Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд вынесет приговор за взятку экс-полковнику ФСБ Дмитрию Фролову
Мир
В США предупредили Макрона о возможных последствиях решения по Украине
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепре
Мир
Казахстан допустил участие в саммите по Украине в Швейцарии
Общество
Домашних животных в России предложили пронумеровать
Мир
В НАТО признали быстрое усиление оборонной промышленности РФ
Армия
Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов ВС РФ в ДНР
Армия
Военнослужащие ВС РФ уничтожили расчет ВСУ при помощи комплекса «Лягушка»
Армия
Расчет зенитной установки ЗУ-23-2 уничтожил пехоту ВСУ под Часовым Яром
Интернет и технологии
Ритейлеры назвали сроки появления в РФ новинок Computex 2024
Мир
США распространили в СБ ООН новый проект резолюции по Газе
Мир
Джо Байден назвал Дональда Трампа продающим президентство преступником
Мир
ЕАЭС предложили создать совместную программу агротехнологий
Мир
На Украине предприятия ВПК пожаловались на мобилизацию сотрудников
Мир
В МО РФ заявили о подготовке США и НАТО новых прокси-войн против России
Общество
Эксперты по безопасности рассказали о связи кибератак на сеть «Верный» и СДЭК
Мир
В раде предупредили украинцев о длительных отключениях света зимой
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Централизованного решения о расселении студенческих общежитий нет и не планируется, рассказал в интервью «Известиям» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Несмотря на рост числа зараженных коронавирусом в России, ситуация в вузах остается стабильной. Однако некоторые заведения — пока частично — всё же пришлось закрыть. Такая история, например, произошла в Бауманке, где три дня не будут работать несколько корпусов. Ситуация, по словам министра, связана с нарушением санитарно-эпидемиологических норм сразу по четырем пунктам. Университет не установил приборы для обеззараживания воздуха, не нанес разметку для дистанцирования, недостаточно часто дезинфицировал помещения, а студенты не носили маски. Также министр рассказал о «пересобранном» нацпроекте, который теперь будет называться «Наука и университеты».

— Валерий Николаевич, мы с вами встречаемся в разгар пандемии COVID-19. С вашей точки зрения, наша наука конкурентна в плане прогнозирования, создания лекарств, вакцин против коронавируса?

— Российская наука однозначно конкурентоспособна. Мы это доказали. У нас уже есть одна вакцина, вторая на подходе, идут клинические испытания третьей в Научном центре исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова, подведомственном министерству образования и науки. В плане лекарств российские ученые работают. Наша страна также одна из лидеров по тестированию в мире. Что касается прогнозов, это дело сложное, но и тут у нас есть успехи.

— На чьи прогнозы вы лично опираетесь?

— Очень хорошее исследование идет в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ). Там используются возможности суперкомпьютера, собственная математическая модель. И судя по тому, что мы видим — а ведь мы уже можем проанализировать совпадения по предсказаниям весной и летом — это не 100-процентное попадание, но очень близкое. Это позволяет ориентироваться на прогнозы этого университета. Однако понятно, что ситуация преподносит нам сюрпризы, и полностью динамику предугадать невозможно.

лаборатория
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— Вы имеете в виду прогнозы группы Алексея Боровкова?

— Да, это расчеты группы Алексея Ивановича. Он, казалось бы, напрямую с коронавирусом не связан, основа его деятельности — моделирование. Мы даже решили развить эту тему. На базе университета Петра Великого, института гриппа имени А.А. Смородинцева и других вузов мы планируем сделать научный центр мирового уровня по приоритетам научно-технологического развития. Теперь методы математического моделирования будут использовать для прогнозирования распространения разного рода инфекций.

— Насколько я помню, Боровков предсказал четыре волны коронавируса. Сейчас идет вторая. Значит, будет еще две?

— Абсолютно всё учесть и предсказать очень сложно — факторов много. Мы ориентируемся и на эти прогнозы в том числе. Пандемия показывает, что не только в области естественных наук, но и в области общественных, социально-гуманитарных надо проделать огромную работу. Например, нужно решать вопросы, связанные с недостаточной социализацией. Люди абсолютно по-разному реагируют на дистанционный формат обучения. От транслятивной педагогики, когда мы передавали знания, глядя в глаза друг другу, мы перешли к чему-то другому. Но онлайн лучше, чем полное отсутствие взаимодействия и передачи знаний.

— Кстати, об уходе на удаленку. Сегодня еще есть вузы, которые полностью работают в офлайне, где педагоги читают очные лекции?

— Сейчас нет ни одного университета или вуза, который бы в том или ином формате не использовал дистанционно-образовательные технологии. Где-то больше, где-то меньше. Тем не менее если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, которая была весной, она отличается.

— Ситуация серьезнее?

— Вузы часто сталкиваются с такой ситуацией. Преподаватели, у которых подтвердилось заболевание, вынуждены уйти на карантин. И они просто физически не могут появляться в университетах. Это основание для того, чтобы вузы приняли решение перейти на дистанционный формат. При этом студентам дают возможность работать в библиотеках. Конечно, с соблюдением мер предосторожности. Также сейчас мы разрешаем студентам по особому графику работать в лабораториях. Мы понимаем, что обучение физике или химии, а также ряду других естественно-научных дисциплин имеет свою специфику. Многие из них в онлайн не переведешь.

удаленка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Лаборатории понятно, а библиотеки вполне можно было бы перевести в онлайн. Разве нет?

— Часть студентов хотели бы хоть изредка приезжать, потому что иначе получается полное затворничество.

— Так они хотят общаться? А общаться же нельзя...

— С соблюдением мер предосторожности можно. И здесь не больше вероятности заразиться, чем, например, в транспорте.

— Тем не менее, отдельные «звоночки» из вузов уже есть. Вчера вот, например, пришло сообщение, что три корпуса Бауманки закрывают на дезинфекцию. Что там случилось?

— В МТГУ имени Н.Э. Баумана была проверка 19 и 20 октября. В результате принято решение закрыть несколько корпусов, где были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Там зафиксировано четыре типа нарушений. Первое — в некоторых помещениях нет приборов для обеззараживания воздуха. Второе — не нанесена разметка для соблюдения социальной дистанции. Третье — недостаточно эффективно контролируют использование средств индивидуальной защиты студентами. Проще говоря, они не носят маски. И четвертое нарушение связано с особым порядком дезинфекции помещений в отсутствие студентов. Обо всем этом мы говорили с ректорами наших вузов, с управленческими командами университетов еще в августе. Очень обстоятельно обсуждали эту ситуацию в Москве. Но, к сожалению, не во всех вузах коллеги прислушались.

— Надолго закрыли эти корпуса?

— Руководство университета пообещало, что в кратчайшие сроки устранит замечания. Говорят, что буквально через три дня эти корпуса будут вновь использоваться.

— А вся остальная часть университета, другие корпуса Бауманки работают?

— Да, и это очень важный момент. Университет огромный, 30 тыс. студентов. В принципе, там и не такое большое количество заболевших. Но я считаю, что эти превентивные меры и проверки, которые проводит Роспотребнадзор, обязательны. Только неукоснительное соблюдение санитарных норм и работа со студентами, преподавателями позволят нам избежать полного закрытия университетов.

студенты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Много где пишут, что приборы для обеззараживания воздуха не эффективны, если в помещении есть люди. Что вы об этом думаете?

— Знаете, нет ни одного ограничения, которое бы не подвергалось сомнению. Некоторые считают, что носить маски — это вредно. Все приборы, которые выпускают на российский рынок, так или иначе сертифицированы. У них есть инструкция, по которой понятно, как они должны использоваться. Если нужно, всегда можно проконсультироваться с Роспотребнадзором.

— Давайте поговорим о студентах, которые сейчас находятся в общежитиях. Со стороны видится, что эти коллективы могут быть неким потенциальным рассадником. Если будет продолжать расти количество зараженных в России, есть ли такая идея — расселить общаги, отправить студентов обратно в регионы?

— В общественном сознании есть стереотипы. Почему-то кажется, что студенты — это какая-то особая группа риска, и они обязательно должны все переболеть. Понятно, что любой организованный коллектив — это риск. Проживание студентов в общежитиях в этом смысле, конечно, учитывается. Но наш почти двухмесячный анализ (многие студенты заехали уже в конце августа, а сейчас конец октября) показал, что не всё так однозначно. Действительно, в некоторых общежитиях непростая ситуация, хотя массовых вспышек по стране мы не наблюдаем.

— А где непростая ситуация?

— В самых разных регионах. Когда несколько человек в общежитии заболели, их изолируют, проводят анализ контактов, и в зависимости от ситуации или комнату, или блок, или этажи изолируют и дезинфицируют. Самое удивительное, что на конец октября у нас есть студенческие общежития, где нет ни одного случая заболевания. Я был сам удивлен этому, общаясь с ректорами. Казалось бы, такого не может быть.

— Может, студенты просто не тестируются?

— Это было бы заметно по разнице в динамике заболеваемости в университетах и регионах, где они находятся.

тест на коронавирус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Я так понимаю, общежития расселять не будут?

— У нас более 800 тыс. студентов в общежитиях по всей России. Все эти места заняты. Под обсерваторы сегодня зарезервировано 25 тыс. мест, из них более 80% свободны. Централизованного решения о расселении студентов из общежитий нет и не планируется. Все решения сегодня принимаются исходя из ситуации в конкретной местности, конкретном регионе. Мы еще весной поняли, что это нужно делать только на уровне университетов, а может, и факультетов. Кроме того, сейчас 40% студентов так или иначе используют дистанционный формат обучения.

— А сколько всего студентов в этом году?

— Больше 4 млн. Но тут надо понимать, что есть не только очники, но и заочники.

— И всё равно как-то мало мест в общежитиях…

— Да, это одна из проблем системы высшего образования в России. Вы не найдете ни одного вуза, где бы сказали, что полностью удовлетворена потребность в общежитиях.

— Кстати, сейчас уже понятно, кто пришел на первый курс учиться? Многие говорили: поскольку год прошел в общем не по плану из-за пандемии, то первокурсники будут очень слабыми. Это так?

— Помните у классика? «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!» С тех пор, как это было написано, мне кажется, мало что изменилось. Если посмотреть подборку высказываний после введения ЕГЭ, я каждый год наблюдаю такие характеристики. Всегда говорят, что пришли полные бездари и неучи. Если посмотреть на динамику с начала нулевых годов, мне кажется, абитуриенты уже должны только картинки уметь раскрашивать, а не читать и писать. Вместе с тем мы видим, что они дают хорошие результаты на международных олимпиадах, многие из них приходят в науку и достигают результатов.

— Теперь о науке. Действительно ли пересобран и переназван национальный проект «Наука»?

— Да, это правда.

— Зачем?

— Существовали два нацпроекта — «Наука» и «Образование». Мы вышли с инициативой сделать один проект — «Наука и университеты». В России в общественном дискурсе используют два понятия — университет и вуз. И это не одно и то же. Университет — это особого типа интеллектуальная корпорация. Поэтому, учитывая вклад университетов в науку, в социально-экономическое развитие регионов, их особую миссию в обществе, мы предложили такое название национального проекта.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Вы изменили название или содержание?

— И то, и другое. Например, в новом нацпроекте появилась специальная программа стратегического академического лидерства, которой не было раньше. Она направлена на развитие университетов и их интеграцию с научными организациями.

— Что здесь означает слово «академическое»?

— Оно означает, что мы объединяем в развитии две больших институции. Это 724 университета в гражданском секторе вуза и более 400 научных институтов.

— Что еще изменилось в новом нацпроекте?

— Появился ряд новых мероприятий. Связаны они в том числе с наукой. Допустим, по технологическому предпринимательству, которое планируется развивать, — это стартап-студии при университетах. В проект включено цифровое развитие высшей аттестационной комиссии.

— Цифровой ВАК? Наконец-то. Диссертацию можно будет защитить, сидя дома?

— Уже в этом году высшая аттестационная комиссия, как особая институция, сделала шаг вперед. Появились уже более современные правила, мы готовим номенклатуры новых научных специальностей. Но самое главное, работа самого ВАКа теперь возможна в дистанционном формате.

— Ученые очень боятся, что на нацпроект урежут деньги. Такого не будет?

— Нет. Объем финансирования нацпроекта «Наука и университеты» сохранен на уровне, который планировался для нацпроекта «Наука» и той части проекта «Образование», которую реализует наше министерство. Всё остальное, начатое в прошлом году, будет продолжено: и обновление приборной базы, и строительство исследовательских судов, и строительство специальной инфраструктуры класса мегасайенс. Это всё идет, это всё сохранилось, это всё погружено в новый национальный проект. Два НИСа (научно-исследовательские суда. — «Известия») мы должны сдать к концу срока нацпроекта, то есть к 2024 году. А на обновление приборной базы в этом году мы увеличили финансирование на 4,4 млрд рублей. Новые приборы смогут получить исследователи 231 организации. Это беспрецедентное количество.

рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Новые приборы теперь смогут получить не только НИИ, но и университеты?

— Да, это тоже нововведение. Теперь они также могут принимать участие в обновлении приборной базы. Во многих из них сильные исследовательские коллективы, и там тоже нужна новая техника.

— Но ведь университеты сами имеют возможность зарабатывать, в отличие от НИИ. Они же получают деньги за студентов?

— Сейчас такое время, когда университеты вынуждены заморозить цены на обучение, создать больше бюджетных мест. Однако они всё же большую часть своих денег зарабатывают на научных исследованиях, взаимодействии с реальным сектором. И то же самое никто не мешает делать научным институтам.

— Нам стало известно, что решено закончить программу повышения конкурентоспособности российского образования «5-100». По ней 21 вуз получал деньги на развитие. Будет ли что-то вместо этого проекта?

— Да. Как раз программа стратегического академического лидерства. Она будет принципиально иной. Во-первых, в ней увеличится количество участников. Теперь это около 100 университетов. Во-вторых, по-другому будут оцениваться достижения вузов.

— Проект «5-100» предполагал, что пять российских вузов должны будут попасть в число 100 лучших вузов мира. Теперь не будет такой задачи?

— Не будет. Мы учли все недостатки предыдущих программ. Мне кажется, этот проект спровоцировал гипертрофированное внимание к рейтингам. А это ведь не самоцель и вообще не главное. Если у вас правильно устроен университет и поставлены правильные цели в образовании, науке, развитии территории, инновациях, то вы неизбежно будете двигаться и в рейтингах. Сейчас мы сориентировали университеты на то, чтобы сделать максимальный вклад в достижение национальных целей развития страны. Программа рассчитана на 10 лет. И если в первые годы ее реализации будут видны позитивные результаты, есть все шансы и предпосылки к тому, чтобы государство увеличило объем финансирования.

Прямой эфир