Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Украинский пленный рассказал о пренебрежении командования ВСУ жизнями людей
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и гололедицу в Москве 16 января
Мир
В Белоруссии предупредили об активной вербовке Украиной граждан через интернет
Общество
Роспотребнадзор усилит контроль качества добытой в Черном море рыбы
Интернет и технологии
Роскомнадзор зафиксировал более 710 млн утекших записей о россиянах
Мир
В Белоруссии сообщили о планах по захвату радикалами приграничного района страны
Мир
В Словакии украинских беженцев обвинили в трате «грязных» денег в Монако
Мир
В США назвали ошибкой Байдена отказ от переговоров с Путиным по Украине
Мир
В США назвали миграционный кризис и преследование оппонентов наследием Байдена
Мир
В Белом доме допустили сложности при осуществлении сделки Израиля и ХАМАС
Мир
Кандидат в госсекретари США допустил отмену санкций против России
Мир
На Украине сообщили о появлении противотанковых ежей на границе с Белоруссией
Армия
Группировка войск «Запад» за сутки уничтожила три станции Starlink ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российских школах могут появиться дополнительные уроки по киберспорту. По крайней мере, как отметил министр просвещения Сергей Кравцов, форма подобного урока обсуждается. Интерес к киберспорту со стороны государства в последнее время растет. Ранее президент поддержал идею организации киберспортивных соревнований в школах: «Лучше не запрещать то, что и не надо запрещать, вредно запрещать и невозможно. А лучше поставить этот процесс на правильные рельсы и правильным образом его организовать». Зачем погружать школьников в киберспорт и какие здесь могут возникнуть сложности — в материале «Известий».

Не бороться с неизбежным

Слова президента приняли как руководство к действию. Российское движение школьников (РДШ) на днях презентовало несколько проектов для школьников, в том числе и «Кубок РДШ по киберспорту». Финальный турнир планируется провести уже будущей весной. Как отметила исполнительный директор РДШ Ирина Плещева, можно сколько угодно бороться с киберспортом, а можно проявить внимание к такому увлечению школьников.

«Киберспорт — это командные игры, они развивают коммуникативные способности, учат выстраивать стратегию. И это тот формат, которого не хватает традиционной системе образования», — заявила представитель РДШ.

Инициативу решили поддержать и в Минпросвещения, но, как заметил глава ведомства Сергей Кравцов, «будем смотреть, чтобы это направление способствовало развитию школьников, не забывалась учеба, чтобы был баланс».

«Мы понимаем, что есть офлайн, есть онлайн, и понятно, что поколение школьников интересуется в том числе и киберспортом, и различными играми. Очень важно, чтобы такая активность несла развитие и несла позитив», — заявил журналистам Сергей Кравцов.

урок
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Как пояснила «Известиям» Ирина Плещева, сейчас ведутся переговоры с партнерами о создании серии вебинаров от представителей кибериндустрии, чтобы не только познакомить ребят с секретами успеха, но и привить им культуру работы в киберпространстве.

«Программа самого проекта и вебинаров по киберспорту будет учитывать рекомендации психологов и специалистов по детской гигиене, с которыми РДШ начало тесное сотрудничество по подготовке «Кубка РДШ по киберспорту», — заявили в организации.

К слову, турниры среди школьников уже проводятся — например, сейчас идет регистрация на третий сезон Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиги (Школьной лиги). Участие в соревнованиях могут принять ребята строго от 14 лет, состязание проходит по пяти направлениям. В прошлом сезоне приняли участие 2 тыс. школьников: ребята сами объединяются в команды, тренируются и приходят на соревнования.

Подтянуть английский и дисциплину

Вероятно, если в школах появятся киберспортивные соревнования, то в стенах той же школы к ним должны и готовить. По словам министра просвещения, это, скорее всего, будут дополнительные занятия.

программирование
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В прошлом году с идеей именно факультативов по киберспорту выступал Институт развития интернета (ИРИ). Ставили в пример зарубежный опыт: с 2016 года киберспорт включен в обязательные программы в ряде школ Швеции и Норвегии, а в американских школах с 2018 года проводятся официальные киберспортивные турниры.

«Фактически киберспорт — готовая образовательная платформа для развития логики, адаптивности, реакции, soft skills. Он может стать первой ступенью в самых разных карьерных лестницах. Параллельно с игрой можно изучить историю видеоигр и ПК, программирование, освоить основы менеджмента и судейства, — говорит «Известиям» генеральный директор ИРИ Антон Ключкин. — IT-специалисты, дизайнеры, инженеры, менеджеры могут вырасти именно из киберспортивных школьных кружков».

Аналитик и стример Ярослав NS Кузнецов в разговоре с «Известиями» идею приобщить школьников к киберспорту поддерживает. «Ничего вредного в этом точно нет. Киберспорт — спорт будущего. Он развивается очень активно и лет через 10–20 будет соперничать с обычными, самыми популярными видами спорта. Другой вопрос: кто будет учить? Надо готовить специалистов».

К слову, пытаются. В сентябре столичная мэрия пригласила учителей на курсы преподавания киберспорта. В ходе занятий преподаватели «составят комплексы физических упражнений для развития мелкой моторики, мышечной скорости и зрительной реакции, а также разработают планы-конспекты уроков по киберспорту».

Как замечает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, факультативы действительно необходимы.

урок
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

«Киберспорт невозможно игнорировать, каждый ребенок знает, что это такое, и важно поставить начинания молодых людей в правильное русло — рассказать о технике безопасности, профилактике туннельного синдрома, показать правильное расположение компьютерной периферии и многое другое», — говорит «Известиям» эксперт.

По словам Дмитрия Смита, если ребенок начинает заниматься киберспортом, то у него появляется тренер, команда, система подготовки к соревнованиям.

«И, как следствие, — дисциплина, навыки социального общения, умение принимать правильные решения в сжатые сроки и в условиях неполной информации. В дополнение к этому появятся базовые навыки в IT-сфере и иностранных языках, потому что большинство даже небольших турниров по киберспорту — международные, также нередки и смешанные команды».

Хоть и кибер, но все-таки спорт

По словам президента Федерации компьютерного спорта города Москвы Александра Горбаченко, важно определиться, что именно в рамках дополнительного урока ждет школьника: знакомство с компьютерными играми и вовлечение в киберпространство или же подготовка спортсменов? Просто так, с места в карьер не получится.

«Компьютерные игры (как и любой вид интеллектуальной деятельности) — это в первую очередь история про структурированное мышление, когнитивные нагрузки и метапредметные компетенции. Не глобально, не все игры, а те, которые будут отобраны и одобрены научным сообществом, — говорит «Известиям» эксперт. — Нам необходимо в любом случае проводить экспертизу и при этом понимать, какой конечный результат мы хотим достичь, чтобы подобрать для этого те или иные игры».

киберспорт
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Александр Горбаченко перечисляет несколько игр, которые, по его мнению, действительно будут полезны школьникам. Например, Minecraft, о которой так много говорят, — игра на абстрактное мышление, творческая, где можно создавать различные пространства. В период пандемии в Minecraft даже научились проводить рабочие совещания и уроки для школьников.

«Если говорить о соревновательной составляющей, то есть такая игра Starcraft II — это фактически шахматы XXI века! К ним можно отнести игру и Warcraft III, где достаточно серьезная нагрузка на играющего: постоянное отслеживание состояние дел на карте, никогда не повторяющиеся условия, то есть игрок реагирует на ситуацию здесь и сейчас. Плюс есть экономическая составляющая — ресурсы, их надо добывать и учитывать. Это серьезная, большая нагрузка. Самое главное, что всё проходит в режиме реального времени и против живого человека».

Эксперт отмечает, что киберспорт — это все-таки спорт. Для достижения высоких результатов мало уметь играть, важной составляющей успеха является уровень психофизиологической готовности спортсмена.

«Мы еще в начале пути, но уже сейчас к нам, как профессионалам отрасли, спортсменам в отличие от обычных геймеров требования гораздо выше, — говорит эксперт. — Для человека, который хочет стать чемпионом, мало быть хорошо играющим. У него и психофизиология должна быть соответствующим образом подготовлена. Концентрация внимания, выносливость — это очень важно. Вы начинаете свой турнир: если вы даже две игры выиграли и устали, то третью игру проиграете уже хотя бы потому, что устали. Те, кто занимается именно спортом, еще и серьезно относятся к своему психофизиологическому состоянию».

киберспорт
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

О базовой физической подготовке и теории с детальным разбором допущенных на соревнованиях ошибок помимо практики говорит и Дмитрий Смит.

«К таким факультативным занятиям должны допускаться те учащиеся, которые выполнили нормативы по физической культуре», — замечает эксперт.

Не путать с «геймингом»

Конечно, есть много вопросов, в том числе и технический. Гендиректор ИРИ замечает, что далеко не все школы обладают достаточно мощными компьютерами для того, чтобы вводить киберфакультатив.

«В школах же закупают каменные «калькуляторы», на которых можно только в тетрис и играть. Конечно, если будут какие-то родительские комитеты, которые закупят оборудование, проведут интернет в конце концов, то спрос на это будет», — замечал в одном из интервью киберспортивный обозреватель портала Cybersport.ru Александр Сергеев.

Другая сторона медали — не скажется ли увлечение киберспортом на здоровье, нагрузке школьников. Владимир Путин, говоря о соревнованиях по киберспорту, также подчеркнул, что есть опасения по поводу киберзависимости и нужно поработать в том числе и с детскими психологами, «чтобы понять, что можно, а что выходит за рамки возможного, и где эта деятельность приносит пользу, а с какого момента может приносить вред».

киберспорт
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

По словам Александра Горбаченко, это вопрос техники безопасности. Если говорить в принципе об играх в свободное время, то это зачастую неконтролируемая история: «В лучшем случае вы как родитель смогли со своим ребенком договориться, в худшем — поставите ему «родительский контроль».

«Когда речь идет об организованной деятельности — будь то соревнования, дополнительные занятия — это история про урок, про время, контроль, тайминги. Мы с вами 45 минут побывали за компьютером, у нас всегда есть возможность встать, размяться. Соревновательные игры тем и хороши, что у них есть сессии. Вы закончили сессию, раунд, провели матч — после этого встаете, отдыхаете, релаксируете, готовитесь к следующей встрече, если выиграли и вас ждет следующий матч. Это нивелирует любые последствия, которые могут быть. И этому надо учить!».

По словам Антона Ключкина, не навредить помогут программы и методики обучения киберспорту, разработать которые могла бы экспертная группа, состоящая из профессиональных игроков, психологов, педагогов.

«Кроме того, существует большое число киберспортивных школ как в России, так и за рубежом, к опыту которых можно обратиться», — отмечает эксперт.

Игры на миллионы

Топ-киберспортсмены даже в России уже не просто хорошо известные ребята в очень узком кругу — их приглашают в телешоу, они рекламируют известные бренды, их каналы в соцсетях набирают свыше миллиона подписчиков. Как писал Forbes, суперзвезды мирового киберспорта (коих пока немного) могут получать в месяц до $35 тыс. Начинающие — $2–5 тыс. в месяц. Так что есть к чему стремиться. И в России тоже. Так, летом чемпионом Всероссийской киберспортивной студенческой лиги стала сборная НГТУ. Команда получила 975 тыс. рублей призовых.

киберспорт
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Реально ли из обычного школьника (школьницы) сделать успешного киберспортсмена и сколько на это может уйти времени? По словам Александра Горбаченко, всё индивидуально.

«У кого-то на это может уйти три месяца, и он почувствует, что готов принимать участие в соревнованиях и проявить свои таланты. У кого-то полгода, у кого-то годы. Я в свое время (20 лет тому назад) не менее полугода готовился к своим первым соревнованиям — осваивал виртуальную авиационную технику для того, чтобы чувствовать себя уверенно, — говорит эксперт. — У нас нет стандартов спортивной подготовки, мы сейчас не можем с четырех лет готовить ребенка к будущим соревнованиям по компьютерному спорту. Все участники приходят самоподготовленными».

Как отмечают эксперты, подростков в киберспорте много, участники от 14 до 18 лет — вторая по массовости категория. Чтобы стать киберспортсменом, школьнику, полагает тренер состава по Rainbow Six Siege киберспортивного клуба Virtus.pro Керим «Toda-» Мусаев, нужно уделять около 3–4 часов в день на игру и тренировку. Профессионал же посвящает киберспорту весь рабочий день — от 6 до 8 часов, а порой и до 10.

Читайте также
Прямой эфир