Продление спасения: туризму помогут деньгами
Подготовленные правительством РФ поправки к проекту федерального бюджета на предстоящие три года предполагают поддержку в том числе сферы туризма, за счет перераспределения ресурсов. При этом общий объем уже утвержденных расходов и доходов бюджета останется неизменным. Турбизнес надеется, что средства пойдут на продление эффективной правительственной целевой финансовой поддержки. Подробнее — в материале «Известий».
Задать верный курс
Правительство России в поправках к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы планирует перераспределить ресурсы в пользу решения социально важных задач. Об этом премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил на недавнем заседании кабмина.
«Распределим часть ресурсов, которые нам удалось сконцентрировать в ходе подготовки проекта, расставить акценты на социально значимых задачах. Несколько решений направлены на поддержку экономики, в том числе внутреннего и въездного туризма», — сказал Мишустин. О каких суммах и каких мерах поддержки турбизнеса идет речь, глава правительства не уточнил.
Представители отрасли инициативу выделить дополнительные средства на поддержку отрасли единодушно назвали необходимой и долгожданной. Однако при ответе на вопрос, какие именно меры помогли бы туризму, мнения разошлись.
Другой фундамент
Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области, напомнил, что последние несколько десятков лет сфера туризма страдала от недофинансирования. Когда профессионалы дискутируют на эту тему, вспоминает Ермак, всегда проводят аналогии с сельским хозяйством. Действительно, если хотя бы половина тех средств, которые выделяются на поддержку сельского хозяйства, выделялась бы на развитие туризма, то Россия давно бы уже была в пятерке самых популярных туристических направлений мира, уверен Ермак.
На что нужны деньги в первую очередь? «Мы увидели, как инфраструктура влияет на привлекательность туристического продукта после Сочи-2014 и ЧМ-2018. Если развивать инфраструктурные проекты, как это было во время этих великих для нашей страны событий, тогда мы будем обречены на успех и сможем решать амбициозные туристические задачи», — не сомневается Ермак.
Между тем эксперты считают, что не всегда правильно, когда деньги выделяют только на обеспечивающую инфраструктуру. Ермак приводит в пример нацпроект «Культура», один из самых удачных. В рамках этого проекта никто не строит дороги и мосты. Все деньги направляются на инфраструктуру, связанную непосредственно с деятельностью в сфере культуры. «Мне бы хотелось, чтобы в туризме было точно так же и деньги выделялись не только на обеспечивающую инфраструктуру, но и рассматривались проекты, которые сами по себе генерируют прибыль», — рассказывает Ермак.
Например, аквапарки или водные комплексы. «Это может быть панорамный бассейн вдоль променада протяженностью 200–300 м с морской водой. Думаю, у каждого региона есть похожие проекты. И такой подход наиболее оправданный», — говорит Ермак.
Проекты, по словам Юрия Наумова, владельца сети «Путешествие.ру», могут быть и не такими масштабными. Главное, чтобы у предпринимателей была возможность развиваться, необходимо помочь им. Речь может идти, например, об открытии небольшого фуд-корта.
Наблюдатели обращают внимание, что у любой разновидности туризма существует набор направлений-стереотипов. Для иностранцев это Москва и Санкт-Петербург, для россиян — Краснодарский край, Крым, Кавказ. На самом деле в других регионах не меньше возможностей. И текущий год это наглядно продемонстрировал.
«У России есть всё необходимое для того, чтобы стать точкой притяжения для туристов с любыми потребностями. Отдых в России стал очень доступным. Туристы всегда сравнивали цены на путешествия у нас и за границей. Теперь мы имеем то, о чем мечтали: мы летаем в Сочи за $30, а на дальние расстояния можно купить билет за $100, цены на отели приемлемые. Осталось только четко определить зоны ответственности государства и частного бизнеса, чтобы у предпринимателей малого и среднего бизнеса была возможность развиваться, раскрывая собственный потенциал и повышая привлекательность регионов. На данный момент нужно также поработать в направлении улучшения инфраструктуры», — говорит Наумов.
Руководитель приволжского отделения РСТ, директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева рада сообщению о возможных новых мерах поддержки отрасли. Эксперт рассказала, что только закончила работу в составе экспертной группы Ростуризма по оценке поданных заявок на гранты на развитие внутреннего и въездного туризма до 3 млн рублей и считает эту меру поддержки действенной, так же как и программу кешбэка. «Следует продолжать продвигаться в этом направлении», — говорит Тукмачева.
Продлить и отсрочить
Георгий Погосов, управляющий директор «Марселина Трэвел», член комитета по турагентской деятельности РСТ, считает слабую инфраструктуру одним из главных сдерживающих факторов развития внутреннего туризма. Погосов напоминает, что туризм — отрасль экономики, а потому ее эффективность зависит от уровня конкуренции, от качества мер государственной поддержки. Однако, прежде чем говорить о развитии инфраструктуры, необходимо помочь непосредственным участникам рынка — туроператорам и турагентам. Это освобождение от уплаты налогов, субсидии на зарплату. «Главная задача поддержки — помочь турбизнесу пережить вторую волну пандемии», — говорит Погосов.
Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон», считает самой эффективной поддержкой освобождение от уплаты налогов и взносов за IV квартал 2020 года и как минимум I квартал 2021 года. «Бизнеса нет. За пару месяцев оживления рынка компании не смогли сформировать финансовую подушку на зимний период. Он будет тяжелым, и нам нужна поддержка», — заявил Мкртчян.
Владимир Лутов, генеральный директор компании «Мастерская путешествий», напоминает, что компании по-прежнему переживают очень сложные времена и, когда ситуация нормализуется, прогнозировать сложно. «Да, кешбэк несколько оживил продажи, но это лишь тоненький лучик в темном царстве. Мы всеми силами пытаемся сохранить коллектив, но становится всё сложнее. Ситуацию могло бы спасти возобновление программы господдержки относительно льготного кредитования, субсидии на зарплату», — говорит Владимир Лутов.
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», поддерживает коллегу и считает необходимым повторить меры государственной целевой финансовой поддержки, которые были введены в начале пандемии и продемонстрировали эффективность.
«Да, инфраструктурные проекты важны, но сейчас нужно спасти тех, кто будет привозить туристов на эти объекты. Нам бы очень хотелось, чтобы те эффективные меры, которые были приняты в апреле–мае, были пролонгированы хотя бы до весны. Я говорю о выделении субсидий на выплату зарплаты из расчета одного МРОТа (12 130 рублей), снижении ставок страховых взносов, налоговых каникулах», — заявил Ромашкин.
Напомним, 29 октября президент Путин предложил продлить отсрочку по налогам и страховым взносам для малых и средних предприятий пострадавших от коронавируса отраслей еще на три месяца.
Несмотря на то что рынок очень ждет помощи, призывая Михаила Мишустина продлить меры поддержки до весны следующего года, многие наблюдатели не исключают, что возобновлять ранее действующие программы сейчас всё же не будут. Возможно, что поддержка ограничится уже принятыми решениями, а дополнительные средства, о которых говорил глава кабмина, будут направлены на продление программы кешбэка, что, по словам экспертов, тоже смогло бы помочь выровнять продажи.