Признание невиновности: поможет ли Белозерцеву новая тактика защиты
Главные фигуранты уголовного дела о взятке губернатору Пензенской области останутся под стражей до 20 мая — 6 апреля суд отклонил апелляции их адвокатов о переводе под домашний арест. Судья не посчитала весомыми доводы защиты о тяжелом состоянии здоровья Бориса Шпигеля, хотя бизнесмен упрашивал ее проявить гуманизм. Защита Ивана Белозерцева делала упор на невиновности бывшего губернатора. На заседании он впервые признал, что получил от Шпигеля 20 млн рублей, но заявил, что это был взнос на его избирательную кампанию. Оценки экспертов разошлись. Одни считают, что, если граждане не представляют опасности для общества, нет смысла держать их в СИЗО. Другие уверены, что это коррупционное дело слишком резонансное, чтобы проявлять к его участникам снисхождение.
Миллионы на кампанию
Во вторник, 6 апреля, Мосгорсуд провел три заседания, на которых рассмотрел жалобы на арест главных фигурантов дела о взятке губернатору Пензенской области. Сенсацией стало заявление экс-главы региона Ивана Белозерцева. В начале заседания он сообщил, что полученные им 20 млн рублей от главы «Биотэка» Бориса Шпигеля должны были пойти на его избирательную кампанию. До сих пор чиновник не признавался в том, что брал деньги от бизнесмена — только часы Breguet, которые якобы он хотел вернуть предпринимателю, но тот уехал в Израиль. Ранее Шпигель утверждал, что 20 млн должны были пойти на строительство психоневрологической клиники в Пензенской области.
Показания о выборах и клинике не противоречат друг другу, сообщил в беседе с «Известиями» адвокат Белозерцева Алексей Шуварин. По его словам, бизнесмен уже заявлял, что давал деньги на выборы и что «Биотэк» финансировал много некоммерческих проектов за свой счет. Слова его доверителя о 20 млн следует расценивать как признание полной невиновности, поскольку этот взнос был абсолютно законен и не являлся взяткой. В противном случае Белозерцева взяли бы с поличным, отметил юрист.
— Иван Александрович подчеркнул на суде, что практика пожертвований не запрещена законом, но она не была связана с покровительством или лоббированием компаний. Как губернатор Белозерцев был заинтересован в развитии любого бизнеса на территории области, ведь это налоги и рабочие места. Если под этой заинтересованностью подразумевать покровительство, тогда десятки компаний в области находятся в таком же состоянии по отношению к нему, как и «Биотэк», — подчеркнул Алексей Шуварин.
По мнению адвоката, никаких обоснованных обвинений у следствия нет. Белозерцеву вменяют, что с 2012 года «Биотек» выиграл в Пензенской области 148 аукционов и это вряд ли бы стало возможным без покровительства сверху. Этот аргумент защита считает несостоятельным, поскольку Белозерцев стал губернатором только в 2015 году.
Обвинение в подкупе дорогим подарком — автомобилем Mercedes — Иван Белозерцев назвал на суде надуманным и необоснованным. И заявил, что в Москве всегда ездил на старой машине, принадлежащей представителю Пензенской области в столице. По версии защиты экс-губернатора, Mercedes принадлежит «Биотэку» и находится в лизинге.
Суд не счел представленные аргументы основанием для изменения экс-губернатору меры пресечения на домашний арест. Кроме того, прокурор сообщила, что при обыске у Белозерцева был обнаружен целый арсенал незарегистрированного оружия. Бывший чиновник останется в СИЗО «Матросская Тишина» до 20 мая.
Его адвокат заявил «Известиям», что за две недели заключения следователи ни разу не допросили Белозерцева.
— У Белозерцева хроническая гипертония. Будем обжаловать решение Мосгорсуда в кассации, — сказал он изданию.
«Не имел права брать деньги»
Новая тактика защиты не поможет Белозерцеву обелить репутацию и избежать наказания, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Эксперт предположил, что факт передачи 20 млн рублей был подтвержден при помощи прослушки телефонных переговоров. И это стало известно чиновнику. После этого ему ничего не оставалось, как признать получение денег. Но в качестве оправдания было придумано легитимное объяснение с пожертвованием на выборы.
Кабанов напомнил, что точно такую тактику защиты использовал в суде экс-губернатор Кировской области Никита Белых. Он тоже называл взятку пожертвованием, однако суд этот аргумент не убедил — Белых до сих пор сидит.
— Объяснение здесь только одно — Белозерцев как чиновник и должностное лицо не имел права брать деньги. Если это пожертвование, оно должно быть оформлено через специальный счет, а не передаваться наличными. Теперь он может сколько угодно говорить, что это были деньги на выборы, на клинику или он пытался спасти человека — всё это не будет иметь в суде никакой юридической силы, — заявил «Известиям» председатель комитета.
По закону о противодействии коррупции взяткой сегодня считаются не только пожертвования наличными, на которые ссылается Белозерцев. Даже сексуальные услуги могут расцениваться как нематериальный подкуп, если они оказаны должностному лицу. Тем меньше шансов оправдаться, когда речь идет о подкупе материальном, подчеркнул собеседник издания.
Резонансное дело
Накануне рассмотрения апелляции Бориса Шпигеля его адвокат Виктория Бурковская заявила «Известиям», что у бизнесмена есть все шансы уйти под домашний арест. 6 апреля она предоставила суду новые справки от врачей о том, что болезнь ее подзащитного входит в перечень заболеваний, утвержденный правительством РФ, при которых люди не должны содержаться под стражей. Эти справки должны были убедить суд, что Шпигель, у которого диагностированы тромбоэмболия, мерцательная аритмия, установлены восемь стентов, не должен находиться в СИЗО. Сам обвиняемый умолял суд отпустить его домой, говорил, что может умереть, жаловался на сильные боли и невозможность участвовать в следственных действиях. Он заявил суду, что готов сотрудничать со следствием и давать показания, но только под домашним арестом.
На суде прокурор выразила мнение, что Борис Шпигель может оказать давление на свидетелей, если окажется на свободе. Суд прислушался к позиции обвинения и отклонил жалобу бизнесмена. Жену предпринимателя Евгению Шпигель также оставили в СИЗО.
Комментируя арест Бориса Шпигеля, адвокат Генри Резник заявил «Известиям», что это не редкость, когда бизнесменов держат за решеткой по экономическим статьям.
— Полагаю, что эта норма применяется избыточно. Игнорируется положение Уголовно-процессуального кодекса о том, что заключение под стражу должно применяться при невозможности избрать другую меру пресечения. Если человек не серийный убийца и не представляет опасности для общества, его нет смысла держать в СИЗО. А влияние на свидетелей исключается домашним арестом, — высказал свою точку зрения Генри Резник.
С ним не согласен директор благотворительного учреждения «Право и порядок» Олег Иванников. По его мнению, и Шпигель, и Белозерцев — фигуры слишком заметные, а дело резонансное, чтобы следствие могло позволить себе держать их под стражей без достаточных на то оснований.
— Шпигель отлично знает, что на здоровье можно сыграть, уйти от уголовной ответственности, избежать наказания. Адвокат может предоставить в суд и недостоверные справки. Считаю, что с этим должен разбираться не только суд, но и прокуратура, — подытожил эксперт.
Как ранее выяснили «Известия» в своем расследовании, Иван Белозерцев мог использовать свои полномочия для вывода из собственности региона имущества по бросовым ценам. Речь о недвижимости и земельных участках, которые на аукционах переходили в пользование родственников и ближайшего окружения экс-главы субъекта. Только недвижимость сыновей и невестки чиновника можно оценить в 130 млн рублей. Анализ открытых источников позволяет проследить обширную цепочку аффилированных с экс-губернатором фирм, доли в которых принадлежат как родне Белозерцева, так и его доверенным лицам. Они занимались весьма прибыльными для этого региона бизнесами: ритуальными услугами, перевозкой пассажиров, разработкой карьеров, финансами и даже производством оружия.