Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Вкус денег: умение правильно тратить станет обязательным
2021-08-31 19:30:40">
2021-08-31 19:30:40
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уроки финансовой грамотности для 1–9 классов войдут в обязательную школьную программу через год — с 1 сентября 2022 года. Это будет сделано в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, которые были утверждены этим летом. Однако по согласованию с родителями программу можно изменить уже с 1 сентября нынешнего года, сообщает Банк России. В отдельный предмет финансовую грамотность не выделят, она будет интегрирована в некоторые общешкольные предметы. Но многие школы уже и ранее обучали — и продолжают обучать — финансовой грамотности, подчеркивают эксперты.

Через год, но можно и сейчас

В наступивший 1 сентября новый 2021–2022 учебный год российская школа вошла с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального и основного общего образования, которые были утверждены летом. Правда, вступят они в силу только через год, 1 сентября 2022-го.

Тем не менее уже сейчас в обучении подрастающего поколения на основе этих ФГОС могут произойти изменения. Так, в частности, согласно новым стандартам в школах России с 1-го по 9-й класс будет обязательное преподавание финансовой грамотности. Но по согласованию с родителями ту же финграмотность можно ввести уже с этого учебного года. Об этом сообщил Банк России, участвовавший в разработке новых ФГОС.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Финансовая грамотность, согласно ФГОС, не будет выделена в отдельный предмет. В начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир», а в 5–9 классах финграмотность будет составной частью математики, обществознания и географии.

— Элементы финансовой грамотности также добавлены в состав универсальных учебных действий (УУД), — рассказал «Известиям» директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Вениамин Каганов.

Если финансовая грамотность прописана в требованиях к результатам освоения какого-либо предмета, то это означает, что в рамках предмета должна присутствовать такая тема и по ней учителю нужно провести контроль — устный опрос или письменную работу, пояснила редакционный директор группы «Актион Образование» Анна Рыжкова.

Она уточнила, что ранее требования об изучении основ финансовой грамотности были разрозненны, а теперь они наконец включены во ФГОС — главный документ, который регулирует качество образования.

Уже обучают

Революции не случится, уверен Вениамин Каганов: включение элементов финансовой грамотности в школьное образование — процесс не одного дня, и большинству педагогов не придется в срочном порядке составлять учебные планы. А часть школ осваивают новую дисциплину уже несколько лет.

— В некоторых школах существуют отдельные курсы, но чаще эту тему интегрируют в другие предметы или же преподают внеурочно, — пояснил Вениамин Каганов.

Банк России подтверждает, что финансовая грамотность уже активно изучается. Согласно данным мониторинга, проведенного по его заказу в 2020 году, по итогам 2019–2020 учебного года 85% школ уже изучали финансовую грамотность в том или ином формате, а каждая пятая школа — в обязательном режиме.

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

— В большинстве это практические занятия, деловые игры, проектная деятельность и онлайн-уроки, — рассказали «Известиям» в Банке России.

По данным регулятора, за два последние года число образовательных организаций, где в программы уже включена финансовая грамотность, выросло с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финграмотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4472 до 7946. Онлайн-уроками для старшеклассников, разработанными Банком, в 2020–2021 учебном году, воспользовались 15 927 школ.

Вениамин Каганов рассказал «Известиям», что для преподавателей и организаторов финансового просвещения в 2021–2022 учебном году будут проведены методические семинары, на которых эксперты из разных регионов поделятся своими лучшими практиками и покажут конкретные примеры, как можно интегрировать тему финансовой грамотности для разных уровней образования.

— На конкурс программно-методических комплексов, проводимый в этом году при поддержке Банка России, Минпросвещения и Всероссийского центра художественного творчества, было подано более 2 тыс. заявок. Это значит, что педагоги готовы делиться своими наработками с коллегами по всей стране, — подчеркнул директор Ассоциации развития финансовой грамотности.

Оценить и рассчитать

В начальной школе на уроках по математике и окружающему миру учащимся будут прививать «навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций», а также научат «анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план». Затем в 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Кроме того, часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия, разъяснили в Банке России.

Встраивание обучения финграмотности в другие курсы, а не вынесение этой дисциплины в качестве отдельного предмета — правильное решение, считает директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов.

— Так школьники будут получать прикладные знания вместе с теоретическими. К примеру, на уроках математики обучают сложным процентам. Но не все школьники способны эти знания потом применить к кредитам и заработку на депозитах, — отметил эксперт.

Директор по развитию общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» Марианна Шевченко согласна с Олегом Шибановым.

— Наши дети страдают от большого количества учебников, от тяжести в рюкзаках. Еще одну книгу носить нежелательно, — пояснила она.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Один из недостатков нашей системы образования — ее некоторая оторванность от жизни, указала Марианна Шевченко. Собеседница «Известий» убеждена, что для преподавания достаточно пособий, распечаток или материалов в электронном формате.

Учитель математики из Оренбурга Елена Щукина напоминает, что у школьников — 37 часов занятий в неделю, и нагружать их отдельным предметом «Финансовая грамотность» не стоит.

— Добавляя новый предмет — пусть это будет даже самым блестящим начинанием, — надо подумать о том, что неделя не бесконечна, у детей есть интересы помимо школы, — убеждена Елена Щукина.

Она также отметила, что, по ее мнению, вообще давать азы финансовой грамотности с первого класса — слишком рано.

— Мой ребенок пойдет во второй класс. Да, он ходит в магазин за хлебом, но обучать его управлять финансами еще рано. Пусть хотя бы научится хорошо считать, освоит дроби, проценты. Такие уроки нужно вводить хотя бы с четвертого класса, — рассуждает учитель математики. По ее мнению, в 6–9 лет объяснять детям, как распоряжаться карманными деньгами, должны родители и классные руководители.

Научить учителя

В 2020 году Банк России подготовил для преподавания новой дисциплины 2674 педагога, а за первую половину 2021 года — 3046 человек.

— Наши педагоги не всегда сами грамотны с точки зрения финансов, у многих нет своего жилья, невысокие зарплаты. Предмет должны вести специалисты, продвинутые в этой сфере, — отметила учитель истории и обществознания одной из школ в Свердловской области Марина Шарапова. Ей самой предстоит преподавать финансовую грамотность в курсе обществознания в 10 и 11 классах.

Финансовая грамотность — очень важный курс, так как отвечает запросам времени и развивает функциональную компетентность детей, подчеркнула Марина Шарапова.

По ее мнению, финграмотность нужно выделить в отдельный предмет.

— Ребята изучают семейный бюджет, страхование, кредитование. Вне уроков мы проводим встречи со специалистами банков. Они раскрывают такие темы: «Как узнать полную стоимость кредита?», «Как сравнить кредитное предложение?», «Низкий процент по кредиту: обман или удача?» — говорит учитель.

Марина Шарапова призналась, что многое из того, о чем узнала от специалистов, она сама применяет в жизни.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Важно, чтобы учителя знали, как обращаться со своими финансами, имели навыки финансово безопасного поведения. Не секрет, что личные, в том числе финансовые, проблемы могут негативно сказаться и на рабочих процессах, — сказал директор АРФГ Вениамин Каганов.

Однако обладание знаниями о финансах не всегда приводит к правильному финансовому поведению как детей, так и взрослых, предупредил Олег Шибанов.

— Опыт показал, что детей нужно ловить за руку, когда они принимают финансовое решение. Когда у них появляется выбор, куда потратить деньги — на депозит положить или пойти купить смартфон, именно в момент принятия решения нужно помочь советом, как приумножить состояние, а не спустить его. Но именно такое обучение невозможно включить в школьную программу. Поэтому школьный курс всё же не сделает из детей экспертов в области личных финансов, — отметил Олег Шибанов.

При этом появление новой дисциплины, по его мнению, — все-таки эффективный способ дать детям базовые знания о финансовой грамотности.

Читайте также