Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Кремле указали на большой интерес к пресс-конференции Путина
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
Московских водителей в 2025 году оштрафовали на 10 млн руб. за помехи трамваям
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Ужасное дитя» и аутсайдер, бросивший вызов нормам общества, наиболее коммерчески успешный драматург Америки. Художник с тягой к саморазрушению, обвиняемый в патологичности и порнографичности, но при этом сурово отстаивающий гуманистические идеалы. Вся жизнь Теннесси Уильямса, 110 лет со дня рождения которого мы отмечаем 26 марта, соткана из парадоксов. Это самый неамериканский американец-драматург, и недаром Уильямс оказался «своим» в европейской культуре и так лег на российскую почву, что стал уже частью нашей души.

Роман с Голливудом

«Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание», «Кошка на раскаленной крыше» и «Лето и дым», «Орфей спускается в ад» и «Сладкоголосая птица юности». Кто в театральном мире не знает пьес Теннесси Уильямса? Впрочем, он самым тесным образом связан и с кино, которое прославило его на весь мир. Он дарил актерам острый и глубокий материал для самовыражения, а те своими ролями усиливали магнетизм имени драматурга.

Фильм «Трамвай «Желание» 1950 года дал новое дыхание Вивьен Ли и сделал звезду из молодого Марлона Брандо, заодно явив миру особый тип мужской сексуальности, невиданной на экране ранее. Элизабет Тейлор, снявшаяся в нескольких картинах по пьесам Уильямса, во многом ассоциируется с его драматургией, хотя сам он довольно скептически относился к этой ослепительной диве, чьи непотопляемость и очень земная природа не слишком резонируют с его болезненными и надломленными героинями-жертвами.

Уильямс по своей художественной природе вообще противоречит Голливуду: «фабрика грез» сторонилась всматриваться в бездны психики, как это делал драматург, сторонилась столь порочных героев, которым зритель тем не менее сопереживает. Да, Голливуд выпускал фильмы по произведениям Уильямса (не только по драматургии, но и по прозе, вспомним «Римскую весну миссис Стоун»), но при этом часто делая его стерильным.

Зов сердца

Генеалогическое древо Томаса Ланира Уильямса, родившегося в 1911 году в Коламбусе (штат Миссисипи), украшено известными в Южной Америке именами, но особо выделяется святой XVI века Франциск Ксавьер, выдающийся католический миссионер своего времени. Служил церкви и дедушка Уильямса. Первые годы жизни с ним и бабушкой в Миссисипи драматург вспоминал как утраченный рай. Когда ему было восемь, родители забрали его в Сент-Луис, что связано с работой его отца в обувной компании. Уильямс с улыбкой вспоминал, как проникались доверием к нему владельцы квартир, которые он снимал, когда узнавали, что он внук священника: мол, наивные люди, не понимавшие, какое порочное существо они впускают.

После смерти драматурга друзья с трудом добились, чтобы его отпели в католическом соборе: этого не хотели делать по причине его бурной гомосексуальной жизни. В своих шокирующих «Мемуарах», увидевших свет в 1975 году, за восемь лет до смерти автора, он признался, что полноценная физическая близость у него была только с одной женщиной, молодой нимфоманкой, с которой он встречался несколько дней. Этот первый сексуальный опыт случился, когда Уильямсу было уже 26 лет, дальше были романы только с мужчинами. «...Я поздно начал, а когда всё-так начал, то пустился во все тяжкие», — писал он.

При этом Уильямс называл себя пуританином, живущим с вечным чувством вины. Он с детства был натурой впечатлительной, а воспитание в религиозной среде утвердило его в мистическом ощущении мира. По признанию драматурга, однажды в Кельнском соборе он пережил чудо: его словно коснулась чья-то невидимая рука, исцелив от мучившей фобии. В художественном мире Уильямса причудливо сочетаются крайности инстинктов, уподобляющие человека животному (героя пьесы с обманчивым названием «Сладкоголосая птица юности» и вовсе кастрируют, глумясь над его природой жеребца, перед которой не могли устоять женщины), с христианскими идеалами и религиозной символикой. Неразрешимое противоречие между плотью и душой движет драматургией Уильямса.

Самого его легко узнать в героине пьесы «Лето и дым» — дочери священника Альме, обремененной религиозным воспитанием и влюбленной в молодого ловеласа-доктора, для которого человек — существо биологическое. Доктор не верит в существование души. Потом они как бы меняются местами: доктор, познавший, что такое любовь, женится на ученице Альмы, а она, сохранившая невинность, готова отдаться первому встречному. Разумеется, Уильямса можно увидеть и в Бланш Дюбуа («Трамвай «Желание»), и в других героинях, хотя сам он предостерегал идентифицировать его только с женщинами, говоря, что ему понятны как женская нежность, застенчивость, так и мужская похотливость. То есть он не только Бланш, но и ее антагонист Стэнли Ковальский, живущий инстинктами. Между этими полюсами и проходила жизнь Уильямса, и показательно, что в 1973 году корреспондент «Плейбоя» спросил у него, правда ли, что человек в конце концов следует зову своего фаллоса, на что драматург ответил: «Надеюсь, что нет, мальчик. Надеюсь, что он следует зову своего сердца, своего испуганного сердца».

Выйти из зверинца

Слава пришла к Томасу довольно поздно: в 1945 году, когда в Нью-Йорке с огромным успехом прошел «Стеклянный зверинец» по пьесе, переделанной из киносценария, который киностудия отвергла, драматургу было 34 года. Этот шедевр, поделивший жизнь Уильямса на до и после, — наиболее лирическая и автобиографическая его пьеса, где автор идентифицируется как раз с мужчиной, которому дал свое имя — Том. Он выступает как рассказчик, вспоминающий свою семью, которая состоит также из матери и болезненно замкнутой сестры, и в то же время он действует как участник событий прошлого. Фабула незамысловата: чтобы покинуть семью, Том приводит на семейный ужин своего коллегу по обувному магазину — как потенциального жениха; после душевного сближения девушки с гостем, который что-то затронул в ней, он уходит навсегда, признавшись, что помолвлен. Но существо пьесы составляет то, что трудно выразить словами: ее атмосфера, поэтичность, магическая аура.

Американский драматург Теннесси Уильямс в театре Виктория, Нью-Йорк, 18 декабря 1956 года

Американский драматург Теннесси Уильямс в театре Виктория, Нью-Йорк, 18 декабря 1956 года

Фото: Getty Images/Paul Slade

Уильямс привнес в эту пьесу много из своей жизни. В начале 1930-х, когда США переживали Великую депрессию, Томас тоже тяготился работой в обувном магазине, где он вытирал пыль с обуви и распечатывал заказы; он выкраивал время, чтобы написать рассказ или пьесу. Эксцентричную мать семейства Аманду, живущую своим прошлым и цепляющуюся за жизнь, чтобы сделать счастливыми детей, драматург списал со своей матери. А Лаура, которую гость называет «голубой розой», — это, конечно, любимая сестра Уильямса, несчастная Роза, о которой он заботился всю жизнь. Психическая нестабильность Розы обернулась шизофренией, и в 1930-е ей сделали лоботомию, одну из первых операций такого рода в Америке. Операция не пошла на пользу, с годами ее разум всё более ускользал.

От США до СССР

В год, когда вышел «Стеклянный зверинец», Уильямс начал работу над «Трамваем «Желание». История разорившейся аристократки-учительницы Бланш, которая вначале приезжает в Новый Орлеан к своей сестре Стелле и ее мужу Стэнли за помощью и которую в финале увозят в сумасшедший дом, принесла автору еще больший успех. На Бродвее зажглась звезда молодого Марлона Брандо, сыгравшего Стэнли в спектакле Элиа Казана. Вскоре Казан приступил к съемкам фильма, оставив эту роль за Брандо, но в роли Бланш по настоянию продюсера снялась Вивьен Ли, которая уже сыграла Бланш на английской сцене в постановке Лоуренса Оливье.

Фильм получил множество номинаций на «Оскар» и несколько статуэток. Одну из них выиграла Вивьен Ли, это был ее второй «Оскар» после «Унесенных ветром». Уильямс был номинирован за лучший сценарий, и хоть лауреатом не стал, его уже воспринимали как воплощение «американской мечты». Когда-то Томас вел почти нищий образ жизни: он работал лифтером в отеле, официантом в бистро за чаевые, билетером в кино и даже ощипывал голубей. Теперь он успешный драматург, друг мировых звезд и постоялец дорогих отелей.

В конце 1950-х еще одна знаменитая пьеса, «Орфей спускается в ад», с треском провалилась на американской сцене. В 1960 году пьесу реабилитирует Сидни Люмет, сняв фильм «Из породы беглецов», где Вэла сыграет Брандо, а Лейди — Анна Маньяни, с которой Уильямс очень подружился. А в 1961 году «Орфей спускается в ад» был сыгран в СССР: Ирина Анисимова-Вульф поставила пьесу в Театре имени Моссовета как бенефис Веры Марецкой, сыгравшей ту же роль, что Маньяни. Это была первая советская постановка Уильямса, и с тех пор этот автор разошелся по сценам всего Союза.

Успех американца на советской сцене был феноменальным. Казалось бы, Уильямс с его зашкаливающей чувственностью и табуированными темами идет вразрез с советской идеологией. И надо признать, у нас (хотя и за рубежом тоже) его пьесы ощутимо оскопляли, например вымарывали признание Бланш Дюбуа в том, что когда-то она застала своего мужа в постели с мужчиной, а потом муж — после обидных слов — покончил с собой на ее глазах; а признание это объясняет травмированность героини. Разумеется, тематическая запретность вкупе с экзотичностью автора усиливала интерес к нему, а распространение Уильямса в СССР идеологически объяснялось тем, что это — антибуржуазный и антиамериканский, по сути, автор, безжалостно вскрывающий язвы капиталистического общества. Но сказалось и другое. На драматурга очень повлиял Чехов, Уильямс считал «Чайку» одной из величайших пьес мирового репертуара, и в уильямсовской драме русский театр видел свое отражение. Бланш, утратившая родовое имение, напоминала чеховскую Раневскую. В пьесах Уильямса слышался «звук лопнувшей струны».

Некоторые старожилы-театралы считают образцом постановок Уильямса два спектакля ленинградского МДТ — это «Татуированная роза» Льва Додина и «Стеклянный зверинец» Генриетты Яновской с Виктором Гвоздицким в роли Тома (1977 и 1983 годы соответственно). Уильямса ставили Роман Виктюк, Кама Гинкас, Михаил Бычков, Николай Коляда и многие другие; как драматурга Коляду можно считать российским последователем Уильямса.

Умереть во сне

Уже в 1960-е в Америке раздавались голоса, что Уильямс выдохся, что ему не приблизиться к успеху своих пьес 1940-х. Фаза кризиса совпала со смертью в 1963 году Фрэнка Мерло — выходца из Сицилии, с которым драматург прожил больше десяти лет. У Уильямса началась депрессия, из которой он долго не мог выйти. С одной стороны, критиков, не знавших о личной жизни драматурга, которую он не стремился афишировать, можно понять: поздние пьесы Уильямса уступают тем, что были написаны в 1940–1950-е. У него десятки пьес, и только несколько из них можно поставить в один ряд со «Стеклянным зверинцем» и «Трамваем «Желание». Но драматурга ставили Ингмар Бергман и Лукино Висконти, в фильмах и спектаклях по его пьесам блистали Кэтрин Хепберн, Пол Ньюман, Алек Болдуин, звезд можно перечислять долго. Уильямс мог ничего никому не доказывать.

Зная о своей склонности к саморазрушению, в последние годы жизни драматург силой усаживал себя за пишущую машинку и работал по несколько часов в день. Он признавался, что мечтает умереть во сне. Как именно это произошло, достоверно не известно: официальная версия, которую некоторые друзья Уильямса подвергали сомнению, говорит о смерти от удушья в результате попадания в дыхательные пути колпачка от глазных капель, указывалось, что смерть могла произойти от сочетания алкоголя с медикаментами.

Уильямс и сейчас актуален, доказательство чему — неубывающий интерес к нему как кинематографа, так и театра разных стран. Например, несколько сезонов назад на сцене «Одеона» Изабель Юппер сыграла Бланш Дюбуа в спектакле Кшиштофа Варликовского, а в прошлом году на этой же сцене — Аманду в «Стеклянном зверинце» Иво ван Хове. Уильямс затронул проблемы, которые остаются животрепещущими для нашего общества, в котором сексуальное просвещение сочетается с новым пуританством, гендерные сдвиги и новая этика — с отстаиванием традиционной модели семьи.

Читайте также
Прямой эфир