Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские силы ПВО сбили восемь баллистических ракет ВСУ
Авто
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тыс. рублей
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Мир
Перевозившая более 30 туристов яхта затонула в Египте
Общество
Суд отклонил жалобу на арест фигуранта дела о мошенничестве с квартирой Долиной
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Путин распространил на Росгвардию выплату в 400 тыс. рублей за контракт на СВО
Общество
Мирошник заявил о попытке ВСУ устроить в Селидово «вторую Бучу»
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Общество
Уголовное дело возбуждено после столкновения фуры и автобуса в Ленобласти
Авто
Продажи китайских авто в России впервые могут достигнуть 1 млн за год
Происшествия
В Ростовской области задержаны замгубернатора и замминистра транспорта региона
Политика
Песков указал на эскалирующие действия администрации Байдена в ситуации на Украине
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Мир
Сырский поручил создать центры рекрутинга в каждой бригаде ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Протестующие в Ереване разбили на площади перед Домом правительства палатки. 22 декабря в центре армянской столицы, по разным оценкам, собралось порядка 3–5 тыс. человек. Вице-спикер парламента республики Ален Симонян назвал требования оппозиции попыткой узурпации власти, но заявил «Известиям», что силового разгона демонстрантов не будет. Представители правящей фракции «Мой шаг» так и не пришли на переговоры с 17 оппозиционными партиями. В оппозиционной «Дашнакцутюн» в беседе с «Известиями» анонсировали: митинги продолжатся и в новогодние праздники. Эксперты сходятся во мнении, что протесты становятся для армянского общества чем-то обыденным.

Трибун и трибунал

Митинг 22 декабря не стал самым массовым — площадь перед Домом правительства, по оценке собкора «Известий» в Ереване Станислава Григорьева, была заполнена максимум наполовину. По разным данным, в центре столицы собралось от 3 тыс. до 5 тыс. человек. Митинги в ноябре набирали около 10 тыс. участников. А 5 декабря, по данным СМИ, в акции протеста участвовали порядка 20 тыс. человек. Хотя во вторник после 18:00 число демонстрантов начало увеличиваться — пришли те, кто работал днем.

В шесть часов истек дедлайн, который объединение 17 оппозиционных партий «Союз спасения Отечества» поставило перед правящей политической силой. Призыв начать переговоры о передаче власти так и остался без внимания со стороны парламентариев — ни один из депутатов фракции Никола Пашиняна на площади не появился.

Вице-спикер парламента Армении Ален Симонян заявил «Известиям», что требование оппозиции об отставке премьера не будет выполнено, поскольку главу правительства избирает народ и только он может выбрать нового премьера.

оппозиция

Кандидат оппозиции на пост премьер-министра переходного правительства Армении Вазген Манукян во время митинга в Ереване, 22 декабря 2020 года

Фото: РИА Новости/Sputnik/Асатур Есаянц

То, что сейчас предлагает оппозиция, — это попытка узурпации власти в обход людей. Они же не требуют, чтобы были новые выборы, они требуют, чтобы им передали власть. А почему им? Почему именно Вазгену Манукяну или кому-либо? Просто потому что они так решили в кабинетах, — пояснил политик.

Вазген Манукян — 74-летний лидер оппозиции, которого 17 партий утвердили в качестве временного главы правительства на смену Пашиняну. По их мнению, он должен возглавить страну в период после отставки премьера и до следующих парламентских выборов. Сам же он участвовать в выборах не намерен.

Палатки с краю

Ален Симонян также уточнил, что на данный момент не видит причин для силового разгона митингующих. Это заявление подтверждают действия полиции на всех митингах начиная с 10 ноября — крупных столкновений силовиков с демонстрантами до сих пор не происходило.

22 декабря протестующие установили перед Домом правительства палатки, намереваясь устроить перманентную демонстрацию. Собкор «Известий» в Ереване уточнил, что их было всего четыре.

— Как только демонстранты их поставили, палатки тут же обступила полиция — видимо, вести переговоры. Пришли депутаты парламента, которые долго спорили с правоохранителями. В итоге они пришли к компромиссу, палатки сместили с центра на край площади, видимо, полицию этот вариант устроил, — отметил собкор.

После 7 часов вечера в столице стало заметно холоднее, на площади появились бочки, в которых разожгли костры. Количество палаток увеличилось.

протест

Участники акции протеста на площади Республики, Ереван, 22 декабря 2020 года

Фото: ТАСС/Photolure/Ваграм Багдасарян

Еще днем лидер партии «Одна Армения» Артур Казинян заявил, что вместе с группой адвокатов встретился с генпрокурором Артуром Давтяном. В ходе встречи, как уточнил Казинян, прокурор заявил, что готов задержать премьера Пашиняна «при наличии обоснованного подозрения в совершении им преступления». Казинян призвал прокурора присвоить Пашиняну статус подозреваемого по делу о госизмене и отправить под арест. Генпрокуратура Армении сообщения о встрече с оппозицией не подтвердила, но и не опровергла.

Представитель оппозиционной партии «Дашнакцутюн» Армен Рустамян в беседе с «Известиями» уточнил, что протесты продолжатся и в новом году — до тех пор, пока действующий премьер не сложит свои полномочия. При этом он призвал соратников Пашиняна по фракции «Мой шаг» выйти из коалиции и присоединиться к протестующим.

— Мы продолжим и в новогодние праздники, но вообще люди не хотят встречать Новый год с Николом, — пояснил оппозиционер. — То, что мы поставили палатки на площади, еще не дает права сравнивать нас с майданом — напротив, это антимайдан, здесь совсем другие ценности. То, что произошло два года назад (имеется в виду «бархатная революция», приведшая к власти Пашиняна. — «Известия»), — это был майдан, а сейчас мы за то, чтобы отправить этих людей в отставку.

Корпоративная этика

По мнению директора Института Кавказа Александра Искандаряна, протестная волна еще не достигла той критической точки, которая нужна для свержения власти. Пока размер митингов и демонстраций для Еревана небольшой — в лучшем случае, это 10 тыс. человек. Но это не 200 и не 300 тыс., как было в 2018-м, напомнил эксперт.

Но постепенно волна будет расти, особенно после Нового года. Впереди праздники, к тому же в стране довольно холодно, вряд ли протесты сейчас наберут критическую массу, — заявил политолог «Известиям». — Но, думаю, в ближайшее время оппозиции удастся стабилизировать протест. А вот власти сейчас не начнут с ними переговоры, поскольку уверены, что каким-то образом могут удержаться.

Эксперт также заметил, что протесты проходят не только в Ереване. 21 декабря премьер отправился на юг страны, в Сюникскую область, которая теперь граничит с Азербайджаном. В церкви города Сисиан священник отказался пожать руку Пашиняну и жестом попросил его покинуть храм.

— После этого премьер не поехал дальше по этому региону. К тому же протестующие в Сюникской области перекрывали дороги, в городе Горис устроили митинг. Так что протест проходит не только в столице, — констатировал эксперт.

Однако политолог Денис Денисов считает, что в действиях священника в Сисиане не было ничего протестного — отказ пожать руку премьеру был вызван общей позицией духовенства. 8 декабря католикос всех армян Гарегин II призвал Пашиняна уйти в отставку «исходя из растущей в обществе напряженности».

Жест священника можно трактовать как своего рода часть «корпоративной этики» церкви. Основные же пассионарии нынешнего протеста локализованы в Ереване и слабо представлены в регионах, — уточнил эксперт «Известиям».

Политолог признал, что не видит предпосылок для отставки Никола Пашиняна в ближайшее время и причин для того, чтобы протестные настроения, которые пока остаются исключительно политическими, приросли социальной повесткой. Пока главным требованием митингующих к властям остается пересмотр договоренностей по Карабаху, а также отставка премьер-министра и отмена военного положения в государстве.

Измерение протеста специфическое, в стране не случилось жесточайшего кризиса, несмотря на ситуацию с беженцами из Карабаха. Потому для подавляющего большинства митинги стали приемлемыми и даже чем-то обыденным, — заключил Денис Денисов.

Между тем спустя полтора месяца протесты и не думают утихать. 23 декабря в Армении продолжится общереспубликанская забастовка.

Читайте также
Прямой эфир