Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров прокомментировал намерения Байдена помочь Украине
Мир
Медведев объяснил причину предупреждения США о применении «Орешника» Россией
Политика
В Кремле назвали притеснение российских журналистов в Европе четкой линией
Мир
В небе над САР зафиксированы 14 нарушений со стороны авиации коалиции во главе с США
Мир
Франция заявила об отказе исполнять ордер МУС на арест Нетаньяху
Мир
Министр иностранных дел Белоруссии заявил о поддержке решений ОДКБ
Общество
В «Справедливой России» предложили отменить салюты во всех регионах
Спорт
Губернатор Самары предложил создать общественное движение «Чистый спорт»
Авто
Перезапуск завода Toyota в Петербурге в 2024 году не состоится
Спорт
«Ростов» обыграл «Спартак» и вышел в полуфинал «Пути РПЛ» Кубка России
Мир
Полковник ВС США назвал ракеты Запада игрушками перед российским «Орешником»
Авто
Средний срок автокредитов в России вырос на пять месяцев
Мир
Кремль позитивно оценивает прекращение огня между Израилем и Ливаном
Общество
Полянский предупредил о зеркальном ответе РФ на эскалацию Запада
Мир
В ВСУ назвали необходимое число мобилизованных для контрнаступления
Мир
Замглавы МИД России и генсекретарь ООН обсудили кризис на Ближнем Востоке
Экономика
Москва, Эр-Рияд и Астана готовы компенсировать сверхдобычу нефти в ОПЕК+
Происшествия
Администрация Мелитополя сообщила об уничтожении БПЛА над городом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Китайские бизнесмены требуют от Киева $3,5 млрд. В такую сумму оценили свои убытки владельцы контрольного пакета акций легендарного украинского предприятия «Мотор Сич», который в свое время достался им за бесценок. Испортив отношения с Россией, Украина уже лишила завод крупнейшего рынка сбыта. Есть ли шансы у китайцев взыскать деньги и чем может закончиться международный финансовый спор для флагмана украинского моторостроения, разбирались «Известия».

Долгая история

Инвестиционный спор вокруг предприятия «Мотор Сич» тянется уже почти пять лет. В украинское предприятие китайские бизнесмены начали вкладывать деньги в 2016 году. Тогда компания Beijing Skyrizon Aviation Industry («дочка» Beijing Xinwei Technology Group) заключила с ним кредитный договор на $100 млн. Уже через два года в число акционеров «Мотор Сич» входило пять китайских компаний и один гражданин КНР. В общей сложности им досталось 56% акций предприятия.

Однако в 2017 году сделка привлекла внимание Службы безопасности Украины (СБУ). После того как стало известно о том, что о планах предприятия и китайских инвесторов построить завод в КНР по производству и обслуживанию китайских двигателей, СБУ завела уголовное дело. Возникли подозрения в сговоре и намерении переместить активы и производственные мощности «Мотор Сич» за пределы Украины. Весной 2018 года суд наложил арест на 56% акций украинской компании.

Авиационные двигатели в одом из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич»

Авиационные двигатели в одом из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич»

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Представители китайской компании заявили: заблокировав сделку, Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Китайцы пожаловались, что из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент компании. Общий ущерб от действий украинских чиновников китайцы оценили в $3,5 млрд и пообещали добиваться его возмещения через суд.

Абсурдная сделка

Китайские инвесторы и их украинские партнеры попытались решить вопрос. Так, в августе этого года Beijing Skyrizon и DCH подали заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». Однако заявку украинской бизнес-группы украинский суд рассматривать отказался.

 Стенд компании ОАО «Мотор Сич»

Стенд компании ОАО «Мотор Сич»

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Наблюдатели отмечают: сделка по покупке контрольного пакета акций китайской Beijing Skyrizon изначально выглядела абсурдной.

«За него они заплатили всего лишь $100 млн, обязавшись вложить в «Мотор Сич» еще $250 млн, — просто ничтожные суммы за такое уникальное предприятие, — указывает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. — При этом у Beijing Xinwei Technology Group, похоже, были финансовые трудности, которые она не афишировала, хотя в 2019 году они поставили компанию на грань банкротства. Деньги же на покупку акций «Мотор Сич» Beijing Xinwei Technology Group взяла в кредит у China Development Bank, и если компания все-таки обанкротится, то они перейдут к банку».

Мертвая хватка

Китайцы тем временем перешли от слов к делу — чтобы взыскать убытки, наняли три международные юридические компании. А в декабре обратились в международный арбитраж, о чем поставили в известность правительство Украины.

«Пятого декабря 2020 года китайские инвесторы ПАО «Мотор Сич» прислали украинскому правительству обращение в международный арбитраж против Украины в соответствии с соглашением между правительством Украины и правительством КНР о поддержке и взаимной защите инвестиций», — говорится в сообщении DСH.

Эксперты не сомневаются: китайцы будут судиться за желаемые $3,5 млрд до последнего и в итоге добьются своего, в чем очень помогли власти Украины. Предприятие, по сути, стало заложником геополитики, и кто бы ни выиграл спор, Украина в любом случае окажется в невыигрышном положении.

деньги доллары
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

«Уступив акции китайским компаниям, Украина лишится поддержки США и рискует потерять интеллектуальные пакеты «Мотор Сич», что впоследствии негативно скажется на предприятии, промышленности и внутренней экономике страны», — поясняет финансист Николай Неплюев, член Ассоциации профессиональных директоров АНД. Эксперт указывает на тот факт, что США ранее обвиняли Китай в краже стратегических военных технологий на своей и союзных Штатам территориях, и на этом основании пытаются помешать передаче контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайским компаниям. Провести сделку они запретили Украине, чтобы лишить КНР доступа к важным технологиям, опасаясь, что после этого Россия снова сможет закупать продукцию компании.

В то же время, выступая против интересов китайских компаний, Украина вынуждена будет выплатить штрафы и рискует потерять инвесторов в лице Китая.

Финансовая катастрофа

У самого же легендарного завода, практически нет шансов на выживание, так как компания лишилась российского рынка — крупнейшего для себя рынка сбыта, считают аналитики.

«Значительная часть его контрактов по двигателестроительной тематике была связана с российскими авиационными заводами. Когда же в 2014 году Крым вошел в состав нашей страны, власти Украины запретили своим предприятиям любое военно-техническое сотрудничество с Россией. Под запрет попал и «Мотор Сич», имевший на тот момент пятилетний контракт стоимостью $1,5 млрд на поставку двигателей «Вертолетам России», — напоминает Хазанов. В результате объемы производства на «Мотор Сич» рухнули на 40%.

логотип мотор сич
Фото: ТАСС/Александр Саверкин

Украинские власти предприняли очередную попытку нанести удар по промышленности России, однако в результате ошиблись и нанесли ущерб сами себе, фактически «выстрелив себе в ногу», констатирует китайское издание Sohu.

История с «Мотор Сич» может закончиться печально не только для уникального предприятия, но и для Украины. Если суд встанет на сторону китайских инвесторов, расплатиться с ними Киеву будет нечем. А китайские акционеры могут потребовать наложить арест на имущество Украины за рубежом во исполнение обеспечения исковых претензий. Для страны с огромными долгами и многомиллиардной дырой в бюджете это обернется финансовой катастрофой.

Читайте также
Прямой эфир