Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минздрав поддержал идею общественников использовать систему цифровой маркировки для контроля продаж алкоголя около школ, больниц и других социальных объектов. Например, предлагается блокировать с ее помощью реализацию спиртного там, где нарушают нормативы по расстоянию. «Общественная потребительская инициатива» обратилась в Минздрав и Минпромторг. В Центре развития перспективных технологий, который выступает оператором маркировки, сообщили «Известиям», что техническая возможность контроля продаж в системе предусмотрена. Представители бизнеса готовы с этим поспорить.

Система блокировки

«Общественная потребительская инициатива» предлагает использовать систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров для контроля за продажами алкоголя и сигарет. Об этом сказано в письме организации в Минздрав, Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). «Известия» ознакомились с ними.

Согласно закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), продажи спиртного запрещены в детских, образовательных, медицинских организациях, на культурных, спортивных и военных объектах, а также на рынках, вокзалах и в аэропортах. Ограничения касаются и прилегающих к ним территорий. Каждый регион самостоятельно устанавливает такие «радиусы трезвости».

Аналогичные меры есть и для табачных изделий, следует из закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» (15-ФЗ). Речь идет о запрете торговать сигаретами на расстоянии менее 100 м от территорий, предназначенных для оказания образовательных услуг.

Отдел с алкоголем в продуктовом магазине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Но на практике исполнение этого требования сложно контролировать, уверены в «Общественной потребительской инициативе». Классические методы не работают: надзорные органы и полицейские не могут измерить расстояние между всеми магазинами и обучающими, медицинскими и другими учреждениями. Тем более география объектов постоянно меняется. Система маркировки учитывает местонахождение каждой торговой точки, плюс ее оператор может использовать информацию о других объектах из государственных и частных баз, например, 2ГИС. В итоге люди не смогут купить алкоголь и сигареты в магазине, который находится в запретительной зоне. Товар при сканировании на кассе будет невозможно пробить, пояснил «Известиям» глава организации Олег Павлов.

— Это позволит автоматически определять, может ли конкретный магазин продавать спиртное, — отметил он. — Сейчас в этой сфере ежегодно фиксируется более 15 тыс. нарушений, согласно данным Агентства правовой информации (аккумулирует фактуру надзорных служб).

В систему маркировки в перспективе могут попасть пиво и слабоалкогольные напитки. Пока в этой отрасли проходит добровольный эксперимент: с 1 апреля 2020-го по 31 августа 2022-го. При этом с 1 июля 2020 года действует обязательная маркировка сигарет.

Позитивный эффект

Потребление табачной и алкогольной продукции является одним из самых распространенных факторов риска для возникновения неинфекционных заболеваний, сказано в ответе Минздрава в адрес «Общественной потребительской инициативы» (есть у «Известий»). Наиболее негативный эффект испытывает организм несовершеннолетних.

«Минздрав крайне обеспокоен проблемой осуществления контроля за розничной продажей алкогольной и табачной продукции, — отмечено в документе. — Ведомство сочло целесообразным поддержать распространение функционала системы маркировки на соблюдение ограничений, которые установлены для продажи этих товаров».

Магазин алкогольной продукции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Уже доказано, что сокращение доступности товара и количества точек его продажи снижает потребление, сказал «Известиям» председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин. Он позитивно оценил предложение интегрировать системы расположения объектов и использовать эту информацию для контроля за реализацией слабого спиртного (если будет введена его обязательная маркировка) и сигарет.

Предложение общественной организации находится на рассмотрении в Минпромторге, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. Там добавили: для того чтобы была возможность блокировать продажи маркированной продукции в случае необходимости, информационные системы должны работать в разрешительном режиме. Разработанный функционал позволяет это сделать.

Центр развития перспективных технологий готов принять участие в проекте, если такое решение будет принято регулятором, сказали «Известиям» в пресс-службе ЦРПТ. Техническая возможность контроля продаж в системе маркировки предусмотрена, однако говорить о конкретных механизмах его реализации будет возможно после принятия окончательного решения со стороны государства.

Между тем источник «Известий» в торговой отрасли отметил, что у системы маркировки нет возможности блокировать кассовые аппараты в магазинах. Поэтому пока неясно, как на практике можно реализовать эту инициативу. Более того, при выдаче лицензии на продажу спиртного регулятор проверяет удаленность магазина от социального учреждения. Это обязательное условие. Собеседник подчеркнул: для того чтобы закрыть магазин, нарушающий требования, следует составить протокол, то есть речь идет о юридической процедуре, которую нельзя заменить блокировкой.

Магазин алкогольной продукции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Оценивать дополнительные предложения к инициативе по маркировке пивоваренной продукции пока рано — она находится в стадии эксперимента, сказал «Известиям» директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Действующие инструменты контроля, такие как госсистема ЕГАИС и надзор со стороны правоохранительных органов, способны обеспечить прозрачность и легальность пивоваренного рынка.

Крупнейшие производители уверены, что в законодательстве уже присутствует достаточное количество норм, неукоснительное соблюдение которых способно решить данную задачу, сказали «Известиям» в Ассоциации производителей пива. Всё, что нужно, — это усиление контроля за их исполнением. В организации подчеркнули, что в текущем варианте система не предусматривает блокировку.

Прямой эфир