Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Ассоциация олимпийских комитетов Африки поддержала допуск россиян к ОИ
Армия
В России приняли меры для кратного увеличения производства востребованных вооружений
Мир
Лукашенко заявил о задержании 30 причастных к теракту в Мачулищах лиц
Мир
Лукашенко предложил союзникам научить Запад защите прав человека
Спорт
Организаторы Уимблдона допустят спортсменов из РФ к турниру
Мир
В минобороны Украины подтвердили подготовку ВСУ к контрнаступлению
Общество
Около 200 тыс. жителей ЛНР остались без света из-за снегопада
Мир
Взрыв прогремел в подконтрольном Киеву городе Запорожье
Мир
Украинский военный назвал Артемовск адом на земле
Политика
Небензя заявил о потере смысла работы ООН без участия России
Мир
ВСУ подвергли пыткам около половины российских военнопленных
Мир
Путин утвердил новую Концепцию внешней политики РФ
Авто
Началась разработка сервиса «Автошазам» для оценки состояния двигателя по звуку
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне стали чаще усыновлять детей с диагнозом ВИЧ. По данным фонда «Дети+», сейчас в детских домах и домах ребенка остается около 500 инфицированных детей и подростков. В 2019 году их было 600. Кто чаще всего становится приемными родителями и что следует знать тем, кто решил ими стать, — выясняли «Известия».

Перемены к лучшему

В России стали чаще усыновлять детей с диагнозом ВИЧ. Об этом «Известиям» рассказала директор благотворительного фонда «Дети+» Ольга Кирьянова.

По ее словам, в 2005 году в детских домах и домах ребенка было 800 ВИЧ-инфицированных детей и подростков. В 2019 году их было 600, а сейчас около 500, притом что в учреждениях Москвы, Подмосковья и нескольких крупных городов страны маленьких детей-сирот с ВИЧ уже нет.

— Раньше, когда мы только начинали работу, дети с ВИЧ вырастали в детских домах, переходя из группы в группу, — и нам оставалось лишь надеяться, что они смогут когда-нибудь обрести семью. Сейчас мы знаем, что у них есть шанс, их забирают, особенно маленьких. Подростков пристроить сложнее, — говорит она.

Во многом, по мнению Кирьяновой, переменам поспособствовала доступность информации о ВИЧ — будущие родители могут прочитать в интернете о таких детях и убедиться, что они неопасны для окружающих, найти отзывы других приемных семей, пообщаться с ними лично и пройти специальные семинары.

— После таких семинаров около 30% семей заявляют о готовности взять ребенка — это хорошие показатели, — отмечает собеседница «Известий».

центр
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

«Видели, как умирают мамы»

В России проживает около 12 тыс. детей с ВИЧ-инфекцией. Большинство из них — подростки 10–16 лет. Инфицированных новорожденных становится меньше с каждым годом. Сейчас вероятность передачи ВИЧ от матери к ребенку составляет менее 1% — как правило, такие малыши рождаются у женщин, нарушающих меры профилактики.

— Жизнь детей с ВИЧ отличается социальным неблагополучием. Только 20% из них имеют полную семью. У 26% неполные семьи — например, умерла мама, потому что не лечилась, и ребенок остался с отцом или отчимом. 23% остались без обоих родителей и живут у бабушек и других родственников. Еще 13% растут в приемных семьях, а оставшиеся 6% — в детских домах, — рассказывает Ольга Кирьянова. — Если сложить, сколько детей потеряли одного или двух родителей, — получится более половины.

Эти дети видели, как умирают родители, и смерть для них ассоциировалась с болезнью. Потому, вырастая, многие из них переживают о близких — боятся передать вирус, хотя все они принимают терапию, говорит собеседница «Известий».

Нуждаются в поддержке

Дети с ВИЧ нуждаются в поддержке, которую не могут получить в детском доме. Ведь в таких учреждениях к ним относятся по-разному — в некоторых сотрудники понимают, что вирус не передается бытовым путем, и не боятся, а в других ситуация может быть гораздо хуже. Страх администрации передается в детскую среду — и тогда подростков могут сделать изгоями.

Очень важный момент, по словам Ольги Кирьяновой, — когда и в какой форме ребенку расскажут о диагнозе. В некоторые детские дома приезжают психологи местного центра по борьбе со СПИДом и проводят с детьми беседы. Ведь в такой ситуации важно не только поговорить о болезни, но и научить с ней жить.

поддержка
Фото: ТАСС/Юрий Белинский

— К сожалению, в России ВИЧ — это не принятое обществом, стигматизированное заболевание, потому людям с ним живется сложно. Дети не понимают, почему они должны что-то скрывать от других, почему к ним такое странное отношение. В подростковом возрасте у них начинаются проблемы: а как знакомиться с девушками или молодыми людьми, кому говорить о диагнозе, нужно ли предупреждать врачей. И они либо задают эти вопросы, либо замыкаются в себе, потому им очень нужна поддержка, чтобы они просто хотели жить — и для этого каждый день принимали лекарства, — говорит директор фонда.

Главная проблема сирот в том, что они не умеют о себе заботиться. Есть вероятность, что, выпускаясь, они перестанут принимать терапию и посещать своего врача — и со временем исчезнут из системы контроля, подвергая риску свою жизнь.

— После детских домов социализируется всего 30% детей, а у подростков с ВИЧ шансы еще ниже. Их жизнь полностью зависит от регулярного приема терапии. Поэтому им очень нужна семья, заинтересованные взрослые, которые помогут не забросить лечение в сложные времена. Те времена, когда подростки будут искать себя, выбирать профессию и задумываться о будущем, — уверена собеседница «Известий».

Кто становится родителями?

Большинство приемных родителей не планировали усыновлять детей с ВИЧ. Как правило, они просто находили мальчика или девочку в базе сирот, где указана только группа здоровья, — а затем, узнав диагноз, «примеряли» ситуацию на свою семью. Принять решение им помогали врачи и психологи.

— Есть пары, которые не останавливались на одном ребенке. Второго, третьего уже целенаправленно брали с диагнозом, потому что он их больше не пугал. Им хотелось помочь таким детям, дать им шанс на счастливое будущее, — рассказывает Кирьянова.

Часто детей с ВИЧ забирают родственники, в том числе дальние, — многие пугаются, узнав о статусе ребенка, и идут за помощью к специалистам фонда.

приемный
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Мы говорим с ними и радуемся, когда удается погасить панику. Люди понимают, что диагноз не играет основной роли. Они начинают относиться к заболеванию как к хроническому, которое просто требует лечения, — отмечает директор фонда.

По словам Ольги Кирьяновой, чаще детей с ВИЧ усыновляют в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре. В маленьких городах родителям сложнее скрыть диагноз ребенка, потому они могут столкнуться с проблемами при устройстве малыша в детский сад или даже травлей. Некоторым из них в результате приходится переезжать.

«Полностью безопасны»

Дети с ВИЧ-инфекцией полностью безопасны для окружающих, говорит врач-инфекционист Анастасия Патран. Вирус иммунодефицита может передаваться всего тремя способами: через кровь (как правило, шприцы и необработанные инструменты), половым путем и от матери к ребенку.

— Чаще всего приемные родители боятся ситуаций, когда ребенок поранится. Но если у вас нет открытых ран, в которые попадет инфицированная кровь, заражения не произойдет. Самый простой способ обезопасить себя — вымыть руки и обработать их спиртом, — объясняет врач.

Бытовым путем, через слезы, пот и слюну ВИЧ заразиться нельзя, потому с ребенком можно спокойно пользоваться общей посудой и другими предметами. Не стоит бояться и укусов насекомых — они вирус не передают.

— Дети с ВИЧ ничем не отличаются от обычных — кроме того, что им нужно постоянно принимать терапию, раз в несколько месяцев посещать педиатра в центре по борьбе со СПИДом и сдавать анализы, то есть проходить контроль вирусной нагрузки и иммунного статуса, — добавляет собеседница «Известий».

тест
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

По ее словам, все пациенты, принимающие терапию и достигшие постоянной неопределяемой вирусной нагрузки, не могут заразить других людей. Но прием лекарств должен быть регулярным — так концентрация препарата постоянно остается на одном уровне, чтобы подавлять репликацию вируса в крови.

— Человек должен принимать таблетки не просто каждый день, а в одно и то же время с разницей максимум в 15 минут. Поэтому родители должны объяснять ребенку, что любое забывание, прерывание грозит опасными последствиями. Дело в том, что вирус не убивается полностью — он «засыпает» в крови и, если концентрация лекарства снизится, может «выбраться из мест резерва». Тогда у человека выработается устойчивость к препарату и его придется менять. Но здесь нужно понимать, что варианты замены схемы лечения не бесконечны. Кроме того, можно не успеть отследить активность вируса и упустить момент, когда присоединятся ВИЧ-ассоциированные заболевания и инфекции, которые могут привести к стадии СПИДа, — отмечает врач.

С маленькими детьми проблем с лечением обычно не возникает. Но у подростков, особенно не знающих о своем диагнозе, могут появиться вопросы. Потому начинать разговаривать с ними о ВИЧ стоит как можно раньше, со временем расширяя информацию о самом заболевании и способах его передачи.

— В противном случае у подростка может быть психологическая травма, он станет сопротивляться приему лекарств, устанет от них. Здесь важна работа опекунов, медицинских сотрудников и психологов, — говорит Анастасия Патран.

У фонда «Дети+» есть кураторство — когда взрослые с ВИЧ могут стать наставниками для инфицированных детей и подростков. Ребята могут задать им любые вопросы и получить ответ и необходимую поддержку.

Читайте также
Реклама