Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мужчина бросил страйкбольную гранату в сотрудника ТЦК в Запорожье
Политика
Права на досрочную пенсию сотрудников МЧС могут уравнять
Спорт
«Локомотив» впервые стал победителем регулярного чемпионата КХЛ
Общество
ЕДДС предупредило жителей Краснодара о задымлении воздуха в городе
Мир
Во Франции уличили Трампа в перекладывании ответственности за Украину на Европу
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки ВСУ ранены два мирных жителя
Общество
Муж убитой ВСУ под Суджей беременной женщины рассказал о поисках ее тела
Происшествия
В башкирском селе Габдюково подтоплено 15 домов из-за затора на реке
Мир
Al Masirah сообщил об ударе США по йеменской провинции Ходейда
Мир
Трамп пригрозил Ирану последствиями за каждый выстрел хуситов
Происшествия
Девочка умерла от отравления неизвестным веществом в Ставропольском крае
Мир
Пентагон подтвердил возобновление обмена данными разведки с Украиной
Мир
Песков назвал опасной тенденцией обсуждение отправки контингента НАТО на Украину
Мир
SANA сообщило о гибели двух человек из-за авиаударов Израиля на юге Сирии
Мир
Сербия может допустить РФ и США к анализу данных о якобы звуковой пушке на протестах
Мир
Делегаты ДРК вопреки отказу повстанцев посетят переговоры с движением M23
Политика
Военный аналитик назвал поражение под Курском причиной отставки главы генштаба ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый месяц осени ознаменовался падением продаж новых автомобилей. По данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре 2021 года покупателям было передано на 22,6% меньше новых машин, чем годом ранее. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, главная причина — дефицит, вызванный нехваткой микрочипов. При этом отечественные автомобили сдают позиции, а китайский автопром, наоборот, набирает популярность. В ситуации разбирались «Известия».

Почему рынок ушел в минус

«В сентябре 2021 года продано всего 119 485 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что демонстрирует снижение рынка на 22,6%. Как и ожидалось, негативный тренд продолжается, хотя по результатам первых трех кварталов все же наблюдается рост на 15,1% по сравнению с тем же периодом 2020 года: всего продано 1 260 111 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы — энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья — будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев. На данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна, однако в ноябре Комитет автопроизводителей попробует пересмотреть свой прогноз рынка на 2021 год», — прокомментировал Томас Штэрцель.

автосалон
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

В сентябре почти все ведущие марки просели по количеству проданных автомобилей. Так, лидер рейтинга, АвтоВАЗ, реализовал 17 189 автомобилей в сентябре 2021-го, что на 51% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.

«АвтоВАЗ, как и все мировые автопроизводители, испытывает нехватку электронных компонентов и прогнозирует свой график производства только на две недели вперед с учетом подтвержденных поставщиками поставок. К сожалению, это приводит к увеличению сроков доставки автомобилей дилерам и клиентам. Компания прилагает все усилия, чтобы нормализовать ситуацию и вернуться к обычному ритму производства», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе бренда.

Корейцы тоже испытывают потери продаж. Kia — на втором месте с продажами 17 037 машин, но со снижением на 16%, а Hyundai продал 13 624 авто и потерял относительно сентября 2020 года 26%.

В первой пятерке выросли продажи лишь у Toyota: японский автопроизводитель в сентябре передал владельцам 10 039 новых автомобилей (рост на 18%). Замыкают ряд Volkswagen и Renault — немцы продали 7752 автомобиля, упав на 27%, а французы с продажами 7511 авто показали −46%.

Opel и Chevrolet возвращаются

Больше всего в процентном соотношении поднялись продажи у Chevrolet — на 225% относительно прошлого сентября (169 автомобилей). Значительную роль сыграл в этом вход сразу двух ожидаемых новинок бренда — Tahoe и Trailblazer. При этом, по данным источников в бизнесе, эти машины — одни из немногих, которые можно купить без огромного количества допоборудования.

«Динамика наблюдается на протяжении нескольких последних месяцев, и, конечно, это связано с обновлением модельного ряда, в первую очередь с запуском нового поколения флагмана Chevrolet Tahoe, премьера которого состоялась в июле, и новинкой для российского рынка — компактным внедорожником Chevrolet Trailblazer, который был представлен в начале сентября. Интерес к новым моделям очень высокий, и по, нашим ожиданиям, его будет подогревать и запуск первого в России сервиса онлайн-продаж, который позволяет провести сделку любой сложности по приобретению автомобиля полностью онлайн», — прокомментировали в пресс-службе бренда.

Интерес к новым моделям подтверждают и дилеры. Так, представители АГ «Авилон» ждут хороших результатов от компакт-кроссовера Chevrolet за счет его оснащения и доступной цены.

Самый большой рост показали вернувшийся на российский рынок Opel и китайские фирмы. Немецкий бренд, пытающийся вернуть былую популярность, продал в сентябре 1462 автомобиля, что на 379% больше прошлогоднего результата.

«Динамика роста Opel — одна из лучших на рынке. Это обусловлено расширением модельного ряда, сильным конкурентоспособным ценовым предложением и доступностью автомобилей у дилеров. Хороший рост показывают как легковые модели (в основном это импорт), так и автомобили коммерческого сегмента, собираемые локально в Калуге. В тройке лидеров бренда — пассажирский микроавтобус Opel Zafira Life (локальное производство), кроссовер Opel Grandland X (импорт) и коммерческий фургон Opel Vivaro (локальное производство)», — сообщили в пресс-службе бренда.

Также серьезный рост показал корейский премиум-бренд Genesis. За счет проданных 383 автомобилей в сентябре суббренд Hyundai подрос в продажах относительно прошлого года на 174%. Падение показали Jaguar Land Rover и Porsche. BMW и Mercedes перестали публиковать ежемесячные отчеты.

Агрессивный китайский маркетинг

Китайский автопром активно осваивает российский рынок. Компания Haval продала в сентябре 3513 машин, что на 147% больше, чем в том же месяце 2020 года, и попала в десятку лидеров. Chery «подрос» на 134%, продав в сентябре 3488 автомобилей без учета кроссовера Cheryexeed. Эксперты объясняют такой рост продуманным маркетингом и повышением качества продукции.

Автомобиль Haval
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

«У китайского автопрома очень смелые стратегии развития и агрессивный маркетинг. Еще причины повышения продаж — более привлекательная по сравнению с прямыми конкурентами цена и повысившееся в последние годы качество. Не стоит забывать самое главное в настоящий момент: собственное производство полупроводников в Китае для автомобильной и других секторов промышленности позволяет оставаться им в более выгодном положении по сравнению с брендами других стран. Суммируя вышесказанное, я уверен, что тенденция завоевания российского рынка китайцами продолжится», — прокомментировал независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

Что случилось с Granta

В модельном рейтинге за сентябрь перемены еще более серьезные. Постоянный лидер Lada Granta опустилась на 6-е место с результатом 3886 машин, что на 8602 автомобиля меньше, чем в сентябре 2020 года. Таким образом, самый «народный» автомобиль показывает самое большое падение продаж. Возможно, ситуацию могла спасти новая комплектация модели, о которой говорили СМИ на протяжении последних нескольких месяцев.

По данным сообщества «Lada Granta FL клуб» в социальной сети «ВКонтакте», автомобиль должны были представить с минимальным количеством электроники. В машине не предусмотрена установка магнитолы, кондиционера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD). Но судьба автомобиля пока не ясна.

В то же время, по данным сообщества «Нетипичный Автоваз», продлено простое сборочно-кузовное производство Kalina, на котором и выпускается Granta. Руководство связывает такой шаг с отсутствием комплектующих и переводит всех работников на 2/3 оклада.

автосалон лада веста
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Первое место по продажам среди моделей заняла Lada Vesta. В сентябре было продано 8724 машины, что на 2796 меньше, чем в 2020 году. Второе место — у Kia Rio с результатом 6635 проданных машин, что на 1195 меньше прошлогоднего сентября. И на третьем месте — Hyundai Solaris, который в отличие от предшественников показал положительную динамику, прибавив в продажах 848 автомобилей относительно прошлого года, и завершил сентябрь с результатом 6258 переданных владельцам машин. Бюджетный седан обошел Hyundai Creta, остающийся все же самым популярным кроссовером.

Кроссовер Chery Tiggo 7 впервые оказался в топ-25 бестселлеров рынка. Его выбрали для себя 1611 покупателей в сентябре, что на 1298 больше проданных в сентябре прошлого года автомобилей. При этом представители китайского бренда отмечают, что кризис полупроводников все же испортил общую картину продаж.

«Chery испытывает те же сложности с нехваткой полупроводников и автомобилей на складах дилеров, что и другие автопроизводители. Но эффективная работа команды позволяет максимально удовлетворять спрос клиентов. Если бы нынешних сложностей не было, рост продаж марки в России был бы еще больше», — прокомментировали в пресс-службе бренда.

Вторичный рынок продолжает расти

Дефицит новых машин рано или поздно должен был сказаться на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажами автомобилей с пробегом, отмечают повышение потока клиентов. Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль сообщил, что за девять месяцев 2021 года компанией продано 22 137 автомобилей с пробегом, что на 64% больше, чем в январе этого же года. Всего на вторичном рынке России реализовано более 3 млн авто за период январь—сентябрь 2021 года.

автомобили рынок
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Но цены на вторичном рынке также растут. По словам топ-менеджера, если в 2020-м в его компании средняя цена за девять месяцев на авто с пробегом рынке составляла 722 511 рублей, в 2021 году за аналогичный периода она выросла до 944 447 рублей. Такая же тенденция и на рынке: в среднем цены выросли более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. Россияне не спешат расставаться с личным транспортом. По этой причине средний возраст автопарка растет: на сегодняшний день этот показатель составляет 13 лет.

«Цена на ассортимент вторичного рынка выросла в среднем на 200 тыс. рублей. Наиболее востребованы модели массового сегмента — Hyundai Solaris, Kia Soul, Skoda Rapid и Skoda Octavia. В сентябре в нашей компании был продан 341 автомобиль KIA, 294 — Lada и 277 — Hyundai. Таким образом, потребительский спрос России сместился в сторону вторичного авторынка: за третий квартал текущего года продано на 7,1% больше авто с пробегом по сравнению со вторым кварталом и на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — комментирует Мигаль.

Читайте также
Прямой эфир