Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сербия не присоединится к Евросоюзу, если условием вступления будет введение санкций против России, поскольку это противоречит национальным интересам страны. Об этом в интервью «Известиям» заявил председатель Народной скупщины республики Ивица Дачич. Глава парламента также рассказал о планах в течение года произвести на территории страны 4 млн доз «Спутника V», разделении Европы по принципу «правильных» и «неправильных» вакцин, отношении Белграда к инциденту с посадкой самолета Ryanair в Минске и ожиданиях от встречи Владимира Путина и Джо Байдена.

«Спутник V» очень популярен»

— Вакцинация в Сербии началась в январе 2021 года. Помимо «Спутника V», жителям страны доступны еще три препарата. Насколько среди сербов популярна именно российская прививка? Какая доля приходится на «Спутник V»?

— Сербия — одна из редких стран, которая обеспечила доступность сразу нескольких вакцин. Таким образом мы дали возможность большему числу граждан привиться. Жители Сербии могут выбирать между Pfizer, AstraZeneca, «Спутником» и Sinovac. На данный момент более 2 млн граждан получили прививку. Полученная нами партия российской вакцины составила 500 тыс. доз, а заказывали мы 3 млн. Российский препарат, конечно, очень популярен, я сам привился «Спутником» в начале кампании по вакцинации, еще в январе этого года. Но учитывая, что было поставлено 500 тыс., а нужно было вакцинировать как можно больше людей, люди прививались и другими вакцинами. К нам поступило несколько миллионов доз китайского препарата.

— Сербия — одна из европейских стран, которые производят российскую вакцину на своей территории. Из каких государств ожидается основной спрос на «Спутник», выпущенный в Сербии? Может быть, есть какие-то предварительные договоренности со странами ЕС по поставкам после того, как вакцина будет одобрена европейским регулятором?

— Это точно, что все исследования и приготовления для производства вакцины в Сербии окончены. Мы убедились в качестве вакцины и получили разрешение российских институтов. Сейчас в Сербии запускается производство и ожидается, что за первый год мы произведем 4 млн доз. Для нас очень важно обеспечить потребности своих граждан в препарате. Но и рассчитываем на экспорт этой вакцины. Я уверен, что многие страны будут заинтересованы в приобретении «Спутника V», но, к сожалению, у меня нет информации, подавал ли кто-то уже запрос.

Ивица Дачич

Ивица Дачич

Фото: ТАСС/EPA/ANDREJ CUKIC

— Почему, кстати, на ваш взгляд, регулятор ЕС тянет с одобрением «Спутника V»? Чего здесь больше — технических моментов или политики? Тем более сейчас ЕС вплотную подошел к запуску COVID-сертификатов.

— Мы считаем, что все вакцины, которые считаются эффективными и безопасными, должны получать разрешение как Всемирной организации здравоохранения, так и национальных органов здравоохранения. Никакой дискриминации вакцин по политическим причинам в зависимости от страны-производителя не должно быть. Именно поэтому Сербия приобрела четыре вида различных препаратов, чем спасла жизни людей. А многие страны в нашем регионе и в Европе в целом очень долго ждали определенных вакцин. И они как раз руководствовались политическими причинами. На Балканах в пандемию, в принципе, происходили различные странные ситуации. Например, мы албанцам в Косово предлагали тесты на коронавирус, но они от них отказались, поскольку решили, что не хотят их получать от сербов. Это последствия неестественных разделений, из-за которых в итоге страдает население.

— Как с Сербии относятся к идее коронавирусных паспортов? Не будут ли они разделять Европу по принципу «правильных» и «неправильных» вакцин?

— Если говорить о сертификатах, то мы против COVID-паспортов, которые выдаются, особенно в условиях, когда это может вызвать сегрегацию.

«Никаких санкций против России»

— А как сербы в Косово пережили пандемийный год? И в каком состоянии сейчас находится процесс нормализации отношений между Белградом и Приштиной? До коронавируса, казалось, стороны как никогда близко подошли к какому-то компромиссу.

— К сожалению, даже пандемия не остановила косовских албанцев в попытках легализовать одностороннее провозглашение независимости. В этом смысле они выступали против всего, даже против помощи, которую Сербия направляла в регион. Но мы всё равно оказывали содействие, помощь сербам в Косово и Метохии, поскольку эта область — часть нашей системы здравоохранения.

Что касается отношений Белграда и Приштины, к сожалению, мы не близки к решению. И проблема в том, что та сторона не хочет компромисса. Они лишь хотят независимое государство. То есть единственное, что они хотят — чтобы международное сообщество давило на Сербию, в результате чего Белград признал бы Косово. Для нас это неприемлемо. К сожалению, мы не оптимисты в этом вопросе.

косово
Фото: ТАСС/EPA/VALDRIN XHEMAJ

— А каково сейчас влияние американцев на косовский вопрос? Бывший президент США Дональд Трамп любил заключать сделки и даже обещал решить в том числе эту проблему. Что поменялось с приходом новой администрации?

— Диалог между Белградом и Приштиной до сих пор ведется при посредничестве Европейского союза. Конечно, мы приветствуем всех, кто может положительно повлиять на этот процесс, если это поспособствует поиску компромиссного решения. Но для того, чтобы достичь мирного соглашения, нужно включить в этот процесс Россию и Китай — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Ведь в конечном итоге за финальное решение должен будет проголосовать Совбез.

— Некоторые европейские политики продолжают заявлять, что Сербия, будучи главным кандидатом на вступление в Евросоюз, должна присоединиться к антироссийским санкциям. 2025 год уже близко. Есть ли сценарий, при котором Белград введет какие-то меры против Москвы ради участия в ЕС?

Сербы выступают за присоединение к Европейскому союзу. Наше геостратегическое положение таково, что это одна из наших целей. Однако мы не собираемся вступать в ЕС, если это будет противоречить нашим государственными и национальными интересами. Россия — наш друг и партнер, Москва поддерживает сербов по вопросу Косово — территориальной целостности и суверенитета нашей страны. Сербия точно не будет вводить никаких санкций против России.

самолет
Фото: REUTERS/Andrius Sytas

— Нет ли требований со стороны Брюсселя присоединиться к ограничительным мерам против Белоруссии после инцидента с посадкой ирландского лайнера Ryanair? Как в Белграде в целом восприняли случившееся в Минске? Сербское правительство будет рекомендовать местным авиакомпаниям облетать территорию республики?

Сербия и Белоруссия — дружеские страны. Белоруссия всегда показывала солидарность с Сербией и сербским народом на протяжении многих лет. Сербия присоединялась к определенным заявлениям Европейского союза, которые оценивали выборный процесс и политическую ситуацию в стране. Однако мы никогда не присоединялись к санкциям и новых решений по этому вопросу не принимали.

«Желаем президентам России и США успеха»

— На конец этого года запланировано начало строительства нового газопровода, альтернативного «Турецкому потоку», по которому в Сербию будет поставляться азербайджанское топливо. Некоторые аналитики считают, что таким образом Белград хочет обезопасить себя, учитывая то, какие споры в Евросоюзе вызывают поставки газа в Европу из РФ. В какой пропорции Сербия собирается потреблять в будущем российский и альтернативный ему газ?

— Я считаю, что этот вопрос сегодня не особо актуален. Мы сейчас заканчиваем строительство ветки «Турецкого потока», который идет по маршруту Болгария–Сербия–Венгрия, этот трубопровод уже с октября начнет работать. Мы уже много лет слышим разные угрозы и предложения западных стран касательно альтернативного трубопровода и альтернативного газа. Но это всё происходит на словах. На самом деле мы никаких реальных предложений не получали. Да, нам говорили о некоторых конкретных вариантах, я имею в виду сжиженный американский газ. Но они были в разы дороже российского газа. Так что Сербия вообще не думает на эту тему, для нас самое главное — обеспечить для граждан Сербии и сербской промышленности доступный газ.

— Сейчас ключевой вопрос международной повестки — встреча президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена 16 июня в Женеве. Чего ждут в Белграде от саммита? Как итоги этих переговоров могут повлиять на Европу в целом и Сербию в частности?

— Мы считаем, что будет весьма полезно для всех снизить напряжение в отношениях между Россией и США. Нам бы очень хотелось, чтобы эта встреча способствовала установлению большего уровня международного доверия и сотрудничества. Положительные итоги этих переговоров были бы весьма важны для мира и стабильности. Поэтому мы желаем президентам России и США успеха. Мы, кстати, даже предлагали стать хозяевами этой встречи, хотели, чтобы она прошла в Сербии. Надеюсь, что, несмотря на то что встреча пройдет в другом месте, все-таки она увенчается успехом.

встреча

Джо Байден и Владимир Путин

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Вы принимали участие в ПМЭФ-2021. Такой масштабный очный форум, как в Санкт-Петербурге, — довольно редкое явление для нашего пандемийного времени. Насколько важны такие мероприятия для возвращения человечества к нормальной жизни?

— Я считаю, что такие мероприятия очень важны. Мы должны возвращаться к нормальной жизни как можно скорее. Человек — социальное существо, пандемия значительно повлияла и изменила нашу жизнь. Она преподнесла нам и хорошие, и плохие уроки, которые мы смогли извлечь. Но сейчас пришло время возвращаться к прежней жизни. Правда, одновременно с этим мы должны следить и за своим здоровьем.

Прямой эфир