Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Белоусов отметил продвижение мотострелков ВС РФ на ореховском направлении
Экономика
Внешний долг России по отношению к ВВП опустился по итогам III квартала до 14%
Мир
В ФРГ оценили важность сотрудничества с Россией по «Северному потоку – 2»
Армия
Силы ПВО сбили 36 украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Почти половина республиканцев оказалась недовольна итогами переговоров по шатдауну
Армия
Над регионами РФ за неделю сбили 848 украинских БПЛА
Мир
В Польше призвали Европу к ответственности на фоне скандала на Украине
Происшествия
В ДНР около 500 тыс. абонентов оказались обесточены после ударов ВСУ
Мир
Conversation указал на сложности в изъятии российских активов Евросоюзом
Мир
FT указала на опасения Европы из-за попытки Британии открыть канал связи с РФ
Общество
За год сильнее всего выросла средняя площадь квартир в массовых новостройках
Культура
Гоша Куценко стал отцом большого семейства ради съемок в комедии «Тюльпаны»
Мир
ФСБ задержала жителя Тульской области за перевод криптовалюты ВСУ
Спорт
Гол Капризова в овертайме принес «Миннесоте» победу над «Вегасом»
Общество
В Госдуме предложили установить мораторий на повышение цен на бензин
Мир
Орбан назвал примитивными утверждения о «троянском коне» Путина
Мир
CNN предупредил о рисках для США в случае смещения Мадуро

Вербальные маски

Экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о том, справедливо ли Минэк обвинил Bloomberg в спекуляциях на росте цен
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Силу воздействия слова в вопросах экономической политики трудно переоценить. Собственно, на управлении ожиданиями инфляции и процентных ставок построена вся концепция инфляционного таргетирования: формирование видения роста цен для их влияния на реальность.

Словесными интервенциями в своих целях пользуются не только власти, но и бизнес. Например, девелоперы, которые почти вне зависимости от реального состояния экономики агрессивно раскручивают факторы повышения стоимости своих объектов. Или ассоциации производителей продуктов питания, которые запускают пространные пресс-релизы о риске грядущего подорожания колбасы и мяса. В результате даже при не меняющемся уровне доходов граждан спрос перетекает из одного сегмента в другой — то, что планировалось купить позже, покупается раньше. А если это носит массовый характер, то меняются и макроэкономические показатели.

При активном нагнетании истерии (вспомним раннековидный спрос на имбирь, гречку и туалетную бумагу) может возникать резкий рост цен или дефицит. Кстати, в отличие от медицинских масок здесь даже наращивать производство не пришлось — хватило распродажи старых запасов по более высоким ценам. СМИ в погоне за кликами и просмотрами тоже способствуют изменению потребительского поведения. Причем в том направлении, которое обычно не нравится властям. В битве «движухи» против стабильности часто в итоге проигрывает здравый смысл.

Заочный спор вокруг того, насколько ситуация в России взрывоопасна из-за растущих цен на продовольствие, который ведется между агентством Bloomberg и Минэкономики РФ, весьма показателен. По мнению Bloomberg, наша страна наряду с Бразилией, Нигерией, Турцией и Индией в этом смысле является «горячей точкой». Минэк же считает, что эксперты агентства намеренно «говорят про неудачи и нервируют народ», а их выводы спекулятивны.

К комментарию Bloomberg о рисках роста продовольственных цен есть вопросы. Более бедные и зависимые от импорта государства явно пострадают больше, но написано про них мало. Упомянутые в тексте события «арабской весны» 2011 года — как пример превращения волнений из-за «проблем кухонного стола» в протесты против «коррупции и авторитарного правления» — всё же имели много причин. А рост цен на лепешки скорее был просто поводом для начала народных выступлений. Природа же экономических проблем в России, Турции или Бразилии очень разная. И свести эти страны вместе в одном комментарии можно было разве что для повышения популярности этого текста.

С другой стороны, отрицать негативное влияние слабого рубля и растущих мировых цен на внутренний рынок продовольствия и продуктовую инфляцию бессмысленно. И мониторинг глобальной конъюнктуры как мера контроля со стороны государства тут не сильно помогает. К соглашениям и запретительно высоким пошлинам на экспорт зерна вопросов еще больше: их эффективность неочевидна, а снижение посевных площадей и сокращение поставок за рубеж от наших аграриев мы, скорее всего, увидим уже в этом году. Отсутствие целевых субсидий на питание (они, кстати, есть в Бразилии) добавляет негатива к восприятию продуктовой инфляции со стороны бедных слоев населения. И пусть она в среднем не столь велика, но болезненность отношения к ней требует срочной реакции со стороны государства, что мы и наблюдаем в последние месяцы. Создание резервов для целевых интервенций также могло бы помочь, но это не быстрая история.

Более эффективными представляются комбинация слов и дел, а не перебранки ведомств с аналитиками. Необходима четкая коммуникация с рынком по наиболее острым вопросам, подкрепленная конкретными решениями. Например, если бы вопрос о введении продовольственных сертификатов, обсуждаемый в очередной раз, был уже решен, то это было бы хорошим аргументом для обоснования правильности проводимой политики. Центральный банк, действия которого традиционно вызывают много вопросов и критики, активно общается с рынком и гражданами, постоянно разъясняет и обосновывает все свои шаги. С ними можно не соглашаться, но логика почти всегда понятна, поскольку разъяснена на всех уровнях. Причем именно с целью качественно управлять ожиданиями.

В отличие от абстрактной ключевой ставки цены на продукты можно «пощупать». Более того, по естественным причинам урожай каждый год разный, поэтому стоимость продуктов всегда подвижна. Пример — сахар. Цены падали два предыдущих года, заводы закрывались, но об этом все забыли. «Цены же всегда растут» — так мыслит средний российский обыватель.

Зато рост стоимости в конце 2020 года вызывал бурю возмущения. Именно поэтому даже самая лучшая политика в области рынка продовольствия требует постоянного разъяснения: почему принимаются те или иные меры, почему они выгодны рынку и гражданам, а не крупным аграриям или розничным сетям (интересы у них, как правило, не совпадают). При таких условиях ожидания не будут сильно отличаться от реальности и искривлять спрос, а реальность, в свою очередь, не будет отражать страхи и незнание.

Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир