то компоновать в какую-то определенную тему.

То, что вы увидите, это очень большой проект — со сложной организацией сценографии, в рамках которого нужно реализовать задержавшуюся премьеру, отметить юбилей моей деятельности, подвести какие-то итоги и всё это объединить. К сожалению, мы покажем программу пока только в Москве и Питере. Не знаю, может быть, в дальнейшем это будет возможно и в других городах, но сейчас это очень энергозатратная вещь.

выступление

Музыкант Вячеслав Бутусов во время концертного выступления

Фото: Дмитрий Строц

Художник и продюсер Александр Коротич, ваш давний товарищ еще по Свердловскому архитектурному институту, вместе с издателем Олегом Ковригой и саунд-продюсером и реставратором Евгением Гапеевым приступает к переизданию всех альбомов «Нау» на виниловых пластинках. Почему выбрали эту команду и вообще решились на это переиздание?

Это целиком заслуга перечисленных вами ребят. К Саше я отношусь с большим доверием, мы давно дружим и сотрудничаем. Я увидел, как он, Женя и Олег работают с материалом, как бережно и кропотливо в течение нескольких лет они собирали то, что у меня находилось в раздробленном состоянии или было утеряно, и как они неистово радеют за качество. И меня это очень радует. Саша хочет, чтобы всё было аутентично, но сделано на нынешнем качественном уровне: восстановленное оригинальное оформление, «перемастеренный» звук.

«До нас были и «Урфин Джюс», и «Трек»

Не так давно я был в Екатеринбурге, где Михаил Симаков из группы «Апрельский марш» показывал мне рок-н-ролльные места города. В частности, особнячок, где полуподпольно записывался легендарный альбом «Разлука». Я слышал его десятки раз и только сейчас смог понять, что появиться он мог только в уральской столице. Вы уже очень давно живете в Петербурге, но тогда, наверное, было сложно перекраивать творческое сознание?

Была метаморфоза, да! Но по молодости это всё воспринимается таким бурным потоком, что просто не успеваешь анализировать эти вещи. Учитывайте, что в Питер я попал не прямиком, а через Москву, где тоже натерпелся прилично. К Питеру я был морально готов, потому что по тем временам мы ездили туда довольно часто. У нас была замечательная командировка на «Ленфильм», которая позволила осесть там почти на год, и у меня было время адаптироваться в этом городе.

Я понимал этот брутальный и прекрасный город. Он мне нравился, но, чтобы жить в нем, нужно пройти какую-то почти индейскую инициацию. Я очень долго заслуживал право жить в Петербурге и быть его гражданином и в какой-то момент ясно ощутил, что город мне разрешил чувствовать себя его жителем.

«Наутилус Помпилиус»

Рок-группа «Наутилус Помпилиус» из Свердловска во время выступления в «Лужниках», 1988 год

Фото: ТАСС/Роман Подэрни

Именно с «Нау» в конце 1980-х начался интерес к уральскому року на всесоюзном уровне. Но были и те, кто повлиял на вас. Кто они?

Тут я должен возразить. До нас были и «Урфин Джюс», и «Трек». Наша популярность в хорошем смысле слова это заслуга огромного коллектива, участники которого оказались близкими по духу. Когда я первый раз услышал в институтском клубе репетицию «Урфина Джюса», у меня сразу волосы зашевелились. Я не видел, что это за люди, как они выглядят: я просто услышал какой-то искаженный звук!

Мы стояли на улице, а из клуба доносились странные вопли про топор, но при этом я слышал музыку (!), которая в меня проникала. А когда я увидел «Урфин Джюс» живьем на сцене, то был потрясен и уже полностью оказался во власти этой музыки.

Тем не менее звук «Нау», начиная с «Разлуки», — это нечто совсем непохожее ни на «Урфин Джюс», ни на что-то вообще, сделанное тогда в нашем роке. Здесь явно корни в западной музыке?

— Ну конечно, мы питались информацией, которая шла с виниловых пластинок или магнитофонных копий. Да, на «Разлуке» уже был new wave, ведь на тот момент мы уже прошли через The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, 10 СС и King Crimson и нам начали целенаправленно приносить пластинки с «новой волной». Мы поняли, что это та стилистика, которая сейчас наиболее востребована.

Да и люди, собиравшиеся вокруг нас, тот же Леша Балабанов, который тогда снимал свои курсовые и дипломную работу, имели общий современный знаменатель. Это было не так заметно в Свердловске, но в Питере и Прибалтике мы это почувствовали в полной мере и принялись активно впитывать.

«Честно говорю, альбом «Позорная звезда» шедевр»

Вспомним вас 17–20-летнего и ваше сильное ощущение от новой музыки. Как давно вы испытывали нечто подобное в последний раз?

Сейчас в основном я слушаю академическую музыку, но если говорить о популярной, то для меня был потрясением концерт Pink Floyd, видимо, каких-то 2000-х годов. Я думал, что будет скукотища и моя юношеская любовь преобразовалась — возможно, прокисла или заплесневела, но внезапно я ощутил потрясающий прилив радости! В этой музыке заложен какой-то уникальный модуль, который, невзирая ни на звук, ни на картинку, вообще ни на что, по-настоящему радует.

— Сейчас снова на слуху команды из Екатеринбурга: «Сансара» и «Курара». Вам что-то говорят эти названия?

В общем, нет. Для меня до сих пор «Урфин Джюс» и «Трек» вершина достижений. Есть еще «Агата Кристи», и я честно говорю, альбом «Позорная звезда» шедевр, и он для меня остается неизменным откровением.

История тех лет запечатлена в двух книгах: «Введение в Наутилусоведение» Леонида Порохни и «Космос как воспоминание» Александра Кушнира — о вашем соавторе, поэте Илье Кормильцеве. Они могут претендовать на полную историческую справедливость или «истина где-то рядом»?

А она всегда рядом. Но в данном случае я про истину вообще бы ничего не говорил. Если сравнивать, то книга Александра Кушнира — чистая беллетристика и к исторической правде вообще никакого отношения не имеет. Я бы больше доверился Лёне Порохне, потому что он, при всем своем ироничном взгляде, в большей степени отображал то, что на самом деле видел, и, главное, свидетелем чего был. Я терпеть не могу всяких выдумок, баек и расхожестей. Это неправильно, потому что потом приходится их изживать, брать на себя ответственность за байки.

«Наутилус Помпилиус»

На концерте в честь 25-летия группы «Наутилус Помпилиус» в «Олимпийском», 2008 год

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев

«Мы Андреем Макаревичем как два архитектора нарисовали такую картину...»

— «Нау» первого состава — это в первую очередь друзья и единомышленники, которые умели и хотели играть музыку вместе. После него было разных несколько составов и проектов: «НезаконНоРожденный», «Deadушки», «Ю-Питер», сейчас — «Орден Славы». За эти годы критерии подбора музыкантов изменились?

То, что вы перечислили, своего рода проекты, они носят немножко разный характер, но мне это всё неизменно интересно.

Мы образовались в какой-то степени стихийно, и это было местечковое явление, в общем-то художественная самодеятельность. Мы все являлись студентами архитектурного института и не ставили перед собой задачу позвать Пола Маккартни, чтобы он поиграл у нас на бас-гитаре. Мы были энтузиастами, нас это увлекало по уши, и нам не нужно было ничего, кроме возможности играть свою музыку. Запись на магнитофон или просто взять инструмент в руки и включить его на полную мощность для нас это всё было открытием. А возможность остаться после лекций в институте порепетировать вообще событием, равным награждению «Оскаром». Сейчас я на это смотрю как на обыденность, а тогда это была экзотика в чистом виде.

— Но это неизменно были друзья и единомышленники?

Не всегда. Нас объединял какой-то определенный знаменатель, но цели у всех были разные. Мы все, конечно, любили музыку вот это был обязательный критерий.

концерт
Фото: Дмитрий Строц

Каждый альбом, начиная с неофициальных записей «Нау» и заканчивая началом 2000-х, был событием. И для музыкантов, и для публики. Сейчас появление нового релиза даже близко не вызывает такой реакции. Не обидно?

Знаете, мне не то чтобы не обидно, я сокрушаюсь по поводу того, что люди лишают себя вещей, которые на самом деле создавались с большой любовью, на которые было потрачено очень много внимания и сил. Я искренне считаю, что это достойно хотя бы элементарного потребительского внимания. Понятно, что сейчас такие времена — в обществе, в сознании, во внимании ко всему царит турбулентность, и важное порой оказывается на периферии.

Мы давным-давно, еще в 1990-х с Андреем Вадимовичем Макаревичем как два архитектора нарисовали такую картину: вот у нас есть огромная страна, а мы — счастливые люди, которые лет десять от Москвы до Владивостока могут долго-долго катиться с горочки с концертами. Туда, а потом обратно. Сейчас всё происходит моментально: быстро постамент поставили, быстро возвели, быстро убрали, на следующий день другого человека поставили.

И горочка превратилась в холмик, в кочку, и мы вместе со своей каруселью, на которой катались с концертами (вначале от «Госконцерта», потом от «Росконцерта»), упали в бездну. И вот уже все «монстры отечественного рока» вертятся на периферии вселенной, а в центре происходит что-то другое: совсем иная центрифуга, иная турбулентность, дым коромыслом и шум-гам, другие нормы восприятия.

Бутусов

Во время сольного онлайн-концерта, 2020 год

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— После вашего выступления на легендарном фестивале в Подольске в 1987 году было очевидно, что всё только начинается, битва выиграна. Сейчас, получая «откровение» от рэпера с татуированной физиономией или запевшей ведущей пошлейшего шоу, вы понимаете, что битва проиграна?

Нет, я нисколько не проиграл, наоборот, укрепился духовно. Потому что я прекрасно понимаю, что эти люди здесь совершенно случайно. Поверьте, пройдет немного времени, и всё кардинально изменится. Я это наблюдаю уже 40 лет, а они наблюдают гораздо меньше. Не могу вспомнить точной даты, когда на фестивале «Звуковая дорожка» в «Лужниках» Алла Борисовна Пугачева — она тогда нас окормила своим вниманием — сказала: «Дорогие мои, недолог будет путь вашей славы, если вы будете считать, что это всё ваша заслуга. Всё очень быстро меняется, и есть вещи куда более основательные, на которых зиждется всё».

Мы, конечно, послушали, кивнули: «Ну да-да, говорите, говорите». А потом прошло время, причем немалое, и я понял, что никуда от этого не деться и всё, что говорили святые старцы тысячу лет или две тысячи лет назад, ничуть не изменилось. Все действует по одним и тем же законам. Можно пребывать в плену каких-то иллюзий, но от этого ничего не меняется, в отличие от нашего положения по отношению к действительным вещам.

ВЭФ

Во время выступления на ВЭФ-2021

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

«Было круто!»

Ваш директор Вячеслав Батогов когда-то работал в группе «Алиса», чьи гастрольные маршруты часто пересекались с маршрутами «Нау». Вспоминаете с ним те времена?

Очень много было всяких историй, но я не рискну их рассказывать. Многие воспоминания связаны и со всякими злоупотреблениями молодости. Много смешных и забавных вещей было. Скажу так: было круто!

— Вы выступили на Восточном экономическом форуме, участвовали в дискуссии на тему «Государство, бизнес, креативные индустрии — экология глобальной общественной культуры». О чем говорили и почему это важно для вас?

Меня как общественного деятеля периодически просят поучаствовать, выступить на какую-то тему. В данном случае мне это оказалось близким, так как речь была об экологии. Я человек не красноречивый. Чтобы подготовиться, мне нужно заранее представлять себе, о чем говорить, чтобы не размазаться мыслью по древу. Читая наших литературных патриархов — Достоевского, Толстого, Пушкина, я подумал о таком термине: «экология души». В результате поисков и каких-то обобщений пришел к выводу, что в докладе постараюсь коротко сформулировать такую вещь: когда у человека на душе спокойно, вокруг него мир и покой — именно это очень важно. Когда мы, буря землю на километры ближе к ядру, пускаемся рассуждать о том, как спасти природу, то должны задуматься именно об экологии души. О чистоте души. Это наши помыслы, наши действия, наши дела.

Портрет
Фото: Валерий Латыпов

— Когда-то вам самим нужно было таскать аппаратуру, конспиративно записывая альбомы, позже трястись в разбитых гастрольных автобусах и жить в ужасных гостиницах. Сегодня, наконец, получив все преференции, вы понимаете, что достигли всего, чего хотели, и даже того, о чем не могли мечтать?

— У меня очень часто создается ощущение, что я не заслуживаю того, что в результате получил. Долгое время я жил с мыслью о том, что это такой аванс, чтобы поддержать человека. Потом понял, что за это нужно расплачиваться, но всё равно у меня такое чувство, что я должен еще много, очень много сделать, для того чтобы отблагодарить и людей, и Господа Бога за то, что он меня привел к какому-то делу. Дай Бог, чтобы это дело было кому-то полезно, но я до сих пор расплачиваюсь за этот аванс.

Справка «Известий»

Во время учебы в Свердловском архитектурном институте Вячеслав Бутусов в творческом содружестве с поэтом Ильей Кормильцевым создал группу «Наутилус Помпилиус», записавшую 12 альбомов, ставших классикой русского рока. После распада группы записал более 10 альбомов в рамках других проектов, в том числе собственных групп «Ю-Питер» и «Орден Славы». В 2020 году представил Chiaroscuro – совместную работу с Екатериной Мечетиной в жанре академической музыки. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, заслуженный артист России.

Читайте также
Прямой эфир