Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге перекрыли легализовавший более 1 тыс. мигрантов канал
Общество
Горение складов со стройматериалами на Кубани локализовано на 1,2 тыс. кв. м
Мир
СМИ сообщили о досрочном избрании Байдена кандидатом в президенты США
Общество
Как пожары в Краснодарском крае и Крыму повлияют на виноделие и туризм? Детали
Спорт
УЕФА представил свою символическую сборную по итогам Евро-2024
Общество
Жителя Бердянска осудили на пять лет за публичные призывы к терактам
Общество
Лесной пожар под Новороссийском полностью ликвидирован
Армия
Новейшая гаубица «Мальва» выдержала попадание из HIMARS в зоне СВО
Мир
Глава МИД Венгрии заявил о намерении ЕС продолжать конфликт на Украине
Наука и техника
На Солнце произошла самая мощная за лето 2024 года вспышка
Мир
Минобороны Украины вернуло ВСУ переданные ранее на утилизацию боеприпасы
Общество
Синоптик предупредил москвичей о возможном похолодании
Спорт
Гибралтар подаст жалобу в УЕФА на выкрики испанцев после победы на Евро-2024
Мир
Директор Секретной службы США получила должность благодаря покровительству
Общество
Безопасная работа Ростовской АЭС после отключения энергоблока не нарушилась
Мир
Более половины опрошенных украинцев не ассоциируют себя с европейцами
Мир
На туристической улице Неаполя в Италии выставили статую раненого Трампа
Экономика
Аналитики объяснили причины падения индекса Мосбиржи до минимума за год
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Масштабная современная система фиксации правонарушений и отслеживания угнанных транспортных средств будет развернута на территории страны до конца года. «Паутина», по оптимистичным прогнозам экспертов, в разы уменьшит число угонов и поможет быстро раскрывать преступления на дорогах. Подробности — в материале «Известий».

Не просто камеры с проводами

Уже к декабрю текущего года сотрудники МВД в регионах начнут использовать специальное программное обеспечение «Паутина». Речь идет об очередном этапе развития центров автофиксации административных правонарушений (ЦАФАП). «Паутина» также связана с системой «Поток». Искусственный интеллект объединяет и систематизирует данные с видеокамер на дорогах о конкретном автомобиле. Новшество уже работает в столице и ЦФО и уже существенно облегчило работу дорожной полиции.

О функционале «Паутины» «Известиям» рассказал источник из профильного подразделения полиции.

Автор цитаты

По данным ЦОДД, в Москве за пять лет работы ЦАФАП количество угонов снизилось с 8,7 тыс. до 1,6 тыс. в год (почти в 5,5 раза). На текущий момент в «Паутину» интегрированы оперативные службы 16 регионов ЦФО.

— По сути, это «умная» база данных, которая, ориентируясь прежде всего на номерной знак, выстраивает путь автомобиля и выдает другую важную информацию о конкретной машине. Она постоянно совершенствуется. Не так давно в «Паутину» была интегрирована возможность позиционирования и отслеживания автомобилей с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, — говорит офицер. Система имеет прямой доступ к массиву информации о машине-нарушителе и позволяет проанализировать ее историю перемещений до ДТП. Также «Паутина» позволяет проанализировать отбракованные снимки (например, где нечетко читается номер), что также помогает в полицейской работе.

сотрудники
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

— Проблема сейчас в том, что не хватает опытных кадров для использования всех возможностей системы. По моему опыту, не все сотрудники, которые занимаются розыском транспортных средств, умеют использовать возможность поиска нужного ТС, например с помощью системы ГЛОНАСС. А такая возможность, пусть и в пилотном режиме, уже существует в «Паутине». При должном подходе в умелых руках эта технология станет прорывом, — считает собеседник «Известий». Он напомнил, что все новые автомобили на сегодняшний день поступают в продажу с предустановленной системой спутникового позиционирования.

Старое на новое

По словам Захара Глушкова, члена Ассоциации юристов России, система «Паутина», стабильно работает в Центральной части России и проходит обкатку и тестирование достаточно давно.

— Устаревшие системы позволяют получить видео- и фотофиксацию только в момент нарушения, на определенном участке дороги и при определенных обстоятельствах. Старые системы часто дают сбои — в результате возникает большая волна незаконных постановлений о привлечении водителей к административной ответственности. И, как следствие, много таких постановлений обжалуется в суде и отменяется, — говорит юрист. Он положительно оценивает саму идею создания «Паутины».

— У нее ряд преимуществ — централизованная, современная. Это позволяет сэкономить время граждан для обжалования штрафов, к примеру. Системе доступен анализ проездов, снимки и видео в реальном времени. По всем задумкам и идеям система будет полезна и принесет результат.

движение
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Поможет ли против угонов?

Однако касательно одной из главных заявленных функций — борьбы с угонами — Глушков проявил определенный скепсис.

— Вряд ли можно будет говорить о резком снижении угонов автомобилей премиум-класса. Если речь идет о преступлениях, совершенных организованными преступными группами под заказ, то шансов разыскать машину хоть и станет больше, но незначительно. К любому замочку можно подобрать ключик и маскировку. Технологический прогресс в криминальном мире, к сожалению, быстрее уходит вперед.

Глушков считает, что система больше предназначена для профилактики правонарушений и контроля за соблюдением водителями ПДД. Кроме того, новый софт стал более удобным для пользователей.

По словам эксперта по розыску угнанных транспортных средств, проблема угона дорогих автомобилей сегодня связана с медлительностью процедуры подачи автомобиля в розыск.

— Машину угоняют в 4 часа утра, допустим. В лучшем случае в 7 утра хозяин звонит в «102». Через несколько часов машина в розыске по Москве, в Московской области. Но к этому времени перегонщик уже на трассе «Дон». В лучшем случае сыщики ставят машину в федеральный розыск на вторые сутки. Времени хватает, чтобы пересечь границу, — говорит бывший оперативник, ныне специалист службы безопасности одной из транспортных компаний. По его словам, значительная часть автомобилей уходит в Казахстан, а оттуда в другие страны Средней Азии.

То, что делает сегодня «Паутина» самостоятельно, раньше сыщикам приходилось делать вручную.

— Искали фото машины в московских базах, потом в область ехали, там смотрели и так далее по всему маршруту следования машины. Теперь все упрощено. «Паутина» здорово облегчит жизнь силовикам, — говорит собеседник.

камера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Кого пустят посмотреть

Есть еще один важный юридический нюанс, которые делает новую систему полезной не только силовикам. Данные камер «Паутины» можно будет использовать не только полиции, но и адвокатам, считает партнер адвокатского бюро «Щеглов и партнеры», Дмитрий Сурков.

— Эта система будет способствовать защите прав граждан, поскольку на запрос адвокатом зафиксированных в системе «Паутина» сведений о месте нахождения или передвижения автомобиля его доверителя по закону нельзя отказать. Кроме того, система будет способствовать раскрытию и расследованию преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, — считает адвокат.

По сути, система «Паутина» является и средством объективного контроля, и дополнительной гарантией и защитой прав и свобод для граждан, соблюдающих правила дорожного движения, говорит зампредседателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов.

— Например, в США такая система действует уже давно и очень помогает правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений.

Ранее сообщалось, что компоненты «Паутины» станут частью системы электронного обжалования штрафов в рамках портала госуслуг. Соответствующие поправки вступают в силу в сентябре 2021 года. Процедура будет описана отдельным постановлением правительства.

Прямой эфир