Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 125 украинских БПЛА над семью регионами РФ и Азовским морем
Мир
Лавров заявил о готовности помогать Грузии в налаживании отношений с соседями
Мир
В ЦАХАЛ заявили о нанесении ударов по десяткам объектов «Хезболлы»
Мир
Лаврова встретила очередь из иностранных представителей после речи на ГА ООН
Мир
Bloomberg заявило об увеличении состояния Цукерберга в шесть раз
Мир
Лавров назвал хамством оценки мирного плана Китая и Бразилии Зеленским
Мир
В ЦАХАЛ назвали причину ликвидации генсека движения «Хезболла»
Мир
WP узнала о рекомендации США Израилю не проводить операцию в Ливане
Недвижимость
Спрос на квартиры в новостройках России снизился на 20%
Армия
Расчет ЗРК «Тор-М1» поразил БПЛА ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
На Западе предрекли крах ЕС из-за помощи Украине
Общество
В Гидрометцентре пообещали до +20 градусов 29 сентября в Москве
Происшествия
Губернатор Волгоградской области сообщил о ликвидации беспилотников в регионе
Здоровье
Невролог рассказала о причинах постоянной сонливости
Мир
В США призвали Запад отказать Украине во вступлении в НАТО
Происшествия
Губернатор Ростовской области сообщил об уничтожении 18 дронов ВСУ за ночь
Мир
Лавров прокомментировал желание Трампа решить украинский конфликт за сутки
Общество
В Госдуме допустили увеличение маткапитала в 2025 году до 646 тыс. рублей

Шутка мора: мемы про коронавирус лайкают в пять раз чаще других

Почти половина изображений носит отрицательную эмоциональную окраску
0
Фото: Global Look Press/Ashraf Amra
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Смешные изображения в интернете, посвященные разным аспектам пандемии COVID-19, находят сильный эмоциональный отклик у россиян. Их лайкают в пять раз чаще, чем другие мемы. Чуть больше половины картинок носят добрый юмористический характер — например, шутки над собой, отношениями, самочувствием и даже экономикой. Но многие изображения злые и сатирические, особенно часто они касаются карантинных мер и проблем с медициной. Эксперты считают, что в основном мемы и юмор помогают справиться со стрессом, однако у излишне нервных людей они могут усугубить тревожное состояние.

Смехотерапия

Ученые из Российской академии образования решили исследовать мемы, посвященные теме коронавируса. Они изучали изображения в социальной сети «Одноклассники». Это российская сеть, уровень активности ее аудитории на втором месте после «ВКонтакте». На протяжении недели авторы работы ежедневно подсчитывали и анализировали мемы, появляющиеся в ленте пользователей. Всего специалисты изучили больше 4 тыс. картинок.

Оказалось, что число мемов о коронавирусе составляет пятую часть от общего числа. В среднем они получали по 153 лайка. Изображения других тематик пользователи одобряли в пять раз реже.

Исследователи разделили мемы на 11 тематических категорий. Все они носили выраженный юмористический характер, но в 57% случаев они отражали добрый юмор, несущий эмоционально положительную окраску, а в остальных — негатив и злую сатиру.

Наиболее многочисленную группу мемов исследователи обозначили как «юмор над собой». Они отражают аспекты пандемии, которые либо сами по себе вызывают смех, либо провоцируют людей на определенные действия, в итоге приводящие к комическим ситуациям. В нее попадали изображения в основном положительной эмоциональной направленности (83%), основная цель которых — развеселить, поднять настроение.

Вторую группу авторы обозначили как мемы, отражающие различные аспекты ограничений, связанных с коронавирусом. Эта категория занимает первое место по количеству полученных лайков. Изображения отражают негативное отношение к введенным ограничениям, их бессмысленность. Похожа на них категория, которая отражает мнение о действиях чиновников в условиях коронавируса. Все мемы этой группы носят эмоционально отрицательный характер и отражают недовольство людей позицией власти, ее бессилием перед эпидемией и неэффективностью или бессмысленностью принятых мер.

— Надо сказать, в целом россияне отличаются большей лояльностью к правительству, чем, например, граждане европейских стран, — отметил старший научный сотрудник кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета Иван Горбунов. — Выражение недовольства в интернете вызвано скорее раздражением на сложившуюся ситуацию, чем «обидами» на правительство. В целом люди понимают, что ситуация с пандемией безвыходная и жертвы в любом случае будут: человеческие, экономические... Так исторически сложилось, что россияне довольно стойко переносят бедствия и не склонны винить власть абсолютно во всех проблемах. Юмор, в том числе и злая сатира, помогает справиться с ощущением беспомощности перед пандемией.

Проявить чувства

Менее многочисленные группы изображений посвящены экономическим сложностям, аспектам здоровья и самочувствия, отношениям между партнерами, надеждам на завершение пандемии, мнению о международной политике. Последняя категория картинок посвящена способам лечения. Рассказывая о домашних и народных средствах от коронавируса, эти мемы косвенно обвиняют современную медицину в ее слабости. Здесь уже только половина мемов носит положительную эмоциональную окраску, а рост их количества, по мнению авторов, может спровоцировать депрессивные и панические настроения.

— Есть такое выражение: «ожидание смерти хуже самой смерти», — отметила врач-психотерапевт Московского научно-практического центра наркологии Любовь Шишенкова. — Больше всего люди, пожалуй, боятся именно умереть. Учитывая постоянные сообщения СМИ об опасности и смертности от COVID-19, неудивительно, что население охватывает неосознанный страх, который может перерасти в панику. Но эмоциональная реакция этот стресс смягчает — неважно, посмеялся человек, поплакал, разозлился — он как-то выразил свои чувства. Поэтому, на мой взгляд, просмотр картинок, вызывающих яркую эмоциональную реакцию, вне зависимости от ее направленности, пойдет на пользу психологическому состоянию.

Воздействие зависит от того, как человек сам относится к сложившейся ситуации, добавил доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Рикель.

— Мемы попадаются на глаза постоянно, от них никуда не деться, учитывая, сколько времени люди проводят в социальных сетях, — пояснил эксперт. — И если человек принадлежит к «тревожной группе» или реально пострадал от тех или иных последствий пандемии COVID-19, картинки будут усиливать нервозность и выступать раздражающим фактором.

Как заключили авторы работы, тема коронавируса имеет первоочередное значение для россиян и все появляющиеся мемы так или иначе будут влиять на представления о болезни, отношение к сложившейся ситуации и поведение людей.

Читайте также
Прямой эфир