Блок даун: банки сократят число «антиотмывочных» проверок бизнеса
В IV квартале банки не будут устраивать «антиотмывочные» проверки компаниям с низкой налоговой нагрузкой из отраслей, пострадавших от пандемии. Рекомендации по уменьшению уровня подозрительных налоговых отчислений с 0,9 до 0,5% содержатся в письме ЦБ в кредитные организации (есть у «Известий»). Меры ослабляют в связи с переносом срока отчислений в бюджет на начало 2021 года. Представители банков и бизнеса подтвердили «Известиям», что налоговая нагрузка сократилась. Ее значение вкупе с другими факторами может быть поводом для блокировок счетов. По оценкам экспертов, в 2020-м уже были единичные случаи приостановки обслуживания по этой причине.
Налоговая недозагрузка
Банк России рекомендовал кредитным организациям в IV квартале 2020-го скорректировать размер показателя отчисляемых налогов и других обязательных платежей в госбюджет, который используется как один из критериев оценки риска компании или ИП по «антиотмывочному» закону. Показатель налоговой нагрузки, которую следует считать подозрительной, нужно снизить с 0,9 до 0,5% от оборота по счету для пострадавших от пандемии отраслей. Об этом говорится в письме ЦБ от 26 ноября за подписью зампреда регулятора Дмитрия Скобелкина в кредитные организации.
Снижение порога взносов в госбюджет связано с поправками в постановление правительства, которое продлевает сроки уплаты налогов и страховых взносов для предпринимателей из сфер, пострадавших от коронакризиса, отмечается в письме Центробанка. «Известия» направили запрос в регулятор.
Сроки уплаты налогов продлили для 1,75 млн субъектов МСП, сообщили «Известиям» в Минэке.
Еще в апреле были предоставлены льготы компаниям сегмента МСП и ИП из сферы услуг и досуга, развлечений, авиа- и автоперевозок, ресторанного и гостиничного бизнеса, напомнил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. В ноябре льготные условия продлили на шесть или девять (по некоторым платежам) месяцев — таким образом, выплаты перенесены на начало 2021 года.
— По методическим рекомендациям ЦБ, снижение налоговой нагрузки не может быть единственным фактором, который повлечет блокировку счета. Для этого компанию или ИП проверяют по другим критериям, подозрительным признаком может быть несоответствие уплаченных НДФЛ среднесписочной численности сотрудников, установление фонда зарплаты из расчета ниже прожиточного минимума, небольшие показатели остатков по счетам по сравнению с объемами операций, — рассказал Дмитрий Клеточкин.
Он добавил: в случае если организация имеет признаки подозрительной компании, занимающейся отмыванием денег, банк может попросить ее представить дополнительные документы, провести проверку, заблокировать счет или использование дистанционного обслуживания.
В Росфинмониторинге не ответили на запрос «Известий» о рисках снижения требований к налоговой нагрузке для борьбы с отмыванием денег.
Послабления для пострадавших
В банке «Зенит» «Известиям» подтвердили, что обслуживают клиентов, налоговая нагрузка которых к IV кварталу 2020-го сократилась и оказалась ниже 0,9%. Там подчеркнули, что их доля существенна. С апреля 2020 года кредитная организация не применяла меры к таким компаниям, поскольку льготы по налогам были предоставлены ранее.
Порог в 0,5% определен экспертным путем с применением статистических данных, считает начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова.
— Рекомендация ЦБ актуальна. Однако стоит обратить внимание на то, что она относится к реальному живому бизнесу. Использование рекомендаций недопустимо по отношению к клиентам, которые занимаются незаконной деятельностью, отмыванием денежных средств и могут использовать правила в своих незаконных целях, — подчеркнула она.
По словам Людмилы Соколовой, ряд недобросовестных клиентов уже использовали рекомендации в качестве прикрытия и пытались проводить сомнительные операции без уплаты соответствующих налогов.
В условиях пандемии и послаблений для бизнеса наблюдается снижение налоговой нагрузки клиентов, подтвердил руководитель службы финансового мониторинга УБРиР Алексей Мартьянов. Он добавил, что банк применяет риск-ориентированный подход к оценке операций компаний, в котором показатель налоговой нагрузки не выступает определяющим фактором для применения мер «антиотмывочного» закона.
В ФНС не сообщили «Известиям», как изменилась налоговая нагрузка на предпринимателей в 2020 году.
Единичные случаи
Факт сокращения фискальной нагрузки из-за пандемии подтверждается двукратным снижением налоговых претензий, заявил «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он привел статистику: если за первое полугодие 2019-го в результате проверок ФНС было доначислено 127 млрд рублей в бюджет, то за тот же период нынешнего года показатель составил 60 млрд рублей.
Блокировать счета компаний из-за сокращения выплачиваемых налогов нельзя, убежден Павел Сигал, поскольку большая часть фискальной нагрузки зависит от прибыли, которая значительно снизилась в этом году у многих предприятий.
В 2020-м компаниям поступали требования от банков, например от «Сбера» и Морского банка, по представлению дополнительных документов в соответствии с «антиотмывочным» законом из-за снижения налоговой нагрузки, рассказал член генсовета «Деловой России» Алексей Кучмин.
— Это было связано с характером деятельности компании. Налоги по максимуму платились со спецсчетов, вследствие чего пропорция отчислений в бюджет с обычных счетов не всегда была достаточной. В ответ на требования компании объясняли ситуацию с приложением платежек. И впредь соблюдали пропорцию, хотя очень неудобно дробить налоговые платежи. Но раз банк требует, угрожая заблокировать счета, приходится исполнять, — пояснил Алексей Кучмин.
По его оценкам, в целом число блокировок счетов в коронакризис не изменилось, хотя угрозы приостановки операций поступали.
Налоговая нагрузка из-за мер поддержки сократилась у трети российских предприятий, оценил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. Он отметил, что дополнительные послабления по взносам в бюджет в конце года ввели регионы — в том числе Удмуртия, Бурятия, Ульяновская область.
По словам Артема Тузова, финансовые организации действительно блокировали счета клиентам или предъявляли им требования по представлению дополнительных документов в связи со снижением налоговой нагрузки, но только в единичных случаях, когда были какие-то дополнительные основания для применения мер.