Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
WSJ узнала об обсуждении администрацией Трампа целей возможных ударов по Ирану
Мир
Трамп опроверг информацию о своем визите на остров Эпштейна
Армия
Военнослужащие Африканского корпуса Минобороны РФ помогли отразить атаку ИГ в Нигере
Происшествия
Похититель Паши Тифитулина признался в убийстве ребенка
Мир
Зеленский сообщил о проведении двусторонних переговоров Украины и США
Спорт
ХК «Спартак» одержал победу над «Северсталью» в матче КХЛ со счетом 5:1
Мир
Президент Азербайджана прибыл с визитом в ОАЭ
Мир
Дмитриев обратился с призывом об отставке Стармера
Спорт
«Краснодар» объявил о переходе полузащитника Перрена в «Лилль»
Мир
Трамп заявил о якобы согласии Индии прекратить закупки российской нефти
Мир
Лавров заявил об отсутствии оправданий ударам США по Венесуэле
Мир
В файлах Эпштейна нашли письмо о его жизни в Ватикане с папой Римским
Мир
В МИД РФ указали на желание Киева уйти от обсуждения плана на основе Анкориджа
Общество
Правительство РФ утвердило сроки оказания медпомощи при подозрении на рак
Армия
Силы ПВО сбили 12 беспилотников над Белгородской и Курской областями
Мир
Лавров указал на отсутствие связи между РФ и напряженностью вокруг Гренландии
Мир
В Польше сообщили о разработке плана ударить по России с большой дистанции
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

История с непростой судьбой ближайшей родни шейха Дубая Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума пополнилась новыми весьма нелицеприятными материалами. Одна из его дочерей — принцесса Латифа — в нескольких видеозаписях утверждает, что ее держат в качестве пленницы на роскошной вилле. Два с лишним года тому назад она предпринимала попытку покинуть ОАЭ и выйти из-под контроля отца, но беглянку силой вернули домой и, судя по ее словам, отправили в заточение. Впрочем, она не единственная представительница ближайшей родни эмиратского вице-президента и премьер-министра, кому жизнь с шейхом в итоге показалась невыносимой. Подробности — в материале «Известий».

«Тюрьма на территории виллы», «ванная комната — единственное место, где я могу закрыть дверь на замок», «я — не свободный человек, я — заложница»... В таких выражениях описывает место своего пребывания и свою судьбу принцесса Латифа, дочь шейха Дубая, вице-президента и премьер-министра Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума, одного из самых богатых правителей в мире (его состояние оценивается как минимум в несколько миллиардов долларов).

Шокирующие кадры с 35-летней дочерью шейха, которая сама снимала себя на телефон, в середине февраля распространила британская телерадиовещательная корпорация «Би-би-си». «Я на вилле, которую превратили в тюрьму. Все окна закрыты наглухо, — сообщила принцесса. — Снаружи дежурят пятеро полицейских, еще две женщины-полицейских — внутри дома. Я не могу выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом».

В конце недели в западные СМИ попало заявление семьи шейха Мохаммеда. «В ответ на сообщения прессы о принцессе Латифе мы хотели бы поблагодарить тех, кто продемонстрировал обеспокоенность ее судьбой, несмотря на то, что материалы медиа определено не отражают фактическую ситуацию», — говорится в документе. «Ее семья подтверждает, что о Ее Высочестве заботятся дома, ее поддерживает семья и медицинский персонал. Ее состояние продолжает улучшаться, и мы надеемся, что она вернется к публичной жизни в подходящее время», — указывается в заявлении.

Премьер-министр и вице-президент Объединенных Арабских Эмиратов и правитель Дубая шейх Мохаммед бен Рашид аль-Мактум

Фото: REUTERS/Christopher Pike

Журналистам видеозаписи передали друзья и адвокаты 35-летней Латифы. Именно с ними она начала общаться по телефону, уже находясь в неволе, однако потом звонки прекратились — так же неожиданно, как начались в начале 2019 года. Как сообщила бывший личный тренер и подруга принцессы Тина Яухиайнен, решение о том, чтобы предать видеосообщения Латифы огласке, далось нелегко, однако всё же поступили именно так — в надежде на то, что публичное обсуждение этой темы станет для шейха своеобразным прессингом и поможет освобождению его дочери. «Пришло время уже что-то сделать. Думаю, она поддержала бы наше желание бороться за нее и не сдаваться», — добавила Яухиайнен.

«Такая-сякая, сбежала из дворца»

Именно Тина Яухиайнен, уроженка Финляндии, пыталась помочь принцессе Латифе выехать из страны, выйти из-под тотального контроля со стороны отца и зажить свободной жизнью. Попытка была предпринята три года назад и была вполне объяснимой — по словам дочери правителя Дубая, она с 2000 года пыталась побывать за пределами ОАЭ, однако ей не позволялось покидать страну ни в качестве туриста, ни ради учебы за границей. Доступа к собственному паспорту у нее также не было, а жить приходилось под постоянным наблюдением.

Принцесса Латифа, дочь шейха Дубая

Принцесса Латифа, дочь шейха Дубая

Фото: Youtube

В феврале 2018 года принцесса и Тина смогли на машине выехать из Дубая и добраться до побережья соседнего Омана. На лодке и гидроцикле женщины добрались до поджидавшей их яхты, на борту которой через Индийский океан рассчитывали добраться до Индии, а затем на самолете отправиться в США. Однако через восемь дней плавания яхту, находившуюся уже примерно в 50 км от Гоа, взяла на абордаж группа вооруженных мужчин. По воспоминаниям Латифы, ее затем силой перегрузили на борт индийского военного корабля, усыпили и в бессознательном состоянии вернули в ОАЭ.

«В королевских покоях потеряла покой»

Принцесса Латифа — не единственная из детей правителя Дубая (а их у него 25) и его ближайших родственников, кому приходится бежать из семьи. Так, его дочь Шамса летом 2000-го также предприняла попытку скрыться за границей — она сбежала, когда вместе с семьей была в Великобритании. Позднее люди шейха Мохаммеда обнаружили ее в Кембридже — женщину запихнули в машину и отвезли в один из особняков отца. Вскоре Шамсу на вертолете отправили в Довиль во Франции, а оттуда уже на самолете обратно в Дубай, где она и живет под надзором с тех пор.

Принцесса Латифа также раньше пыталась сбежать, но тоже безуспешно. Сам Мохаммед бин Рашид аль-Мактум говорит, что за рубежом его дети могут стать жертвой преступников и вымогателей. Он также утверждал, что у Латифы врачи нашли биполярное расстройство.

Принцесса Хайя бинт аль-Хусейн и Мохаммед бин Рашид Аль Мактум (справо налево),Лондон, Великобритания

Принцесса Хайя бинт аль-Хусейн и Мохаммед бин Рашид аль-Мактум (справа налево), Лондон, Великобритания

Фото: Global Look Press/Andrew Parsons

Информацию об этом диагнозе правитель Дубая распространял и через одну из своих жен — принцессу Хайю, дочь умершего в 1999 году короля Иордана Хусейна и единокровной сестры нынешнего монарха Абдаллы II. Она вышла замуж в 2004 году, став шестой супругой Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума. В браке у них родилось двое детей — сын и дочь. Вместе с ними принцесса Хайя в 2004 году и сбежала в Великобританию. Кстати, разногласия между супругами начались как раз тогда, когда принцесса Хайя стала навещать находившуюся под стражей принцессу Латифу.

История с членами семьи правителя Дубая во многом показательна. «Шейх превратил этот эмират в сверкающий город, в место, куда люди стремятся ради бизнеса, и место, ставшее центром развлечений всего региона, — отмечает BBC News. — Однако для эмиратских женщин жизнь может оказаться крайне стесненной из-за местных законов и обычаев». В прошлом году Высокий суд Лондона, слушавший дело об опеке над общими детьми принцессы Хайи и шейха Мохаммеда, встал на сторону истицы, также признав факт похищения отцом своих старших дочерей — Шамсы и Латифы.

Хиба Заядин, специалист по Ближнему Востоку в правозащитной организации Human Rights Watch, комментируя эти слушания, отмечала, что позиция суда недвусмысленно указывает на то, что «руководство ОАЭ, действуя в рамках укоренившейся атмосферы безнаказанности, в любой момент готово использовать государственные ресурсы для запугивания, плохого обращения, подавления и заключения под стражу тех, кто нарушает общепринятые правила». Подобные нарушения «идут вразрез с давно реализуемой стратегией ОАЭ, которая стремится предстать в качестве толерантного и прогрессивного государства на мировой арене», добавляла эксперт в своей колонке, которую опубликовала газета The Washington Post.

«...не заменят никогда свободы»

Родни Диксон, британский адвокат принцессы Латифы, обратился к ООН и международному сообществу в целом с просьбой «максимально оперативно вмешаться» в ситуацию. «Объединенные нации обладают прямым доступом к властям ОАЭ как одной из стран — членов организации, — отметил юрист, слова которого приводит Euronews. — ООН следует незамедлительно попытаться выйти на контакт с ними, провести необходимые встречи и разрешить ситуацию. Необходимо добиться того, чтобы мы знали, где находится принцесса, знали, что она может быть освобождена и имеет свободу передвижения». У правительств отдельных стран также есть двусторонние отношения с ОАЭ, и эти государства должны «воспользоваться своим влиянием, с тем чтобы ситуация была урегулирована максимально быстро», добавил адвокат.

Принцесса Латифа

Принцесса Латифа

Фото: YouTube/BBC News

Определенные надежды сторонники принцессы Латифы связывают и с президентом США Джо Байденом. По словам одного из них, работающего в Дубае правозащитника Дэвида Хэя, их обнадеживает, в частности, решение властей Саудовской Аравии отпустить из-под стражи активистку Луджейн аль-Хатлуль. «Ее освобождение произошло после того, как администрация Байдена, назвавшая вопрос защиты прав человека одним из приоритетов своей внешней политики, приостановило ряд сделок по продаже вооружений Саудовской Аравии», — отмечает АР. Согласованная еще при Дональде Трампе рекордная по сумме поставка американского вооружения в ОАЭ (более чем на $23 млрд), кстати, тоже приостановлена администрацией нынешнего президента-демократа. «Единственные, у кого может хватить влияния для того, чтобы, по сути, вынудить отца Латифы открыть ее тюрьму, — это люди уровня Джо Байдена, и в мире их очень немного», — сказал Хэй в беседе с агентством.

«Никакой на них управы»

Вопрос о том, готова ли будет более активно вмешиваться в разрешение ситуации с посаженной под замок принцессой Великобритания, остается открытым. Два государства поддерживают серьезные экономические связи. Сам шейх Мохаммед содержит в Великобритании конюшню Godolphin для скаковых лошадей и считается личным другом королевы Елизаветы II. Глава Форин-офиса Доминик Рааб назвал появившиеся в СМИ видеозаписи с принцессой крайне удручающими и выступил в поддержку расследования под эгидой ООН. По словам министра, Лондон обеспокоен ситуацией, однако правительство мало что может сделать, поскольку принцесса не является британской подданной.

Королева Елизавета ll и шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум на Королевской виндзорской выставке лошадей в Виндзор, Великобритания

Королева Елизавета ll и шейх Мохаммед бин Рашид аль-Мактум на Королевской виндзорской выставке лошадей в Виндзоре, Великобритания

Фото: Getty Images/Mark Cuthbert

В аппарате верховного комиссара ООН по правам человека сообщили, что проведут обсуждение «этих новых событий» в Арабских Эмиратах. Как сказал официальный представитель этой структуры Руперт Колвилл, «после изучения новых материалов или получения конкретных предположений к делу могут подключиться другие правозащитные органы ООН, имеющие соответствующие полномочия».

Читайте также
Прямой эфир