Спортивный интерес: стоит ли погружать школьников в киберспорт
В российских школах могут появиться дополнительные уроки по киберспорту. По крайней мере, как отметил министр просвещения Сергей Кравцов, форма подобного урока обсуждается. Интерес к киберспорту со стороны государства в последнее время растет. Ранее президент поддержал идею организации киберспортивных соревнований в школах: «Лучше не запрещать то, что и не надо запрещать, вредно запрещать и невозможно. А лучше поставить этот процесс на правильные рельсы и правильным образом его организовать». Зачем погружать школьников в киберспорт и какие здесь могут возникнуть сложности — в материале «Известий».
Не бороться с неизбежным
Слова президента приняли как руководство к действию. Российское движение школьников (РДШ) на днях презентовало несколько проектов для школьников, в том числе и «Кубок РДШ по киберспорту». Финальный турнир планируется провести уже будущей весной. Как отметила исполнительный директор РДШ Ирина Плещева, можно сколько угодно бороться с киберспортом, а можно проявить внимание к такому увлечению школьников.
«Киберспорт — это командные игры, они развивают коммуникативные способности, учат выстраивать стратегию. И это тот формат, которого не хватает традиционной системе образования», — заявила представитель РДШ.
Инициативу решили поддержать и в Минпросвещения, но, как заметил глава ведомства Сергей Кравцов, «будем смотреть, чтобы это направление способствовало развитию школьников, не забывалась учеба, чтобы был баланс».
«Мы понимаем, что есть офлайн, есть онлайн, и понятно, что поколение школьников интересуется в том числе и киберспортом, и различными играми. Очень важно, чтобы такая активность несла развитие и несла позитив», — заявил журналистам Сергей Кравцов.
Как пояснила «Известиям» Ирина Плещева, сейчас ведутся переговоры с партнерами о создании серии вебинаров от представителей кибериндустрии, чтобы не только познакомить ребят с секретами успеха, но и привить им культуру работы в киберпространстве.
«Программа самого проекта и вебинаров по киберспорту будет учитывать рекомендации психологов и специалистов по детской гигиене, с которыми РДШ начало тесное сотрудничество по подготовке «Кубка РДШ по киберспорту», — заявили в организации.
К слову, турниры среди школьников уже проводятся — например, сейчас идет регистрация на третий сезон Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиги (Школьной лиги). Участие в соревнованиях могут принять ребята строго от 14 лет, состязание проходит по пяти направлениям. В прошлом сезоне приняли участие 2 тыс. школьников: ребята сами объединяются в команды, тренируются и приходят на соревнования.
Подтянуть английский и дисциплину
Вероятно, если в школах появятся киберспортивные соревнования, то в стенах той же школы к ним должны и готовить. По словам министра просвещения, это, скорее всего, будут дополнительные занятия.
В прошлом году с идеей именно факультативов по киберспорту выступал Институт развития интернета (ИРИ). Ставили в пример зарубежный опыт: с 2016 года киберспорт включен в обязательные программы в ряде школ Швеции и Норвегии, а в американских школах с 2018 года проводятся официальные киберспортивные турниры.
«Фактически киберспорт — готовая образовательная платформа для развития логики, адаптивности, реакции, soft skills. Он может стать первой ступенью в самых разных карьерных лестницах. Параллельно с игрой можно изучить историю видеоигр и ПК, программирование, освоить основы менеджмента и судейства, — говорит «Известиям» генеральный директор ИРИ Антон Ключкин. — IT-специалисты, дизайнеры, инженеры, менеджеры могут вырасти именно из киберспортивных школьных кружков».
Аналитик и стример Ярослав NS Кузнецов в разговоре с «Известиями» идею приобщить школьников к киберспорту поддерживает. «Ничего вредного в этом точно нет. Киберспорт — спорт будущего. Он развивается очень активно и лет через 10–20 будет соперничать с обычными, самыми популярными видами спорта. Другой вопрос: кто будет учить? Надо готовить специалистов».
К слову, пытаются. В сентябре столичная мэрия пригласила учителей на курсы преподавания киберспорта. В ходе занятий преподаватели «составят комплексы физических упражнений для развития мелкой моторики, мышечной скорости и зрительной реакции, а также разработают планы-конспекты уроков по киберспорту».
Как замечает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, факультативы действительно необходимы.
«Киберспорт невозможно игнорировать, каждый ребенок знает, что это такое, и важно поставить начинания молодых людей в правильное русло — рассказать о технике безопасности, профилактике туннельного синдрома, показать правильное расположение компьютерной периферии и многое другое», — говорит «Известиям» эксперт.
По словам Дмитрия Смита, если ребенок начинает заниматься киберспортом, то у него появляется тренер, команда, система подготовки к соревнованиям.
«И, как следствие, — дисциплина, навыки социального общения, умение принимать правильные решения в сжатые сроки и в условиях неполной информации. В дополнение к этому появятся базовые навыки в IT-сфере и иностранных языках, потому что большинство даже небольших турниров по киберспорту — международные, также нередки и смешанные команды».
Хоть и кибер, но все-таки спорт
По словам президента Федерации компьютерного спорта города Москвы Александра Горбаченко, важно определиться, что именно в рамках дополнительного урока ждет школьника: знакомство с компьютерными играми и вовлечение в киберпространство или же подготовка спортсменов? Просто так, с места в карьер не получится.
«Компьютерные игры (как и любой вид интеллектуальной деятельности) — это в первую очередь история про структурированное мышление, когнитивные нагрузки и метапредметные компетенции. Не глобально, не все игры, а те, которые будут отобраны и одобрены научным сообществом, — говорит «Известиям» эксперт. — Нам необходимо в любом случае проводить экспертизу и при этом понимать, какой конечный результат мы хотим достичь, чтобы подобрать для этого те или иные игры».
Александр Горбаченко перечисляет несколько игр, которые, по его мнению, действительно будут полезны школьникам. Например, Minecraft, о которой так много говорят, — игра на абстрактное мышление, творческая, где можно создавать различные пространства. В период пандемии в Minecraft даже научились проводить рабочие совещания и уроки для школьников.
«Если говорить о соревновательной составляющей, то есть такая игра Starcraft II — это фактически шахматы XXI века! К ним можно отнести игру и Warcraft III, где достаточно серьезная нагрузка на играющего: постоянное отслеживание состояние дел на карте, никогда не повторяющиеся условия, то есть игрок реагирует на ситуацию здесь и сейчас. Плюс есть экономическая составляющая — ресурсы, их надо добывать и учитывать. Это серьезная, большая нагрузка. Самое главное, что всё проходит в режиме реального времени и против живого человека».
Эксперт отмечает, что киберспорт — это все-таки спорт. Для достижения высоких результатов мало уметь играть, важной составляющей успеха является уровень психофизиологической готовности спортсмена.
«Мы еще в начале пути, но уже сейчас к нам, как профессионалам отрасли, спортсменам в отличие от обычных геймеров требования гораздо выше, — говорит эксперт. — Для человека, который хочет стать чемпионом, мало быть хорошо играющим. У него и психофизиология должна быть соответствующим образом подготовлена. Концентрация внимания, выносливость — это очень важно. Вы начинаете свой турнир: если вы даже две игры выиграли и устали, то третью игру проиграете уже хотя бы потому, что устали. Те, кто занимается именно спортом, еще и серьезно относятся к своему психофизиологическому состоянию».
О базовой физической подготовке и теории с детальным разбором допущенных на соревнованиях ошибок помимо практики говорит и Дмитрий Смит.
«К таким факультативным занятиям должны допускаться те учащиеся, которые выполнили нормативы по физической культуре», — замечает эксперт.
Не путать с «геймингом»
Конечно, есть много вопросов, в том числе и технический. Гендиректор ИРИ замечает, что далеко не все школы обладают достаточно мощными компьютерами для того, чтобы вводить киберфакультатив.
«В школах же закупают каменные «калькуляторы», на которых можно только в тетрис и играть. Конечно, если будут какие-то родительские комитеты, которые закупят оборудование, проведут интернет в конце концов, то спрос на это будет», — замечал в одном из интервью киберспортивный обозреватель портала Cybersport.ru Александр Сергеев.
Другая сторона медали — не скажется ли увлечение киберспортом на здоровье, нагрузке школьников. Владимир Путин, говоря о соревнованиях по киберспорту, также подчеркнул, что есть опасения по поводу киберзависимости и нужно поработать в том числе и с детскими психологами, «чтобы понять, что можно, а что выходит за рамки возможного, и где эта деятельность приносит пользу, а с какого момента может приносить вред».
По словам Александра Горбаченко, это вопрос техники безопасности. Если говорить в принципе об играх в свободное время, то это зачастую неконтролируемая история: «В лучшем случае вы как родитель смогли со своим ребенком договориться, в худшем — поставите ему «родительский контроль».
«Когда речь идет об организованной деятельности — будь то соревнования, дополнительные занятия — это история про урок, про время, контроль, тайминги. Мы с вами 45 минут побывали за компьютером, у нас всегда есть возможность встать, размяться. Соревновательные игры тем и хороши, что у них есть сессии. Вы закончили сессию, раунд, провели матч — после этого встаете, отдыхаете, релаксируете, готовитесь к следующей встрече, если выиграли и вас ждет следующий матч. Это нивелирует любые последствия, которые могут быть. И этому надо учить!».
По словам Антона Ключкина, не навредить помогут программы и методики обучения киберспорту, разработать которые могла бы экспертная группа, состоящая из профессиональных игроков, психологов, педагогов.
«Кроме того, существует большое число киберспортивных школ как в России, так и за рубежом, к опыту которых можно обратиться», — отмечает эксперт.
Игры на миллионы
Топ-киберспортсмены даже в России уже не просто хорошо известные ребята в очень узком кругу — их приглашают в телешоу, они рекламируют известные бренды, их каналы в соцсетях набирают свыше миллиона подписчиков. Как писал Forbes, суперзвезды мирового киберспорта (коих пока немного) могут получать в месяц до $35 тыс. Начинающие — $2–5 тыс. в месяц. Так что есть к чему стремиться. И в России тоже. Так, летом чемпионом Всероссийской киберспортивной студенческой лиги стала сборная НГТУ. Команда получила 975 тыс. рублей призовых.
Реально ли из обычного школьника (школьницы) сделать успешного киберспортсмена и сколько на это может уйти времени? По словам Александра Горбаченко, всё индивидуально.
«У кого-то на это может уйти три месяца, и он почувствует, что готов принимать участие в соревнованиях и проявить свои таланты. У кого-то полгода, у кого-то годы. Я в свое время (20 лет тому назад) не менее полугода готовился к своим первым соревнованиям — осваивал виртуальную авиационную технику для того, чтобы чувствовать себя уверенно, — говорит эксперт. — У нас нет стандартов спортивной подготовки, мы сейчас не можем с четырех лет готовить ребенка к будущим соревнованиям по компьютерному спорту. Все участники приходят самоподготовленными».
Как отмечают эксперты, подростков в киберспорте много, участники от 14 до 18 лет — вторая по массовости категория. Чтобы стать киберспортсменом, школьнику, полагает тренер состава по Rainbow Six Siege киберспортивного клуба Virtus.pro Керим «Toda-» Мусаев, нужно уделять около 3–4 часов в день на игру и тренировку. Профессионал же посвящает киберспорту весь рабочий день — от 6 до 8 часов, а порой и до 10.