В приложении не нуждаются: Clubhouse вылетел из топ-100 сервисов в РФ
Социальная сеть Clubhouse покинула сотню самых скачиваемых российских приложений на iOS, тогда как еще в феврале она возглавляла рейтинг на этой платформе. Об этом свидетельствуют данные сервиса аналитики App Annie, с которыми ознакомились «Известия». Запущенная месяц назад версия приложения на ОС Android также не пользуется особой популярностью — самая высокая позиция, до которой поднимался Clubhouse, — 34-е место рейтинга. Эксперты связывают спад популярности приложения с недостатком интересного для пользователей контента.
Упал и не поднялся
Clubhouse вылетел из рейтинга топ-100 бесплатных приложений по количеству скачиваний в России, следует из статистики сервиса аналитики App Annie. Тогда как еще в феврале приложение возглавляло этот рейтинг на платформе iOS, писали «Известия».
Приложение Clubhouse появилось весной 2020 года, но изначально только для iOS. Сервис позволяет общаться в аудиочатах. Зарегистрироваться в приложении можно при наличии приглашения от пользователя соцсети.
9 мая Clubhouse объявил в своем блоге о запуске версии приложения на Android, которая стала доступна сперва в США, затем в других англоязычных странах, а чуть позже и по всему миру. Официального объявления о выходе версии соцсети на Android на российский рынок Clubhouse не делал, однако 21 мая пользователи в нашей стране впервые заметили приложение в Google Play. Однако самая высокая позиция, до которой поднимался Clubhouse за первый месяц, — 34-е место рейтинга. По данным App Annie, 9 июня соцсеть занимала 83-ю строчку в топе новых бесплатных приложений Google Play в России.
Разработчики Clubhouse (Alpha Exploration Co) и App Annie на момент публикации не ответили на запрос «Известий» о количестве скачиваний приложения в РФ.
Недостаток контента
Спад интереса российских пользователей к Clubhouse произошел из-за того, что практически исчерпался объем интересного контента, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Бурный приток пользователей в соцсеть произошел в феврале — начале марта. В тот пиковый период аудитория сервиса достигала 100 тыс. человек, допускает он. Это произошло за счет приглашения на площадку статусных спикеров: знаменитостей, бизнесменов, ученых. Они выступали с лекциями, отвечали на вопросы и взаимодействовали с публикой.
Сейчас количество тех, кто регулярно пользуется Clubhouse, снизилось как минимум в два раза, до 50 тыс. человек, предполагает Денис Кусков. На примере собственного опыта аналитик рассказал, что сейчас в десятки раз сократилось количество русскоязычных комнат. Clubhouse так и остался нишевым продуктом и не сумел завоевать массовую аудиторию, констатировал эксперт. Взрывной приток пользователей произошел на эффекте новизны, но сейчас из-за нехватки времени у известных людей привлекать их в часовые дискуссии стало всё сложнее. Соответственно, упал и интерес аудитории к сервису.
Clubhouse создал эффект эксклюзивности — попасть в него можно было только по приглашениям и только на iOS, отметил директор аналитического департамента «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. Более того, сначала инвайты получали именитые пользователи (звезды, блогеры) из-за их широкой сети контактов, что создало эффект «сарафанного радио». Однако с течением времени все получили приглашения, и через какое-то время обсуждения похожих тем интерес начал спадать, отметил эксперт. С этим связан основной отток пользователей, объяснил Вадим Меркулов.
В топ-5 русскоязычных пользователей Clubhouse вошли блогер Илья Варламов с 306,7 тыс. подписчиков, бизнесмен Олег Тиньков со 196,7 тыс., блогер Ксения Дукалис со 175 тыс., писатель и бизнесмен Сергей Минаев со 134 тыс., топ-менеджер «Яндекса» Илья Красильщик со 116 тыс., отметил Вадим Меркулов.
— Если посмотреть на количество подписчиков у топ-5 пользователей и проанализировать количество топ-200 пользователей, то становится понятно, что на платформе в русскоязычном сегменте не более 1,5 млн человек. При этом с учетом выхода приложения на Android количество пользователей, вероятно, превысило 20 млн, — предположил он.
В целом маркетинг многих продуктов, в том числе и Clubhouse, строился на основе идеи «вы что-то пропустите», отметил аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Вся раскрутка сервиса базировалась на том, что записей нет и послушать их нигде нельзя, указал он. Соответственно, надо там быть, а для этого нужно получить инвайт, сказал эксперт.
— Проблема такого маркетинга заключается в том, что он не может поддерживать постоянный высокий интерес к раскручиваемому сервису, поскольку люди рано или поздно устают. Чтобы популярность оставалась, все создатели контента на платформе должны были быть заинтересованы, чтобы быть там. Никаких прямых инструментов монетизации Clubhouse долгое время не было, и сейчас они находятся в зачаточном состоянии. Соответственно, когда у создателей контента нет финансового интереса находиться на платформе, они рано или поздно уйдут, — объяснил Карен Казарян.
Замена радио
Шанс на возвращение Clubhouse в топ скачиваемых приложений в РФ на iOS всё же есть, допустил Карен Казарян. Однако в игру с аудиоконтентом включились почти все крупные игроки как в России, так и за рубежом, напомнил он. В качестве прямого конкурента Clubhouse сейчас можно назвать голосовые чаты Twitter Spaces. И в целом экспериментальных продуктов в формате выступающий–слушатель — участник дискуссии достаточно много в Китае и рано или поздно может появиться новый Clubhouse, считает эксперт. Не исключено, что практика обсуждений будет продолжаться и в рамках уже существующих сервисов, например TikTok, Instagram, Telegram, сказал специалист.
С ним согласен Денис Кусков. По его мнению, возможность обсуждений, принесшая популярность Clubhouse, останется в рамках уже действующих сервисов как дополнительная функция приложения. Например, соцсеть способна заменить Telegram, который добавил функцию голосовых чатов в декабре 2020 года. Также люди пользуются WhatsApp, Zoom и другими приложениями для голосового общения, указал он.
Вадим Меркулов считает, что у Clubhouse наверняка есть будущее, поскольку это более удобный формат радио, совмещенный с панельной дискуссией. Разговорные приложения останутся, поскольку это интересная форма взаимодействия создателей контента со своей аудиторией. Более того, еще одним толчком может оказаться развитие платных подкастов и, как следствие, Clubhouse придумает метод стимулирования людей к созданию контента, не исключил он. За контентом последуют пользователи: уже сейчас видно, как происходит цифровизация старых методов передачи информации YouTube–телевизор, а Clubhouse–радио, заключил эксперт.