Собор насилия: в Иерусалиме возобновились столкновения с полицией
Пятничная молитва перед мечетью Аль-Акса в Иерусалиме переросла в многотысячную демонстрацию: палестинцы праздновали наступление перемирия между Израилем и ХАМАС. Режим прекращения огня, вступивший в силу в два часа ночи, обе стороны зачли как свою победу. Однако через полчаса после начала акции раздались взрывы: израильская полиция стала вытеснять палестинцев с Храмовой горы светошумовыми гранатами и резиновыми пулями. Как пояснил «Известиям» пресс-секретарь израильской полиции, в силовиков полетели камни и бутылки. Как минимум 35 палестинцев пострадали, сообщили «Известиям» медики Красного Полумесяца, дежурящие там. Корреспондент «Известий» попал под обстрел обеих сторон и едва успел укрыться с десятком других палестинцев у Львиных ворот Старого города.
Отцы победы
Чтобы пройти из христианского квартала в мусульманский, нужно преодолеть блокпост израильских стражей порядка. «Инта муслим? Ты мусульманин? Нет, ты не выглядишь как мусульманин», — вопрос-утверждение от полицейского с М16 наперевес застигает меня врасплох.
Содержание сумки его не интересует, он спрашивает только про вероисповедание: по пятницам проход к мечети Аль-Акса разрешен лишь мусульманам.
— Докажи, что ты мусульманин, прочитай шахаду (свидетельство веры — троекратное повторение, что «нет Бога, кроме Аллаха и пророка его Мухаммада». — «Известия»).
Мне, как выпускнику Института стран Азии и Африки МГУ, произнести шахаду не представляет никакого труда: это проходят в первом семестре.
Полицейский переглядывается с коллегой, видимо, старшим по званию, тот кивает, дожевывая печенье. Меня пропускают.
— Стой. Если ты в мечеть, нужно прикрыть ноги: в шортах сюда нельзя, — ловят меня уже с мусульманской стороны «Защитники Аль-Аксы».
Но к этому я тоже подготовился — надеваю поверх шортов джинсы. «Защитники» по-прежнему смотрят на меня с недоверием.
— Сколько раз в день мусульманину следует молиться? — уточняет бородатый мужчина на входе во двор мечети. И снова ощущение, что это внеплановая проверка моих университетских знаний. Отвечаю: «Пять». «Защитник» пропускает меня, уже улыбаясь и произносит заветное: «Ахлян ва сахлян!» («Добро пожаловать!»)
Пятничная молитва начнется через две минуты. Люди — точно не меньше 2–3 тыс. человек — заполнили весь двор перед мечетями Аль-Акса (она с небольшим серым куполом) и Куббат ас-Сахра (с большим золотым). Их часто путают даже сами арабы. Аль-Акса считается третьей святыней ислама после мечетей в Мекке и Медине.
После десятиминутной молитвы верховный муфтий Иерусалима Мухаммад Хусейн начал было читать проповедь, в которой призвал всех собравшихся к миру. Но тут послышались громкие кричалки сторонников ХАМАС — десятки молодых людей открыто пытались сорвать речь муфтия.
— Йя шабаб, йя шабаб! («Ребята, ребята!») — пытался их успокоить муфтий, которого считают близким к движению ФАТХ, основному политическому противнику ХАМАС.
Уже через минуту религиозного деятеля никто не слушал: многотысячная толпа начала кричать «Интисар!» («Победа!»), молодые люди забрались на арки между мечетями и развернули флаги Палестины и зеленые знамена ХАМАС.
Над людьми летят конфеты и мелкие монетки, слышно, как женщины делают загруту — шумное выражение радости, похожее на тремоло. Выше конфет только экраны телефонов: все снимают, как палестинцы отмечают победу: именно так здесь восприняли заключенное накануне с Израилем соглашение о прекращении огня. С двух часов ночи 21 мая ЦАХАЛ и ХАМАС прекратили взаимные обстрелы, последние ракеты прилетели по югу Израиля в 01:48, отмечает «Гаарец».
Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху также назвал операцию Израиля в Газе «успешной» и отметил, что она «позволила изменить баланс сил с ХАМАС». Среди успехов израильской армии Нетаньяху перечислил разрушение 100 км «метро ХАМАС», военной инфраструктуры, используемой как для наземных, так и морских атак по Израилю, а также уничтожение 20 высокопоставленных лиц ХАМАС и «Исламского джихада».
В секторе Газа также посчитали завершение военных действий победой, празднества начались в анклаве еще ночью. Его жители впервые за много дней смогли выйти на улицу.
— Да, это правда, празднования не прекращались на всех палестинских территориях с момента объявления прекращения огня и победы Сопротивления. Матери мучеников (погибших в ходе этого конфликта. — «Известия») и их жены сегодня весь день раздавали сладости, — рассказала «Известиям» жительница Газы Нисрин.
Но говорить о возвращении к нормальной жизни невозможно. Газа нуждается в серьезном восстановлении, в секторе без домов остались свыше 52 тыс. человек.
— Сейчас все они живут в школах и мечетях БАПОР (Ближневосточное агентство ООН по делам палестинских беженцев. — «Известия»), около 21 семьи полностью вычеркнуты из актов гражданского состояния, то есть все их члены умерли. Вот он, результат неизбирательных бомбардировок сектора Газа, — заключила собеседница «Известий».
Противостояние у храма
Пятничная акция у Аль-Аксы проходила спокойно, но длилось это всего десять минут. Вдруг из-за золотого купола мечети послышались взрывы: со стороны Виа Долороза к храмовому комплексу подходили израильские полицейские. Снова хлопки взрывов — это светошумовые гранаты. И сразу короткие выстрелы резиновыми пулями.
Толпа в испуге побежала к Львиным воротам, однако десятки молодых людей укрылись у мечети, достали камни, бутылки и начали метать в полицию. Я, как выяснилось, бежал не за теми, и очутился как раз среди радикально настроенной молодежи в черно-белых арафатках. Укрываемся у синих стен Куббат ас-Сахры, гранаты разрываются в 2–3 м от нас. Дорога к отступлению также простреливается.
«Ялла, шабаб! Биссора («Давайте, ребята! Быстро»)», — группа палестинцев прорывается к Львиным воротам, бегу в центре толпы. Гранаты разрываются совсем близко. Полиция бежит за нами — ввиду беспорядков у мечети ей дали право войти на территорию храма.
В колено женщины рядом со мной попадает пуля, она кричит, к ней тут же подъезжает маленькая гольф-машина Красного Полумесяца и увозит на носилках. Полиция вытесняет палестинцев с территории мечети.
У Львиных ворот нас встречают солдаты с автоматами и выборочно выхватывают из толпы людей, в основном молодых парней. Их досматривают и сажают в импровизированный обезьянник прямо у стены Старого города. Мне повезло: прохожу спокойно и попадаю в кольцо западных и израильских журналистов.
Рядом с солдатами снуют дети в арафатках и пытаются их дразнить, однако силовики только подмигивают детям и не выходят за забор перед собой.
Задержанных у Львиных ворот палестинцев отпускают спустя 40 минут, толпа вокруг встречает их овациями.
В ходе беспорядков на Храмовой горе ранения получили как минимум 35 палестинцев, сообщили «Известиям» медики Красного Полумесяца.
Задержаны 16 человек, из них 12 подозревают в организации массовых беспорядков, заявил «Известиям» пресс-секретарь израильской полиции Михаэль Зингерман.
— Палестинцы по окончании пятничной молитвы начали забрасывать пост полиции булыжниками и бутылками с зажигательной смесью, потому нам пришлось войти на территорию Храмовой горы, — уточнил представитель полиции. — На данный момент всё спокойно.
Однако вечером стычки с полицией вспыхнули в районе Бейт-Эль и у иордано-израильской границы. Беспорядки прошли и в Вифлееме.
Позже в СМИ появились кадры с камер наблюдения в Иерусалиме, на которых видно, как палестинская молодежь запускает камни по полицейским. Обе стороны настаивают на своем и считают зачинщиками беспорядков оппонента.
— Всё в таких случаях зависит от поведения полиции: она вошла на территорию храма и спровоцировала беспорядки. Эти действия были нужны Нетаньяху, чтобы доказать своим правым сторонникам, критиковавшим премьера за прекращение огня: мы не заключили договора с ХАМАС по Аль-Аксе, — заявил «Известиям» член секретариата израильской партии «Хадаш» Хатиб Самир.
Аль-Акса — это красная линия не только для палестинцев, но и для всего исламского мира, отметил политик. Потому, уточнил он, стоит ждать, что действия израильской полиции в мечети вызовут еще больший всплеск насилия среди арабского населения Израиля.
Эльнар Байназаров, Иерусалим