Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
АвтоВАЗ объявил о запуске собственного бренда коммерческих автомобилей
Общество
Агент Евгения Миронова опроверг сообщения о госпитализации актера
Мир
NYT допустила краткосрочность приостановки США помощи Украине 
Мир
Захарова уличила Макрона в противоречащих друг другу заявлениях
Наука и техника
В России создадут первый многоразовый сборщик космического мусора
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Андреевка в ДНР
Мир
Лавров назвал приостановку помощи США Киеву возможностью быстро завершить конфликт
Мир
Песков сообщил об отсутствии сигналов от Франции о готовности к контактам с РФ
Мир
Вэнс заявил об отсутствии у США планов ввода войск в Мексику
Политика
Путин назначил Александра Дарчиева послом РФ в США
Мир
WSJ сообщила о плане Трампа упразднить минобразования США
Армия
Экипаж Су-34 ударил авиабомбами по позициям ВСУ в Запорожской области
Мир
Число пострадавших в результате схода бомб в Южной Корее возросло до 15
Армия
Дрон «Аватар» для разведки на глубину до 40 км разработали для бойцов ВС РФ
Общество
ФСБ сорвала попытку Киева получить персональные данные школьников для вербовки
Мир
Министр обороны Франции пообещал помочь с передачей разведданных Украине
Мир
В Ватикане назвали стабильным состояние папы римского
Главный слайд
Начало статьи
Промаркировать к 2024 году
Контрафакт ушел в онлайн
Алкоголь, одежда и масло
Компенсировать убытки
Сменить установки
Выделить главное
Вкл
Выкл

На этой неделе арбитражный суд Амурской области начал рассматривать дело о продаже местным ювелирным магазином подделок. Проблема борьбы с фальсификатом актуальна не только для ДФО: по оценке экспертов, на сегодняшний день подделывают везде и любой даже недорогой товар. Большинство продавцов такой продукции не видят ничего плохого в своих действиях, считая, что представленные на их прилавках копии товаров ничем не хуже оригинала. Подробности — в материале «Известий».

Промаркировать к 2024 году

С начала прошлого года, согласно постановлению правительства, обязательной маркировке в России подлежат несколько товарных групп, в число которых попали табак, парфюмерия, обувь, шины и пневматические покрышки, фототовары, а также велосипеды. К началу 2024 года перечень потребительских товаров, нуждающихся в маркировке, будет серьезно расширен.

Это дает возможность покупателям получать всю необходимую информацию о продукции, а также четко определять и выделять товар, который находится в незаконном обороте, сообщила в разговоре с «Известиями» генеральный директор международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова.

маркировка
Фото: ТАСС/Ведомости/Максим Стулов

Мы видим, например, как изменился рынок, когда была введена маркировка меховых изделий: вышло очень много компаний, о которых мы раньше даже не знали, то же самое произошло и с рынком табака. Когда появилась обязательная маркировка, стало выявляться и задерживаться очень много продукции, находящейся в незаконном обороте. То же самое идет и по другим товарным группам, например, обувь, которая тоже подлежит обязательной маркировке, — отмечает Квасова.

Контрафакт ушел в онлайн

Иначе оценивает ситуацию директор по развитию ООО «Авента-Инфо», системы бренд-контроля DAT Наталья Костикова. По ее мнению, такая маркировка будет отслеживать только прохождение официальной продукции, а подделки так и будут в обороте.

Если смотреть на ситуацию объективно, то количество контрафакта на текущий момент увеличивается. В первую очередь это связано с макроэкономикой. При увеличении благосостояния населения интерес к покупке контрафактной продукции и ее объем снижается, в случае же если идут какие-то кризисные явления в экономике, то вопрос цены становится более критичным для большинства потребителей. При этом мы говорим даже не о сознательном поиске подделок, а случаях, когда люди точно не готовы покупать подделку, ищут оригинал. Но при этом играет роль фактор экономии бюджета и, видя какую-то привлекательную цену, потребители покупают контрафакт, — рассказывает Наталья Костикова. — Второй фактор связан с развитием интернет-торговли. Огромный поток контрафактной продукции реализуется через интернет, и понятно, что чем лучше развивается сегмент интернет-торговли, тем более увеличивается поток таких товаров. Этому способствует и огромное количество спикеров, блогеров, которые рассказывают, как покупать подделки и как их продавать.

онлайн
Фото: ТАСС/EPA/ALEX PLAVEVSKI

С этим согласен и сооснователь BrandMonitor Кирилл Кириллов.

— Даже небольшие офлайн-магазины получили доступ к интернету, и теперь их видно не только в небольшом радиусе в каком-нибудь торговом центре, — говорит он. — Как правило, у этой точки есть страница в Instagram, оферы на маркетплейсах, свой сайт, и таким образом эта точка значительно расширяет свою географию продаж.

Алкоголь, одежда и масло

В целом процент подделок на том или ином рынке достаточно сложно вычислить, указывает Наталья Костикова. Как правило, подделывается то, что пользуется большим спросом у потребителей. При этом есть такой миф, что подделывают обычно именно дорогие товары, но это не соответствует действительности: если продукт пользуется высоким устойчивым спросом, даже если он недорого стоит, то зачастую производителю контрафакта намного интереснее заниматься им, чем более дорогостоящим товаром, у которого объем продаж намного меньше.

На первом месте по количеству контрафакта можно выделить ликеро-водочную продукцию и легкую промышленность: это и обувь, и одежда. Далее большой процент на рынке подделок составляют автокомпоненты, при этом если разделить этот рынок на более мелкие сегменты, то там большую долю занимает подделка автомасел. Далее традиционно идут парфюмерия и косметика. И в меньшей степени — продовольственные товары. Но в то же время есть небольшие сегменты, которые тоже достаточно часто подделывают. Например, средства защиты растений. На всевозможных развалах, которые мы видим по весне, зачастую продаются контрафакты, — отмечает собеседница «Известий».

код
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В то же время есть несколько распространенных способов защиты товаров от подделок. Многие производители идут по пути постоянной смены этикетки, упаковки, но проблема связана с тем, что зачастую потребитель не помнит, как выглядит актуальная упаковка товара. Поэтому сейчас более перспективный вариант — это интерактивный код защиты продукции, так называемые системы бренд-контроля, когда на товар наносится код и потребитель этот код проверяет, рассказывает Костикова.

Кроме того, добавляет Кириллов, для брендов существуют и другие направления борьбы с контрафактами.

Самое популярное в последние годы — это блокировать сайты. Обычно 80–90% блокируются в досудебном порядке. Есть и второе направление борьбы: находить и закрывать все точки продаж контрафакта в офлайне. Это делается с помощью привлечения госорганов, то есть пишется заявление в полицию, после чего, как правило, заводится административное или уголовное дело против правонарушителей в зависимости от объемов товаров. Параллельно с этим бренды судятся с сайтами и офлайн-точками и наказывают их рублем.

Компенсировать убытки

Имеют право привлечь к ответственности распространителей контрафакта не только сами производители, но и рядовые покупатели. Как сообщила в разговоре с «Известиями» юрист, специалист по защите прав потребителей Яна Бондаренко, в соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей» при обнаружении продажи поддельного товара (если этот факт не был оговорен продавцом) покупатель по своему выбору вправе: потребовать замены товара на оригинал или соразмерного уменьшения покупной цены, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Например, он купил куртку, которая оказалась поддельной и некачественно окрашенной. Допустим, при контакте с другой одеждой она ее окрасила, и, чтобы устранить окрашивание с одежды, необходимо обратиться в химчистку. Расходы по оплате услуг химчистки являются убытками. Таким образом, потребитель вправе потребовать вернуть деньги, компенсацию убытков (если они были) и моральный вред. Если эти требования не были выполнены, то в суде сверх этой суммы возможно взыскать штраф в размере 50% от той суммы, которую взыщет суд.

мех
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Обратиться к продавцу и потребовать возврата уплаченной суммы — это первое, что вправе сделать потребитель, добавляет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

— Кроме того, он может обратиться в те органы, которые контролируют, чтобы на рынке не было ни контрафакта, ни фальсификата. В общем виде это Роспотребнадзор, по нарушению интеллектуальных прав это и Роспатент, а также правоохранительные органы, но они занимаются этим по обращениям правообладателей. Но, прямо скажем, практика борьбы с подделками со стороны самих потребителей не особо распространена», — отмечает он.

Сменить установки

По словам Кириллова, сегодня у многих россиян есть ложные установки о том, что такое копии тех или иных товаров, что, в свою очередь, затрудняет борьбу с контрафактом.

По нашим данным, 69% торговцев контрафактом открыто признаются в том, что они торгуют такого рода продукцией, причем 46% из них уверены, что эта торговля легальна и они не видят в этом ничего неправильного. Часто они используют слова «копия», «реплика», говорят, что товар был сделан на том же самом заводе, что и оригинал, и вот такого рода стереотипы доносят до потребителей. Но это совершенно не так, — подчеркивает он.

В связи с этим как самим брендам, так и соответствующим государственным структурам следует работать над созданием правильных установок у людей.

музыка
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Необходимо создавать культуру интеллектуальной собственности. Вряд ли следующие 5–10 лет быстро удастся победить контрафакт. Но у нас есть хороший пример с потреблением легального контента. Лет десять назад в России считалось абсолютно нормальным скачивать пиратскую музыку, но потом появился антипиратский закон, усилили наказания за пиратство, начали блокировать сайты, появились качественные сервисы для прослушивания музыки, и сейчас Россия является одним из лидеров в Европе по количеству платных подписок на музыку. Эта трансформация произошла очень быстро, буквально за 10 лет. Что-то такое должно произойти и с контрафактом, и на это можно повлиять, образовывая потребителей, — заключил Кириллов.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением