Оглохли к жажде: грипп и коронавирус повысили риск обезвоживания
Риск обезвоживания повышается в сезон гриппа и простуд, на который накладывается пандемия коронавируса, считают медики. Нехватка воды в организме особенно опасна для пожилых людей. Дело не только в сопутствующих заболеваниях, но и в «глухоте» к жажде. Сколько же нужно потреблять воды детям, взрослым и пожилым людям, чтобы избежать обезвоживания, и стоит ли вообще его бояться, читайте в материале «Известий».
Для пожилых людей риск обезвоживания выше из-за так называемой мультиборбидности — наличия двух или более хронических заболеваний, которые могут как сопутствовать друг другу, так и конкурировать, пишет издание HealthWold со ссылкой на индийского ученого, геронтолога Прасуна Чаттерджи.
В октябре прошлого года научный Journal of Physiology опубликовал первое исследование, которое было посвящено последствиям обезвоживания у пожилых людей. Ученые из университета Оттавы пришли к выводу, что у возрастных пациентов притуплена жажда, что в сочетании с пониженным потоотделением ведет к тому, что они не получают от организма сигнал о нарушении водного баланса.
— Пожилые люди действительно хуже «слышат» жажду, поэтому риск обезвоживания у возрастных пациентов выше, — рассказала врач-диетолог, терапевт, директор Центра диетологии Анна Мелехина.
Люди в реальной жизни отвыкают пить, потому что ее просто нет под рукой.
— Поэтому, когда у нас возникает жажда, мы ее игнорируем. Начинается это, как правило, с детского возраста: воды нет на прогулке, иногда и дома, так мы и учимся игнорировать жажду, — объясняет Анна Мелехина. — И потом уже мы ее действительно не «слышим» и сталкиваемся с тем, что люди действительно мало пьют.
Как только человек задумывается об этом, расставляет бутылки с водой на расстоянии вытянутой руки — на рабочем и кухонном столе, в машине, пить сразу начинает гораздо больше. Та же рекомендация работает для возрастной аудитории. Пожилым людям, у которых, например, наблюдаются проблемы с памятью, стоит отмечать галочками каждое потребление воды, добавляет диетолог.
Миф об обязательной норме
Риск обезвоживания связан не с возрастом, а с огромным количеством сопутствующих факторов, подчеркнула в беседе с «Известиями» доктор медицинских наук, член-корреспондент РАЕ Анжелика Башкирева.
— Такие риски не зависят от возраста, а зависят, во-первых, от функционального состояния организма, а во-вторых, наличия тех или иных заболеваний, которые повышают риск обезвоживания, — объясняет эксперт по геронтологии. — Поэтому говорить о том, что в пожилом возрасте нужно пить больше воды и там другая норма потребления жидкости, на мой взгляд, нецелесообразно.
Опрошенные «Известиями» специалисты подчеркивают: нормы потребления воды (особенно 2 л, которые якобы нужно выпивать всем каждый день) — миф.
— Эта норма крайне индивидуальна и зависит от многих составляющих, которые формируют функциональное состояние человека, — отмечает Анжелика Башкирева. Для одного человека норма составляет 1–1,2 л, для другого — 2–2,5 л. Факторов очень много: заболевания, особенно если говорить о пожилых людях, масса тела, пол, наличие или отсутствие физической нагрузки и другие.
Врач-диетолог Анна Мелехина замечает, что как таковых норм потребления жидкости не существует для людей с нормальными когнитивными функциями, которые четко осознают реальность вокруг себя: «Потому что пить нужно по жажде: захотел воды — выпил».
— Вторая очень простая рекомендация Европейской ассоциации по изучению ожирения — ориентироваться на цвет мочи. Если она темная, человек пьет мало, светлая — в рамках нормы, — рассказывает специалист. Эти две рекомендации применимы и к детям, и к взрослым.
Не так страшен черт
По словам Анны Мелехиной, в целом риски обезвоживания преувеличены: у здоровых взрослых людей их попросту нет. Они характерны при диарее (чтобы избежать последствий, нужно пить больше воды и использовать растворы для регидратации), а также в осенне-зимний сезон.
Сильнее прочих риск обезвоживания повышают различного рода инфекционные состояния, причем неважно, вирусная это инфекция или бактериальная, подчеркивает доктор медицинский наук Анжелика Башкирева: особенно это актуально в условиях пандемии.
— Любая инфекция, будь то вирусная или бактериальная, провоцирует развитие синдрома интоксикации. Одна из составляющих синдрома интоксикации — это распад клеток микроорганизма в нашем теле, что приводит к выводу из этих клеток токсинов, содержащихся в клетках бактерий или вирусов, — поясняет эксперт.
Эти токсины нужно из организма выводить. Безусловно, при таких состояниях повышается риск дегидрации. Поэтому один из терапевтических методов лечения любых инфекционных заболеваний — это потребление большого количества жидкости для вывода токсинов, добавляет Анжелика Башкирева.
Помимо инфекционных, сюда можно отнести некоторые эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания. Однако врач подчеркивает, что это крайне индивидуально и зависит от огромного числа сопутствующих факторов.
Потребление воды влияет на пищеварение, кровяное давление и температуру тела. А обезвоживание, которое может стать хроническим при недостаточном употреблении воды, влечет за собой, среди прочего, проблемы с суставами — они становятся тугими, увеличивается нагрузка на мышцы, писали ранее «Известия». Обезвоживание, например, диагностировано у порядка 20% пациентов, которые жалуются на боли в позвоночнике.