Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«В «Девятой роте» много приемов, придуманных отцом»
2020-09-23 19:13:51">
2020-09-23 19:13:51
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федор Бондарчук по примеру отца сам делает эскизы и раскадровки, считает, что подсознательно использовал его находки, создавая «Девятую роту», и не сомневается в вечной актуальности советского фильма «Война и мир». Об этом режиссер, народный артист России рассказал «Известиям» в преддверии 100-летия со дня рождения Сергея Бондарчука.

— Вы использовали в своих фильмах какие-то режиссерские приемы вашего отца, может быть, дорабатывая или переосмысливая их?

— Конечно. Например, в «Девятой роте» много приемов, придуманных Сергеем Федоровичем. Когда фильм вышел, ваши коллеги-журналисты сравнили его с «Они сражались за Родину» и показали, что во многом эти две военные картины просто идентичны. Построение нескольких сцен, кадров, даже цветокоррекция... Я сам обалдел. Не думал об этом, не собирался цитировать — наоборот, хотелось отойти, найти свой путь. Мой отец сделал картины, получившие «Оскар», ставшие культовыми. И мне тяжело с этим грузом, поэтому я не пытался что-то повторить. Но подсознательно это проявилось.

Отец рано ушел из жизни. Но те несколько лет, что я мог беседовать с ним по-взрослому, а до этого всё детство, которое я просто жил в этой среде, конечно, повлияли. Когда ты видишь дома раскадровки и понимаешь, какой путь прошел режиссер, чтобы создать киноматериал, это всё безусловно откладывается в сознании.

Я окончил художественную школу, папа был самоучка, но мы оба рисуем, и раскадровки к своим фильмам он делал сам. Это отдельная вселенная, такого я не видел нигде. Представьте себе большой лист А2, на нем раскадровка выполнена акварелью, дописана тушью. И он сам это делал — не с художником-постановщиком, не с помощником, а сам, готовясь к съемкам.

Кадр из фильма «Девятая рота»

Кадр из фильма «Девятая рота»

Фото: Гемини

— К «Притяжению» тоже есть эскизы, которые вы сами рисовали?

— Конечно.

— От непрофессионалов часто можно услышать, что главный режиссерский прием Сергея Бондарчука — использование огромных массовок, множества лошадей и большого количества пиротехники.

Судить о наследии Бондарчука по количеству задействованных на съемках солдат — это глупость полная. В «Войне и мире», помимо батальных сцен, есть глубокие большие смыслы, в том числе про нашу страну, про русского человека, про Бога. Он действительно верил в то, что хотя бы на секунду экранного времени способен изменить душу зрителя к лучшему. Если вы смотрите только батальные сцены, значит, вы не знаете Бондарчука. К тому же там война — это метафизическое явление, а не только военные действия.

Да, в этом фильме действительно тысячи человек массовки, плюс несколько тысяч пластиковых муляжей — компьютерной графики не было. «Война и мир» неповторима. Как и «Бен Гур», и «Клеопатра», она останется в истории отдельным колоссом. Но, например, «Они сражались за Родину» — картина уже совсем иного постановочного масштаба. В центре композиции — полк из 12 человек, однако это не менее убедительно. Мое субъективное мнение, что фильм «Судьба человека» гораздо шире и мощнее, чем рассказ Шолохова.

Я уже не говорю про ленту «Степь», которая вообще не похожа на Бондарчука — это маленькое камерное произведение.

Кстати, к вопросу о лошадях. Отец всегда гордился, что ни одна лошадь не пострадала во время съемок «Войны и мира», «Ватерлоо». Про артистов и речи нет, слава Богу. Он очень дорожил их здоровьем. Как актер говорю: когда у тебя доверие к режиссеру, ты можешь и в горящую избу влететь неподготовленным... Забываешь о своей безопасности. Понимая это, поскольку он и сам снимался, отец заботился об актерах, как о детях малых.

Кадр из фильма «Судьба человека»

Кадр из фильма «Судьба человека»

Фото: Мосфильм

— «Война и мир» по-прежнему остается современной?

Первый фильм вышел в 1962 году, с тех пор было сделано несколько реставраций, последнюю выпустил Amazon на Blu-ray. И она смотрится абсолютно современно. Картина революционна по своему языку. Представьте себе: там есть склейки по два кадра, по три, по четыре. Это сейчас мы так монтируем, и никакой проблемы в этом нет, но для тех времен это была смелость. Отдел технического контроля на «Мосфильме» просто не пропускал такие вещи, это считалось нарушением канонов. Ведь снимали на пленку, и были определенные правила, технические протоколы, как надо монтировать. Ему говорили: «Нет, невозможно, потому что это брак». А на самом деле это был художественный прием.

— Сергей Бондарчук успел сняться в нескольких фильмах уже постсоветского периода. Как он вообще относился к кино 1990-х?

— Никак. Кино-то почти не было. Я однажды его спросил: «Ты можешь назвать отечественную картину из последних, которая произвела на тебя сильное впечатление?» Он назвал «Иди и смотри» Элема Климова (фильм 1985 года. — «Известия»). А дальше всё закончилось на 10 лет. Просто не было фильмов, которые привлекали его внимание.

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук, 1981 год

Фото: РИА Новости/Юрий Белинский

— После V съезда кинематографистов, на котором Сергея Федоровича исключили из руководства данной структуры, жизнь вашего отца изменилась. Как он переживал этот период?

— Тяжело переживал. Но семья не видела этого, хотя и понимала. Это личность большого масштаба, он умел держать удар. Для него это действительно был очень тяжелый период, который закончился его смертью.

Читайте также