Золотая жила: что воруют из автомобилей каршеринга
В Москве задержали злоумышленника, который воровал подушки безопасности из автомобилей каршеринга. Также популярностью у воров пользуются катализаторы. Эксперты предупреждают: даже отсутствие оригинальных ковриков в машине может быть опасным для арендатора. Как операторы каршеринга борются с воровством, выясняли «Известия».
Подушки в опасности
Столичные правоохранительные органы задержали мужчину, который воровал подушки безопасности из каршеринговых автомобилей. Злоумышленник действовал по стандартной схеме: завел несколько подпольных аккаунтов, чтобы арендовать автомобили Volkswagen Polo. О дальнейшей судьбе подушек не сообщается, но, как правило, их продают через интернет.
К примеру, водительская подушка безопасности для Hyundai Solaris стоит 4 тыс. рублей, пассажирская — 6 тыс. рублей. На Kia Rio разброс цен больше: 4–13 тыс. рублей. Подушки для VW Polo обойдутся в 4–10 тыс. рублей.
Что крадут из каршеринга
Машины каршеринга то и дело лишаются «запасок», а также знаков аварийной остановки. Ранее из автомобилей постоянно исчезали провода от зарядки телефонов. В результате компании отказались от этого удобного аксессуара в автомобилях.
В 2018 году каршеринг BelcaCar привел любопытную статистику того, что было украдено из машин. Лидируют щетки для очистки автомобилей от снега — оператор недосчитался 2100 штук. Кроме того, исчезло 18 тыс. л омывающей жидкости. Из автомобилей вытащили 146 аккумуляторов, 97 ковриков, девять магнитол, семь рулей, 14 передних сидений и одно заднее.
Один автомобиль почти украли — угонщики доехали до границы с Абхазией, где их ждали оперативники.
«Машина как бы едет, но рычит»
Еще одна золотая жила для злоумышленников — катализаторы. В них содержатся драгметаллы — платина, палладий и родий, за которые можно выручить неплохую сумму.
Один из самых громких случаев произошел в Санкт-Петербурге, где местный житель брал в аренду автомобили каршеринга, пригонял в знакомый сервис и там снимал катализаторы. Ущерб оператора составил 1 686 000 рублей.
Факт срезанного катализатора при желании можно скрыть, поставив «обманку», тогда индикатор check engine на приборной панели гореть не будет. Впрочем, на каршеринговых машинах так делают не всегда. Именно такой Kia Rio с горящим «чеком» попался автомобильному журналисту Петру Баканову в начале октября.
«Я позвонил оператору и предупредил о случившемся. И мне честно, что называется, на голубом глазу, оператор признается, что у машины вырезан катализатор, — поделился с «Известиями» Баканов. — Если мне оператор говорит такое, то машину сознательно выпустили на линию».
Специалисты компании YouDrive — ей принадлежит автомобиль — уверили Баканова, что сотрудник парка, выпустивший машину на линию, получил штраф и выговор. Такие же меры, по их словам, были предприняты в отношение сотрудника клиентской поддержки, которая не предложила остановить аренду. Также в компании отчитались, что машина исправна.
Однако буквально через пару дней этот же Kia Rio арендовал другой автомобильный журналист, Игорь Сирин. У автомобиля снова горел check engine.
«Машина как бы едет, но рычит, металлический звон такой был. Я написал на фейсбуке пост, отправил претензию на горячую линию. Через неделю они мне ответили, что да, информация принята к сведению, извините», — рассказал Сирин.
В компании You Drive отказались комментировать корреспонденту «Известий» инцидент, сославшись на болезнь сотрудника. Дальнейшие попытки прояснить ситуацию успехом не увенчались и были встречены неодобрительно.
Попал в ДТП из-за ковриков
Даже отсутствие в машине такой казалось бы несущественной детали, как оригинальные коврики, может привести к аварийной ситуации.
«Я несколько лет назад арендовал Renault Logan опять же у компании YouDrive, где на водительском месте оказался установлен неродной коврик с внештатными креплениями, поломанными, кстати. На парковке у меня заела в нажатом положении педаль газа при коробке «автомат». Я задел две машины», — рассказал Петр Баканов. Он позвонил в компанию Renault, и там подтвердили, что не рекомендуют использование неродных ковриков для Logan именно из соображений безопасности.
Камеры не помогут
Разумеется, каршеринговые компании стараются бороться с воровством в своих машинах. Один из представителей рынка каршеринга рассказал, что любой автомобиль, сдающийся в поминутную аренду, проходит осмотр и обслуживание сильно чаще, чем личный автотранспорт. Поэтому изменение в конструкции заметят быстро. Кроме того, в машинах установлены и камеры, и телематическое оборудование, которое фиксирует любые отклонения систем или, например, уровни жидкостей.
«Мы используем общий скоринг и вторичные показатели, когда анализируется база клиентов и происходит последующая блокировка. Мы можем, например, считать вероятности. Если в базе данных видно, что человек курил в автомобиле, что-то воровал, то вероятность того, что он украдет, например, кресло, будет равняться определенному количеству процентов. Сейчас мы и занимаемся этим анализом», — поделилась с «Известиями» соосновательница каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова.
Что касается щеток и омывающей жидкости, которые тоже любят уносить с собой клиенты, то их очень легко украсть и никакие камеры здесь, разумеется, не помогут. Как отметили в BelkaCar, видеофиксация эффективна, только если происходит что-то неадекватное в салоне, если человека, например, пытаются убить, всё остальное воровство происходит за пределами салона автомобиля.
«В редких случаях хищений в крупных размерах подключаются и правоохранительные органы, и служба информационной безопасности. Каршеринговые компании видят в режиме реального времени все передвижения автомобиля и его локацию. Поэтому поимка преступников — вопрос достаточно быстро решаемый. Прецеденты такие есть, с раскрытием преступных группировок и их уголовным наказанием впоследствии», — рассказал источник на рынке каршеринга.
Однако далеко не каждая кража заканчивается судом и большим материальным ущербом для компании. Обычно клиентов-воров штрафуют и отключают от сервиса.