Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Невыдача разрешений двум европейским авиакомпаниям на полеты в Москву в обход Белоруссии может повлечь ответные действия в отношении российских перевозчиков, не исключили опрошенные «Известиями» эксперты. Austrian Airlines и Air France за последние два дня не смогли выполнить рейсы в столицу РФ из-за отсутствия разрешения со стороны России на прибытие по альтернативному маршруту в обход Белоруссии. В Госдуме допускают любой ответ со стороны европейских стран вплоть до запрета летать в ЕС через Белоруссию, но отмечают, что для союза это равнозначно самоубийству. Прекращение авиасообщения маловероятно, полагают эксперты.

Посадка заканчивается

В четверг, 27 мая, Austrian Airlines сообщила, что не получила разрешения от российской стороны на прибытие ее рейса из Вены в Москву, который должен был пройти по маршруту в обход Белоруссии. Поэтому авиакомпании пришлось отменить рейс, который должен был состояться утром в четверг, сообщили в пресс-службе компании. Там уточнили, что перевозчик приостановил полеты над Белоруссией по рекомендации Агентства авиационной безопасности ЕС (EASA). В то же время для полета по измененному маршруту на рейсе в Москву компания должна была получить разрешение РФ.

— Российские власти не дали нам это разрешение. В результате Austrian Airlines была вынуждена отменить сегодняшний рейс из Вены в Москву, — говорилось в сообщении перевозчика.

Днем ранее аналогичная ситуация произошла с рейсом Париж–Москва авиакомпании Air France. Он должен был прибыть в Москву накануне, но его сначала перенесли, а в четверг и вовсе отменили. В качестве причины в компании также называли отсутствие разрешений на новый маршрут в облет Белоруссии. Пассажирам предложили или перенести дату вылета, или вернуть деньги. «Аэрофлот» позже заявил, что перевез большую часть пассажиров Air France, которые не смогли улететь в Москву.

аэропорт расписание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

27 мая перевозчик сообщил, что отменил второй, запланированный на 28 мая, рейс АirFrance из Парижа в Москву из-за отсутствия разрешения на заход в воздушное пространство России.

В Росавиации, российских авиакомпаниях и аэропортах Московского авиаузла ситуацию не прокомментировали. Росавиация обсудит вопрос о разрешении на прибытие рейсов европейских перевозчиков в обход Белоруссии, ранее сообщали СМИ со ссылкой на источник в крупной российской авиакомпании. Уточнялось, что в ближайшее время ведомство может разрешить европейским авиакомпаниям прилетать в Россию по измененным маршрутам, в обход воздушного пространства Белоруссии.

В МИД Австрии отметили, что позиция страны была донесена до российского посла в Вене.

— Российская реакция нам абсолютно непонятна, — цитировали МИД в Австрийском агентстве печати.

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, пока ситуация с рейсами в Россию из других стран находится под контролем, но она может динамично развиваться.

— Если Air France в России не пускают в облет Белоруссии, а через Белоруссию не пускают европейские политики, то это значит, что она вообще не может осуществлять полеты в Россию. Поэтому на основании паритета французские авиационные власти могут запретить любые полеты российских авиакомпаний, — считает эксперт.

Он добавил, что аналогичные решения могут принять и другие европейские государства. По словам эксперта, с точки зрения гражданской авиации ситуация, при которой политики начинают рулить международными правилами гражданской авиации, — нонсенс.

— Сейчас существуют большие риски того, что ситуация будет развиваться очень динамично и негативно. Политики идут на обострение ситуации, проверяют друг друга на прочность. Мы видим, что из европейской воздушной маршрутной сети Белоруссию вычеркнули за пару дней, не дожидаясь никаких решений верховного органа — Международной организации гражданской авиации, — отметил Олег Пантелеев.

Впрочем, по мнению гендиректора компании Infomost Бориса Рыбака, не может быть никаких зеркальных мер. Ведь российские авиакомпании не просят никаких изменений маршрутов по сравнению с теми, которые были согласованы и утверждены в рамках двусторонних межправительственных соглашений. Таких соглашений более сотни, они подписываются на межгосударственном уровне.

В то же время, по его словам, Росавиация могла предложить зарубежным партнерам обсудить возможные изменения маршрутов в обход Белоруссии на следующем раунде переговоров. Такие встречи проводятся один-два раза в год. Но также и национальные авиационные власти могут выдавать перевозчикам разрешения на изменения маршрутов более оперативно.

— Вероятно, что Росавиация ждет более высоких указаний по тому, как реагировать на такие разрешения. Потому что можно ожидать, что эта ситуация с Белоруссией спровоцирует большое количество таких обращений. И тогда придется перекраивать все маршруты, которые шли через эту страну, — сказал Борис Рыбак.

Сложившаяся ситуация продлится как минимум следующий месяц, опасается эксперт. Отсутствие решения в ближайшее время может привести к серьезным последствиям, добавил специалист.

Денежный урон

Через территорию Белоруссии в Россию идет большая часть рейсов из Италии, Испании, Германии и ряда других стран центральной части Европы. Белоруссию можно облетать с юга и севера, но это существенно ухудшает экономику рейса, отметил Олег Пантелеев.

Диспетчерская Международного аэропорта

Диспетчерская Международного аэропорта

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков

В то же время и для самой Белоруссии основная часть транзитных рейсов над ее территорией приходится на маршруты или в Россию, или дальше в Азию, добавил Борис Рыбак. По его оценке, таких рейсов фиксируют порядка 300 тыс. в год или 1 тыс. в день. Тогда как перелетов с юга на север и обратно, которые летят через Белоруссию, крайне мало.

По словам Бориса Рыбака, ежегодные поступления России от транзитных рейсов с учетом тех, которые также идут через территорию Белоруссии, составляют порядка $500–600 млн в год в виде роялти от европейских и азиатских компаний, а также несколько миллиардов рублей в год по навигационным сборам за пролеты над территорией. Сколько из этого приходится на полеты с учетом Белоруссии, эксперт оценить не смог.

— Масштаб потерь будет сглажен тем, что авиасообщение с Европой из-за пандемии находится в очень усеченном формате. Поэтому если и будем падать, то с низкой базы, — отметил Олег Пантелеев.

По словам эксперта, если всё же дойдет до зеркальных мер, компенсировать потери от «белорусского кризиса» удастся и за счет того, что за последнее время многие авиакомпании запустили большое количество маршрутов по территории страны. Возможность сокращения убытков он видит в открытии рейсов в Турцию и на курорты Египта.

Политический аспект

Ответная мера со стороны европейских стран может быть любой, вплоть до запрета летать к ним из России через Белоруссию, считает глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников.

Но тогда мы им запретим над Россией летать, а для них это будет убийственно. Как они будут летать в Азию? России уж точно никто ничего не запретит, — сказал он «Известиям».

самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Многое в ситуации с авиасообщением будет зависеть от встречи президентов России и США, считает политолог Владимир Евсеев.

— Ограничения на авиаперелеты — это возможное повышение ставок перед российско-американскими переговорами. Однако в любом случае давление на Белоруссию будет увеличиваться. Если не получится договориться, то санкции распространят и на нас за поддержу Минска, — выразил опасение политолог.

По мнению Владимира Евсеева, основная проблема в том, что Европа и Белоруссия не готовы идти на компромиссы. Это значительно осложняет возможность что-либо прогнозировать. Правда, полное прекращение авиасообщения маловероятно, считает он.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла решение провести расследование инцидента с экстренной посадкой в Минске самолета ирландской авиакомпании Ryanair, его первые итоги должны быть подведены к 25 июня. Такое заявление 27 мая распространил минтранс Ирландии.

Читайте также
Прямой эфир