Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бессент назвал неразумным шагом возможный ответ Европы на пошлины США
Общество
В Башкирии арестовали имущество бывшего замглавы района на 44 млн рублей
Общество
На ЗАЭС возобновлена подача электроэнергии по линии «Ферросплавная-1»
Общество
Комика Останина обвинили в организации ОПГ
Спорт
Тихонов предложил назначить олимпийским чемпионам пенсию в 500 тыс. рублей
Авто
Китайским автомобилям предрекли сокращение доли рынка в РФ
Спорт
Тарасова оценила перспективы воссоединения Трусовой и Тутберидзе
Общество
Банк России опроверг информацию о массовых блокировках карт
Мир
На месте ж/д катастрофы в Испании обнаружили участки поврежденных путей
Мир
В Киеве рассказали о ситуации вокруг коммунального кризиса в стране
Мир
Движение «По-нашему» Карапетяна зарегистрировало в Армении партию
Мир
В Нидерландах пригрозили «схватить США за шкирку» из-за ситуации с Гренландией
Общество
В Госдуму внесли законопроект для защиты от «эффекта Долиной»
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за гололедицы объявлен в Москве до вечера четверга
Мир
Швейцария пригласит РФ и других членов ОБСЕ на конференцию по кибербезопасности
Общество
ЦБ предложил запретить делать похожие на российские банкноты предметы
Мир
На Украине массово отметили Крещение 19 января
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня, 8 октября, исполняется 85 лет Леониду Куравлёву, блистательному русскому актеру, одному из последних могикан великого советского кинематографа. В этот день «Известия» вспомнили этапы творческого пути Леонида Вячеславовича и то, как уживаются в нем таланты смешить и заставлять думать.

Природный русак

Он родился в Москве, но всегда выглядел — нет, не как провинциал, но как человек из глубинки. Эта «русскость» стала его фирменным знаком, мгновенно опознаваемой чертой. С такой внешностью он мог играть человека любой эпохи — и делал это непринужденно и с удовольствием. Причем «русскость» Куравлёва вовсе не мешала ему играть немцев, американцев, англичан и даже армян — но тут уже разговор не о внешности, а о таланте.

Во ВГИК Куравлёв, как говорят, поступил почти случайно — в школе ему неважно давались естественные науки, вот и выбрал «гуманитарную профессию». Нравы в те времена в киноинституте были строгие, и сниматься студентам не позволяли — разве что в фильмах своих коллег с режиссерского факультета. Одновременно с Куравлёвым во ВГИКе учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. В их учебных работах — «Сегодня увольнения не будет» и «Из Лебяжьего сообщают» — и состоялся дебют молодого актера.

Если работа с Тарковским осталась лишь почти случайным эпизодом, то Шукшин нашел в Куравлёве «своего» актера. И в свой полнометражный дебют — фильм «Живет такой парень» — Шукшин позвал именно Куравлёва, для которого Пашка Колокольников стал первой главной ролью в жизни.

Куравлёв — по киноведческой терминологии актер «характерный», то есть имеющий четкое амплуа, берущий внешним, а не нутряным, психологическим. Согласиться с этим полностью, конечно, невозможно. Да, природный ремесленный блеск, умение одним своим появлением на экране решить все свои актерские задачи — всё это присуще Куравлёву, как мало кому из его коллег. Но то, что он играет не лицом, а сердцем — стало понятно уже в его самых первых фильмах.

Мечтательный уголовник Степан из шукшинского «Ваш сын и брат», решительный прораб Корнеев из «Время, вперед», любвеобильный солдат Серафим из «Любви Серафима Фролова», едва не растерявший веру семинарист Хома Брут из «Вия» — роли совершенно разноплановые и уж точно построенные не на одном только профессиональном умении «исполнять».

Жорж и Афанасий

Куравлёва, конечно, чистым комиком никто никогда не считал, но репутация — сильнейшая вещь. Спроси у 10 прохожих на улице про лучшую его роль, девять наверняка назовут Жоржа Милославского. Между тем «Иван Васильевич меняет профессию» — всего третья комедия в карьере Куравлёва. Первой был «Золотой теленок», где Куравлёв сыграл канонического, практически идеального Шуру Балаганова. Но фильм Михаила Швейцера, хотя и очень смешной, скорее может быть назван комедией с приставкой «траги». Второй — прошедший совсем незаметно детский фильм «Два дня чудес».

Иное дело — «Иван Васильевич», в которой Куравлёв блистательно перетянул на себя одеяло куда более именитых и знаменитых на тот момент партнеров — Яковлева, Этуша, Демьяненко. Обаятельный (и не вызывающий потому никакого раздражения или неприязни) жулик-патриот стал едва ли не главным героем «Ивана Васильевича» — этого не было в сценарии, это не придумал Гайдай. Куравлёв всё сделал своими руками. Именно с этого фильма Куравлёва стали всё чаще и чаще звать в чистые комедии — и зачастую на главные роли. «Нейлон 100%», «Эта веселая планета», «Ты — мне, я — тебе», «Не может быть!», «Развлечение для старичков», «Живите в радости» — казалось, Куравлёв окончательно нашел себя именно в кинокомедиях.

Актер Готлиб Ронинсон (слева) и Леонид Куравлев в фильме режиссера Георгия Данелия «Афоня»

Актер Готлиб Ронинсон (слева) и Леонид Куравлёв в фильме режиссера Георгия Данелия «Афоня»

Фото: РИА Новости

Но это было бы для актера такого уровня слишком просто. В 1975 году Георгий Данелия позвал Куравлёва на главную роль в фильме о спивающемся сантехнике, которого пытается спасти своей любовью трогательная медсестра. Из заурядной сатирической истории Данелия и Куравлёв сделали величественный гимн позднесоветской хтони и заодно самый убедительный антиалкогольный фильм всех времен. (Так всегда бывает — заранее запланированные агитки оказываются, по-солженицынски говоря, «тухтой», а эффект имеет произведение вроде бы «не совсем о том».) В «Афоне» Куравлёв сыграл свою лучшую роль, а заодно и нашел ту грань между смешным и серьезным, которая быстро выделит его из ряда и так выдающихся советских комедийных актеров. Этот навык он в дальнейшем будет демонстрировать часто — причем в фильмах любых жанров.

Непременный герой

Разумеется, в фильмографии Куравлёва немало и серьезных драматических работ — достаточно вспомнить «Начало» Панфилова, один из главных шедевров отечественного кинематографа всех времен. Это не было «попыткой сменить амплуа» — хотя бы потому, что никакого особенного амплуа у Куравлёва не было. Он одинаково органичен, причем в самых разных ипостасях — и «полицейских», и «воров» — и в политических детективах («ТАСС уполномочен заявить», «Медный ангел», «Загон»), и в детективах обычных (Копчёный в «Месте встречи изменить нельзя», инспектор в «Ищите женщину» и фон Борк в последней части советской шерлокианы), и даже в суровых производственных драмах («Факты минувшего дня» и «Мы, нижеподписавшиеся»). Среди сыгранных Куравлёвым исторических деятелей — Михаил Сергеевич Горбачёв и Александр Данилович Меншиков. Ему по плечу русская классика, экранизации Гоголя и Островского. Ну и, конечно, комедии — куда же без них.

Актер Леонид Куравлев на вечере «Гайдай всегда Гайдай!», посвященном 90-летию режиссера Леонида Гайдая, в Доме кино

Актер Леонид Куравлёв на вечере «Гайдай всегда Гайдай!», посвященном 90-летию режиссера Леонида Гайдая, в Доме кино

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Конец СССР и вместе с ним советского кино Куравлёв воспринял стоически. Продолжал много сниматься — теперь уже не только в кино, но и в сериалах. Всё оборвалось в 2012-м, когда ушла из жизни любимая супруга Нина Васильевна — Куравлёвы прожили в браке свыше 50 лет. Актер перестал сниматься и в конце концов избрал уединенную сельскую жизнь, покинув Москву. 85-й день рождения Леонида Куравлёва вряд ли ознаменуется чередой праздничных ток-шоу на федеральных каналах — хотя бы потому, что юбиляра на них, скорее всего, не будет. Но это и неважно — куда важнее фильмы, смотреть которые мы можем хоть 24 часа в сутки.

Читайте также
Прямой эфир