«Наши водители ездят иначе»: ГИБДД рассказала о правилах обгона зимой
Во время обгона на зимней дороге водителя поджидает немало опасностей, предупреждают в ГИБДД. В ведомстве выпустили памятку по безопасному выполнению этого маневра. Эксперты считают, что нюансов, которые должен учитывать водитель, гораздо больше. На что еще стоит обратить внимание, выясняли «Известия».
Трамплины и полосы
«В зимний период дорога предъявляет к водителю совершенно иные требования, нежели летом. Обгон на трассе в этот период становится предельно сложным», — предупредили в ГИБДД. И назвали часть неприятных факторов, прилагающихся к оценке и без того непростого маневра: снег, ограниченная видимость, разнородное покрытие.
«Особенно опасным становится обгон на ветреных и заснеженных участках дороги, когда отвалы снега, разнесенные ветром, образуют снежные переметы. Эти неровности и трамплины отлично сливаются с зимним пейзажем. Наезд на большой скорости на такое препятствие станет фатальным даже для грузовика», — подчеркнули в ГИБДД.
Еще одна опасность, подстерегающая даже опытного автомобилиста, — широкие полосы вдоль дороги, оставшиеся после очистки спецтехникой, а край проезжей части под ними может оказаться значительно ближе. Водитель часто руководствуется шириной дороги, а в зимний период этот параметр очень обманчив.
Обгон в трех правилах
В ГИБДД выделили три главных правила, позволяющих сделать этот маневр безопасным.
Во-первых, чем меньше времени водитель проведет на встречной, тем безопаснее маневр.
Во-вторых, при выходе на встречную полосу необходимо иметь запас в скорости. То есть разгон необходимо выполнять еще до выхода на встречку, используя запас дистанции до едущего впереди автомобиля.
В-третьих, в случае изменения дорожной ситуации необходимо незамедлительно отказаться от маневра обгона.
Резкий сброс — занос
Опрошенные «Известиями» эксперты в области вождения автомобиля согласились с рекомендацией ГИБДД, но в то же время отметили, что в них учтены не все нюансы.
«Полностью поддерживаю памятку от ГИБДД и всё, что в ней написано. Особенно по поводу обгонов на заснеженных трассах, за городом. Например, если идут две полосы, по одной в каждую сторону, то очень часто на разделительной полосе может лежать снег или лед. Первое правило: не уверен — не обгоняй. Второе правило: даже если уверен, подумай еще раз, потому что машину на этом заснеженном участке, разделительной полосе может быстро занести», — рассказал пилот программы SMP Racing и первый российский гонщик в серии IndyCar Михаил Алёшин.
По его словам, даже профессионалы не всегда могут справиться с обгоном зимой. Особенно если водитель съезжает с нормально очищенного участка дороги сначала на скользкий разделитель, а затем вновь на очищенную поверхность встречной полосы.
«В момент пересечения снега на разделительной полосе я рекомендую немного убрать газ. Это очень важно, и таким образом вероятность того, что вы дестабилизируете машину, будет меньше», — пояснил Алёшин.
Резкий сброс газа на чуть повернутых колесах — команда машине уйти в заноc, предупреждает профессиональный гонщик, мастер спорта и автор книг по основам Михаил Горбачёв.
«Если водитель видит, что не успевает, а во время обгона он, естественно, с нажатой педалью газа идет, будет большой ошибкой отказываться от обгона, резко сбрасывая газ. Если вы выехали на встречку и видите, что нет места для обгона, так же плавно вернитесь на свою полосу», — пояснил Горбачёв. Он подчеркнул, что важно выезжать на встречную полосу заранее: так водитель сможет вовремя увидеть, что впереди.
«Выскакивают сразу из-за машины»
При этом лучше не начинать обгон на встречной полосе, а приближаться к обгоняемому автомобилю уже с большей скоростью. Однако на дороге этот перевес скорости очень трудно создать, рассказывает Горбачёв.
«Наши водители ездят иначе — выскакивают сразу из-за машины и на повернутых колесах резко прибавляют газ. И, как следствие, начинается скольжение автомобиля — занос или снос», — отметил эксперт.
По словам гонщика, водители всегда опаздывают и не поворачивают руль вовремя обратно. Получается раскачивание автомобиля — ритмический занос, где каждая последующая амплитуда выше предыдущей.
«Чтобы погасить возникающий занос на прямой, нужно делать ритмически движения рулем на очень маленький угол. Первое движение, естественно, в сторону заноса, затем сразу обратно, не дожидаясь реакции автомобиля. Так машину можно очень быстро стабилизировать», — поделился опытом Горбачёв. Если потренироваться, можно научиться стабилизировать машину даже без отпускания педали газа.
Главное — плавность
В сегодняшней реальности обгоны — вещь абсолютно бесполезная, считает эксперт:
— Если на дороге случаются пробки, потом вы встаете в медленное движение и тот, кого вы обогнали, встает сзади. Вы выигрываете от обгона 10 м и меньше минуты.
Между тем Горбачёв признает, что от обгонов при езде на дальние расстояния никуда не уйти. И рисует правильную технику выполнения этого маневра: очень плавное перестроение на встречную полосу за 50–100 м до обгоняемой машины, потом плавный разгон, затем плавное возвращение на свою полосу после обгона.
«Тот водитель, который думает, что он будет так аккуратно ехать, что у него ни снос, ни занос никогда не случится, очень ошибается»,— считает Горбачёв. По его словам, автолюбителям необходимо знать, как вести себя в той или иной ситуации.
«На самом деле это тонкий слой льда»
Зимняя дорога полна сюрпризов, предупреждают эксперты. Снег скрывает разметку, а снежная пыль от впереди едущего автомобиля ухудшает видимость.
«Вы выезжаете из леса на открытый участок, который продувается, там может образоваться лед на дороге. Еще один — черный лед. Когда есть колея, черная, как дорога, но на самом деле это тонкий слой льда на дороге», — поделился опытом Михаил Горбачёв.
Михаил Алёшин порекомендовал быть предельно аккуратным на мостах, особенно высоких или длинных:
— Очень часто бывает так, что дорога вроде чищенная, всё хорошо, но на мостах она может подмерзнуть и сцепление окажется намного меньшим.