На нефтяной волне: ценам на черное золото предрекли новое пике
В ближайшие недели цена на нефть Brent может снизиться до $35 за баррель, а за месяц упасть и до $30. Такой прогноз сделали опрошенные «Известиями» аналитики. По их мнению, уходу в пике будут способствовать вспышка заболеваемости коронавирусом в мире и недостаточный спрос на энергоносители. С начала сентября черное золото уже потеряло в цене 10,5%. Сдерживающим фактором пока остаются согласованные действия ОПЕК, отмечают эксперты. Для бюджета России, по их оценкам, эта ситуация не станет серьезным ударом. Однако она способна повлиять на уровень инвестиционной активности в нефтегазовой области.
В новом пике
Цены на нефть с начала года уже не раз пробивали отметку $30. Самое большое падение было зафиксировано 22 апреля — $16,95 за баррель. И это при том, что еще в начале января его стоимость составляла $68,6.
Вновь котировки начали снижаться в конце лета — если 31 августа нефть продавалась по $46,39 за баррель, то уже 8 сентября — за $39,3.
В конце первого осеннего месяца началось новое пике. 29 сентября на 15:30 мск, по данным торгов ICE, декабрьские фьючерсы Brent составили $42,73 за баррель, а уже в 19:00 мск — $40,89. 30 сентября на 16:00 мск цена на нефть подросла незначительно — до $41,5, но аналитики прогнозируют снижение котировок.
По мнению эксперта по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрия Голубовского, причиной падения может стать динамика второй волны коронавируса — государства вводят новые ограничения, снижается активность перемещений людей, падает спрос на энергоносители.
Ранее «Известия» писали, что число погибших от COVID-19 в мире уже превысило 1 млн и количество смертей и новых случаев инфицирования продолжает расти. Власти европейских государств вновь вводят режимы ЧП, жесткие штрафы за нарушение самоизоляции и ограничивают работу развлекательных заведений.
Так, Финляндия закрыла границы с 10 государствами, где, по их мнению, эпидемиологическая ситуация опасна. Черногория перенесла начало учебного года на 1 октября, а Венгрия всех граждан, возвращающихся в страну из-за рубежа, обязала предоставлять два отрицательных теста на коронавирус.
В ВОЗ ранее отметили, что под угрозой остается не только Европа, но и другие регионы. В такой ситуации цена за баррель Brent уже в ближайшие дни способна стремительно опуститься до $35–36, считает Дмитрий Голубовский.
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов не исключает, что нефтяное пике окажется еще более мощным.
— Цена может снизиться и до $30 за баррель, всё будет зависеть от того, насколько жесткими будут ограничения в мире,— отметил он.
28 сентября глава Минэнерго Александр Новак рассказал «России 24» о своем видении происходящего на рынке нефти.
— Если комментировать текущую ситуацию, мы видим, что последние несколько месяцев ситуация стабильная, баланс восстановлен за счет того, что страны-производители сократили добычу и частично был восстановлен спрос, — заявил министр.
Но при этом, по его словам, впереди очень много неопределенности. Она связана с рисками второй волны эпидемии коронавируса и теми мерами, которые принимают правительства разных стран. От этого будет зависеть, как отреагирует рынок, заключил Александр Новак.
Не вирусом единым
Однако пандемия коронавируса не единственный фактор, оказывающий давление на мировой рынок нефти, отметил аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин. Во-первых, в ближайшие месяцы следует ожидать увеличения предложения. С августа уровень сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ был снижен с 9,7 до 7,7 млн баррелей в сутки, но фактически производство черного золота странами-участницами возросло лишь на 1,3 млн баррелей, поскольку некоторые из них компенсировали превышения своих квот в предыдущие периоды.
Также на рынок в скором времени вернется порядка 0,4 млн баррелей в сутки в связи с восстановлением добычи в США после урагана «Лаура». Мировой спрос на нефть, напротив, будет восстанавливаться медленнее, чем ожидалось ранее, заметил эксперт. Причина тому — ухудшение ситуации с коронавирусом в ряде крупных регионов-потребителей, например в Европе. Невысокие темпы восстановления объемов потребления также покажут государства Южной и Юго-Восточной Азии, добавил Иван Тимонин.
— Нефтяные котировки продолжат восстановление, хотя вышеописанные факторы несколько замедлят его динамику. Участники рынка ожидают, что в ноябре цена Brent установится на отметке порядка $40,5 за баррель и будет держаться на уровне $40–42 до конца года, — отметил эксперт.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, на рынок также оказывают давление новости из Ливии о восстановлении добычи. По данным ливийской National Oil Corp. (NOC), она вырастет примерно до 260 тыс. баррелей в сутки, тогда как ранее производство сырья в стране не превышало 100 тыс. баррелей день.
Глобальные изменения
В целом, по мнению Артема Деева, рынок нефти ждет глобальная трансформация. Общее снижение потребления по итогам 2020 года составит 10% (9–10 млн баррелей в сутки будут не востребованы). Максимальное же падение спроса было зафиксировано в апреле — 25–30% (25–30 млн баррелей в сутки).
— В итоге на восстановление рынка потребуется минимум два-три года. Это означает, что не только до конца 2020-го, но и на длительный период цены останутся в рамках $30–45 за баррель, — отметил эксперт.
Также он напомнил: на прошлой неделе Госдума приняла законопроект о том, что экспортная пошлина будет взиматься с нефтяников при цене нефти ниже $15 за баррель, хотя ранее при таком уровне ее не нужно было платить. Это может свидетельствовать о том, что российское государство готовится к длительному периоду низких цен.
— По мере усиления второй волны пандемии в мире вполне вероятно снижение цен до уровней $30–35 за баррель и ниже, — заключил аналитик.
От более сильного падения нефтяные цены пока сдерживает только сделка ОПЕК+, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. При этом эксперт отметил, что если спрос на нефть и нефтепродукты вновь начнет падать, то в моменте котировки могут уйти и ниже $30 за баррель. Но такое пике будет краткосрочным и для бюджета страны не станет острой проблемой.
— Для бюджета России важна цена не в долларах, а в рублях. Сейчас в нем заложено порядка 2880 рублей за баррель. В данный момент смесь Brent стоит более 3200 рублей, — отметил он.
По его мнению, если цены на нефть продолжат падать, то снижение можно будет компенсировать девальвацией рубля. Проблемой, как считает Александр Фролов, станет то, что низкие цены в среднесрочной перспективе вызовут падение инвестиций в мировом масштабе и разрастание угрозы дефицита углеводородов на глобальном рынке. России в нынешних условиях важно сохранить возможности для высокой инвестиционной активности в нефтегазовой области, заключил он.