Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
Боевик РДК оказался участником самой радикальной секты сатанистов
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из-за пандемии Марина Влади просидела дома полтора года, но теперь уже сделала прививку против COVID-19. Она уверена, что Фестиваль русского кино во французской столице станет отличным смотром режиссеров молодого поколения, борется за Русскую консерваторию в Париже и вспоминает, как ее спас ленинградский пожарный. Об этом, а также о том, почему Владимир Высоцкий считал актерство ремеслом, хотел уйти из театра и чувствовал себя чужим за границей, актриса рассказала «Известиям» накануне открытия кинофорума, на котором она возглавит жюри.

— Кинофестиваль в Париже объединен слоганом «Когда русские нас потрясают», а в конкурсный показ вошли «Китобой» Филиппа Юрьева, «Конференция» Ивана Твердовского, «Глубже!» Михаила Сегала, «Черный снег» Степана Бурнашева, «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. Каким Вы будете председателем жюри: строгим, беспристрастным или снисходительным, готовым на компромиссы?

— Думаю, фестиваль станет отличным смотром работ режиссеров молодого поколения, которым всего 30–40 лет. Пока я не видела конкурсных лент — они все новые, выпущенные в минувшем году. Незнакома я и с членами жюри. Как бы там ни было, человек я откровенный и правдивый, говорю о фильмах то, что думаю. Защищаю только те, которые мне нравятся, и никогда не уступаю, сражаюсь за тот фильм, который считаю лучшим. Разумеется, у каждого члена жюри свое мнение, но у меня как председателя более сильные позиции.

— В 27 лет вы уже входили в состав жюри Московского международного кинофестиваля 1965 года. Тогда вы добились того, что главный приз поделили два фильма — «Война и мир» Сергея Бондарчука и «20 часов» венгра Золтана Фабра. Как вам это удалось?

— В жюри я была единственной женщиной, со всеми страшно спорила и ругалась, не шла ни на какие уступки. Помню, что во время наших дискуссий погас свет, мы голосовали в темноте и жгли спички, чтобы было хоть немного света. «Ну ты крепкий орешек», — сказал мне тогда председатель жюри Сергей Герасимов.

— В кинотеатре «Бальзак» на Елисейских полях покажут фильмы с участием Высоцкого — «Короткие встречи» режиссера Киры Муратовой, «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, который в Советском Союзе посмотрели 36 млн человек, «Служили два товарища» Евгения Карелова. Значит, Высоцкого во Франции не забывают?

— Этот фестиваль для меня — радостное и трогательное событие. Володя любил сниматься, сочинял для кино песни, из которых далеко не все дошли до экрана. Ему иногда предлагали замечательные роли — скажем, в фильме «Служили два товарища», в котором, к сожалению, вырезали многие сцены. Власти, видимо, боялись, что зрительские симпатии достанутся белогвардейскому офицеру, которого играл Володя, а не другим персонажам картины.

— Он предпочитал театр или кино?

— Володя был колоссальным трагическим актером, который в Театре на Таганке играл в «Гамлете», «Пугачеве», «Жизни Галилея», других пьесах. Безумно уставал. Ему некогда было спать — днем репетировал, вечером играл, выступал с концертами, ночью писал стихи и всю жизнь боролся с цензурой. Но кино и театр были для него ремеслом, а не главным делом жизни. Выше всего он ставил поэзию.

Обожал Пушкина, который, по его словам, один включил в себя всё русское Возрождение. Володя хотел уйти из театра, вести более спокойную жизнь, поселиться в моем доме под Парижем, где мог бы писать прозу. Он чувствовал, что ему надо выйти за рамки текста, который он пел под гитару. Незадолго до смерти у него было столько планов! Я рассказываю вам об этом, и мне кажется, что всё, о чем я говорю, происходило буквально неделю назад.

— Что вам мешало сниматься вместе?

— Если бы не запреты, мы с Володей сыграли бы во многих картинах, которые наверняка имели бы в Советском Союзе огромный успех. Но мы снялись вместе только в венгерском фильме Марты Месарош «Они вдвоем», который я очень люблю. Там у нас всего одна красивая романтическая сцена свидания, которая продолжается пару минут. Настоящее чудо, что мы вместе на экране. Обычно нам этого не разрешали. Например, сорвалось наше участие в «Емельяне Пугачеве», в котором Володя должен был играть заглавную роль, а я — Екатерину II. Запреты касались не только кино. Даже пластинка с Володиными песнями, которые мы исполняли вдвоем, вышла 10 лет спустя после его смерти. Власть больше всего боялась дать Володе такой красивый пьедестал. При этом большие советские начальники с удовольствием слушали его записи дома и знали о его бешеной популярности.

— Высоцкий очень переживал эти гонения?

— Он ужасно страдал, потому что власти не признавали его как поэта. Володя прекрасно понимал масштабы своего таланта, но оставался человеком очень скромным в отличие от других поэтов, его современников с непомерным честолюбием. Меня всегда поражало, как в России любили поэзию — читали стихи на улицах, в трамваях и метро. Такого я никогда не видела во Франции. Помню, как в первый год моей московской жизни мы с Володей летом гуляли по улицам и из каждого окна звучал его голос. Он действительно стал народным. Лучшими минутами в нашей жизни были те, когда он читал мне по ночам только что написанные стихи.

— «У Марины был безукоризненный вкус. Из множества мужчин, окружавших ее в Советском Союзе, она полюбила самого яркого и талантливого, настоящего гения», — говорил режиссер Станислав Говорухин, у которого снимался Высоцкий.

— Так и случилось (смеется). Володя поразил меня сразу, как только я его увидела. Когда я приехала в Москву на пробы в фильме «Сюжет для небольшого рассказа», меня сразу повел в Театр на Таганке Макс Леон (корреспондент газеты «Юманите» в Советском Союзе. — «Известия»). В тот вечер Высоцкий играл в «Пугачеве». После спектакля мы познакомились, он стал говорить, что влюблен в меня и что я буду его женой. Молодой женщине всегда приятно слышать такие комплименты. Тогда я не знала о своей невероятной популярности в Советском Союзе после фильма «Колдунья», снятом по рассказу Куприна. Правда, любили скорее мою героиню, чем меня.

— Талант часто действует как афродизиак. Это и ваш случай?

— Это в порядке вещей — я тому живой пример. На сцене Володя меня покорил своим голосом, игрой. Завораживал, когда смотрел на меня и пел песни. И это работало. Мы прожили 12 лет. У нас был прекрасный, невероятный, порой мучительно трудный роман — я этого никогда не скрывала.

— «Через несколько недель, проведенных во Франции, несмотря на интересные встречи, полную свободу передвижения, творчества, проекты с выпуском дисков, приглашения в разные страны, Володя не смог выносить эту новую жизнь», — писали вы в своей автобиографии «24 кадра в секунду», которая до сих пор не издана в России. — Он хочет вернуться в свой город, к своей публике, к своему языку, к своим заботам. В России он ощущал себя узником, а во Франции чувствует себя ненужным».

— Он был способным человеком, быстро научился объясняться на французском и английском. Но эти языки оставались для него иностранными. Володя хотел, чтобы его понимали, чтобы он был востребован, а не оказаться чужим. Ему нужно было чувствовать принадлежность к своей стране, которую любил.

— «Всю жизнь я боролась и побеждала. У меня такой темперамент. Не случайно, что по китайскому календарю я тигрица», — говорили вы в свое время «Известиям». Сильному хищнику проще, чем слабому кролику?

— Бедный кролик живет недолго и всего боится, а тигрица — животное отважное, гордое, сильное и красивое. Но и оно порой становится жертвой человека.

— Среди французских дистрибуторов распространено мнение, что русские снимают слишком много артхаузного кино и мало коммерческого. Чтобы попасть на французские экраны, нужны, по их словам, прежде всего хорошие триллеры, боевики, комедии.

— Это не совсем так. Русское кино дало миру много шедевров. Вспомним хотя бы «Солярис» и все гениальные работы Андрея Тарковского. Из других фильмов назову «Войну и мир» Сергея Бондарчука, в котором я дублировала Наташу Ростову для французской версии. Прекрасные фильмы — «Сорок первый» Чухрая, «Летят журавли» Калатозова с Татьяной Самойловой, с которой я потом познакомилась. Наконец, замечательно, что в этом году на Каннском фестивале будет сразу несколько русских лент.

— Ровно 30 лет назад вы чуть не погибли в страшном пожаре в Северной столице в гостинице «Ленинград». Вас тогда спас русский пожарный. Удалось ли его разыскать?

— Я нашла всю пожарную команду и передала ей какие-то деньги. Пожарный меня действительно спас. Его лестница не доходила до седьмого этажа, где был мой номер. Я прыгнула прямо ему на руки, и он вынес меня.

— У вас остались друзья в России? Не собираетесь снова приехать к нам в гости?

— Почти все они ушли из жизни. Из последних остался Саша Митта. Моя подруга Юлия Абдулова (дочь актера Всеволода Абдулова. — «Известия») занимается в Москве моими делами, переводит мои книги. Общаюсь также с главой Музея Высоцкого в Екатеринбурге Андреем Гавриловским, который всегда присылает цветы на мои дни рождения. Нет, пока в Россию не собираюсь. Вероятно, в конце июля поеду в Берлин, где в Синематеке пройдет неделя моих фильмов. У меня был интересный проект новой картины, но его, как и многие другие в ковидные времена, пришлось отложить.

— Как вы пережили карантин?

— Очень устала, потому что просидела безвылазно дома полтора года, разве что выходила за продуктами. Никого не приглашала в гости. Конечно, сделала антиковидную прививку. Много читала и перечитывала — в очередной раз всего Чехова, смотрела фильмы по телевизору. Нет, новую книгу не писала — к сожалению, ничего не пришло в голову. В своем саду выращиваю помидоры. Жаль, что после сильнейшей грозы они полегли. Пришлось их поднимать и подвязывать.

— Что же вы делаете со своими томатами?

— Как что? Ем или отдаю друзьям — это отличный подарок. Мои помидоры называются «бычье сердце» — большие, красивые и вкусные. Один может весить до килограмма. Помню, как покупала для Володи на рынке в Москве помидоры, которые стоили дико дорого, не то 6, не то 7 рублей за килограмм.

— Недавно умер знаменитый актер и режиссер Робер Оссейн, который был вашим первым мужем и не забывал своих русских предков. Ему было 93 года. Он мне рассказывал, что вы для него были воплощением красоты и целомудрия. Вспоминал, как вы снимались в ленте по мотивам «Преступления и наказания» — он играл Раскольникова, вы — Соню Мармеладову, а Жан Габен — следователя Порфирия Петровича.

— Мы с Робером познакомились, когда мне было 12 лет. Он дружил с моей сестрой Милицей, выступал с ней в театре. Помню его еще этаким молодым босяком, жившим как бездомный пес. Потом Робер появился в моем доме, который я купила на свои гонорары, начал снимать свой первый фильм («Негодяи отправляются в ад». — «Известия»), я там тоже играла. Мне тогда было 17, и сразу после съемок мы поженились. Он был интересным человеком, преданным сцене.

Мы с ним мечтали создать собственный театр со своей труппой наподобие того, что был у актерской династии Питоевых в Париже. Мы с Робером прожили пять лет, сняли восемь картин. У нас родились сыновья Игорь и Петр. Последний раз мы разговаривали с ним по телефону за неделю до его смерти. Он рассказывал, что готовит новый фильм, в котором сыграют наши дети. Робер умер в момент, когда, как всегда, был занят новыми проектами.

— Русскую консерваторию в Париже собирается закрыть столичная мэрия. Что побудило вас выступить вместе со знаменитыми музыкантами и актерами в ее защиту?

— Здание консерватории — исторический памятник, с ним связана судьба многих русских музыкантов и композиторов и вообще русской диаспоры. Кроме того, раньше там вкусно и дешево кормили. Печально, если Консерватория закроется. Не могу понять, как можно это сделать.

— Ваши русские корни о себе напоминают?

— Я французская актриса, которая много снималась и в других странах, прежде всего в Италии, где начался мой путь в кино. Но я человек русской культуры и русского языка, да и внешность у меня русская.

Справка «Известий»

На Фестивале русского кино в Париже, стартующем 28 июня, будут представлены порядка 40 картин. Показы пройдут в четырех кинотеатрах. Наряду с конкурсными лентами (признанный лучшим фильм будет показан по французскому телевидению) программе также картины с участием Владимира Высоцкого, ретроспективы Алексея Балабанова и Андрея Кончаловского, встречи с режиссерами и мастер-классы. Актриса и писательница Маша Мериль, урожденная княжна Гагарина, проведет гала-вечер, посвященный русским кинематографистам-эмигрантам. Вне конкурса покажут советскую киноклассику, а также картину Жана Ренуара «На дне», снятую в 1936 году по пьесе Горького и сценарию Евгения Замятина, и французский немой фильм «Костер пылающий» Ивана Мозжухина (1922 год). В рамках фестиваля франко-российский форум «Трианонский диалог» организует круглый стол на тему «Климат и окружающая среда».

Прямой эфир