Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ГИБДД начала проводить рейды по выявлению нелегально модифицированных транспортных средств. Нарушитель не только получает штраф, но и обязан привести машину в исходное состояние. Какие автомобили попали под пристальное внимание Госавтоинспекции и как узаконить тюнинг, разбирались «Известия».

Как могут наказать за тюнинг

На днях в горной местности Апшеронского района Кубани госавтоинспекторами был проведен рейд «Джипинг». Как рассказали в ведомстве, во время мероприятия «сотрудниками ГИБДД были обнаружены автомобили УАЗ, ВАЗ-2121 «Нива», при осмотре которых выявили факты незаконного внесения изменения в конструкцию автомобилей — усиленные бамперы, шноркели, ГБО, дополнительные пороги, LED ходовые огни, раздвоенный выхлоп».

Кодекс административных правонарушений
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Нарушители были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена) и оштрафованы на 500 рублей. Теперь владельцы доработанных внедорожников в течение 10 дней должны устранить нарушения и предоставить автомобили на осмотр в Госавтоинспекцию. Иначе регистрацию их транспортных средств аннулируют.

Какие изменения автомобиля незаконны

Многие производители вписывают фирменные аксессуары в одобрение типа транспортного средства (ОТТС). По закону, если новое оборудование не значится в ОТТС, его установку надо согласовывать с ГИБДД. Речь идет о тех изменениях, которые влияют на безопасность и должны быть внесены в регистрационные документы. Санкции за несогласованную переделку автомобилей в виде штрафов и ликвидации регистрации были введены после второго этапа реформы технического осмотра — с 1 июля 2021 года.

тюнинг авто
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Чаще всего под них подпадают нестандартные и незарегистрированные элементы: бамперы, спойлеры, лебедки, фаркопы, «кенгурятники», ГБО, элементы подвески, выхлопная система и светотехника.

Когда переоборудование допустимо

Степень влияния изменений в конструкции на безопасность автомобиля определяет испытательная лаборатория. Именно туда отправляют транспортное средство для получения необходимого заключения. Затем информацию об изменениях передают в специальный электронный реестр, который ведет Федеральная служба по аккредитации. Контролирующие органы проверяют все очень тщательно, от них не скроешь даже чуть увеличенный размер колесных дисков.

— Для того чтобы испытательная лаборатория дала заключение, владелец авто должен тарировать спидометр, установить иные тормоза, которые с большими колесами будут работать эффективнее, и так далее, — пояснил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Несмотря на то что в последний раз регламент редактировался в 2019 году, его адаптация к реальной жизни все еще в процессе.

молодые люди заглядывают под капот машины
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— На этапе регистрации не всегда можно зарегистрировать даже то, что допустимо законом, — говорит владелец одной из испытательных лабораторий Юрий Пархоменко. — Дело в том, что в каждом регионе РФ ГИБДД трактует допустимость переоборудования по-своему.

К примеру, в Краснодарском крае любителям острых ощущений предлагали прокатиться на лифтованных джипах и паркетниках. Как заметил Пархоменко, в этом регионе поставить колеса большего диаметра для преодоления каменистой местности теперь нельзя даже через процедуру регистрации. В Сибири и на Дальнем Востоке лифтованный внедорожник с металлическим бампером, шноркелем и лебедкой — жизненная необходимость, там Госавтоинспекция идет навстречу и не отказывает в регистрации подобных изменений.

Почему нельзя зарегистрировать тюнинг удаленно

Проблема регистрации реконструкций заключается еще и в том, что испытательных лабораторий всего 23 на всю Россию. Впрочем, с 1 июля можно отправлять фотографии с пункта переоборудования прямо в лабораторию для удаленной оценки ТС, без личного визита. Однако и здесь теория с практикой расходятся.

— Дистанционно пока нельзя. Это всего лишь пресс-релиз на сайте Росаккредитации, а не нормативно-правовой акт. Никакого официального разъяснения за подписью руководителя ведомства или приказа МВД мы не увидели. Разъяснили только устно. Но штрафы — около 500 тыс. рублей за один выданный документ, и руководствоваться устными разъяснениями чревато, — пояснил Юрий Пархоменко.

Сколько стоит легализация

Стоимость регистрации переделанных внедорожников составляет от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, сложные проекты обойдутся дороже. В эту сумму входят и заключение от испытательной лаборатории, и госпошлины: 800 рублей за выдачу СКТС и 850 рублей за регистрацию в МРЭО.

купюры номиналом тысяча рублей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Стоит отметить, что регистрация изменений в конструкцию ТС — дело небыстрое, порой затягивается на пару месяцев. Для тех, кому надо срочно, другие тарифы. На сером рынке уладить проблему можно примерно за 60 тыс. рублей.
Стоимость переоборудования внедорожника в зависимости от сложности проекта, марки новых узлов, региона пункта переоборудования и других нюансов может варьироваться от нескольких десятков до 2 млн рублей.

Можно ли перевозить тюнингованный автомобиль на эвакуаторе

Тем, кто занимается внедорожным спортом, эксперты советуют привозить автомобиль к месту соревнований на прицепе или эвакуаторе. Правда, и это не гарантирует защиту от неприятных сюрпризов: на региональных соревнованиях часто подготовленные спортивные внедорожники едут от точки базового лагеря или от финиша какое-то расстояние по дорогам общего пользования.

Как рассказал представитель комитета по трофи-рейдам Николай Комаров, несмотря на то что подобные мероприятия согласовываются с местным муниципалитетом, бывали случаи неприятных встреч участников соревнований с экипажами ГИБДД.

Были случаи облав, когда людей на подготовленных машинах останавливали на выезде из лагеря и пытались лишить права дальнейшей их эксплуатации, — рассказал Комаров.

тюнингованный автомобиль
Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Все это приводит к тому, что любителей спортивных трофи-рейдов становится все меньше.

— Если раньше на «Соболе» я выезжал на все ралли-рейды, на мероприятия, то сейчас перестал вообще, — поделился автомобильный журналист и любитель трофи Михаил Рябинин. — Он не легализован, но подготовлен для спорта, помощи и жизни в нем. Все сделано сертифицированным оборудованием, но ездить все равно нельзя, ибо на сертификаты всем все равно.

Почему смертность на дорогах не снижается

От необходимости регистрации любых изменений ТС страдают и владельцы легковых автомобилей. А любители автоспорта и тюнинга считают, что это удар по и так не очень развитой в России автокультуре.

— Автомобильные движения просто убивают. Если действительно бороться за безопасность, нужно взять статистику аварий с автомобилями такси, каршеринга, машинами за 5 млн рублей, ужаснуться и запретить их, — прокомментировал сложившуюся ситуацию представитель дрифт-сообщества Сергей Шевцов.

такси на улице Москвы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Эту же точку зрения, но в отношении тюнингованных внедорожников разделяют и в Национальном союзе автомобилистов.

— Переделанные внедорожники не являются угрозой на дороге. Сегодня статистика говорит о том, что каким бы образом ни ужесточали правила, смертность на дорогах не понижается. Как было 22 тыс. человек в год, так и осталось. И почему здесь владельцев внедорожников сделали виноватыми, непонятно, — говорит Ян Хайцеэр.

Читайте также
Реклама