Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
100% сцены: на полную мощность московские театры заработают в сентябре
2020-07-31 12:18:31">
2020-07-31 12:18:31
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Театры Москвы, согласно указу Сергея Собянина, могут принять зрителей с 1 августа. Однако в этот день занавесы столичных сцен останутся закрытыми, а залы — пустыми. Первой прервет карантинный простой «Мастерская П. Фоменко». 5 августа она покажет спектакли «Триптих» по произведениям Пушкина и «Последнее свидание» по новеллам Бунина. Главы театров признались, что рассчитывают на указ мэра о возможности стопроцентной или хотя бы 75-процентной заполняемости залов. Иначе доходы учреждений не покроют расходов, а в репертуаре будут небольшие спектакли с минимумом действующих лиц, декораций и спецэффектов. «Известия» выяснили, что ожидает зрителей и насколько безопасным будет посещение посткарантинных театров.

Вирус не пройдет

9 августа режиссерской лабораторией «Репетиции» открывается Театр на Таганке, 18-го — спектаклем «Нирвана», посвященным Курту Кобейну, — Театр «Модерн». Большинство московских площадок начнут работать уже в сентябре. Заражение коронавирусом зрителям не грозит — уверенность в этом выразили все собеседники «Известий».

Руководители даже, кажется, соревнуются друг с другом — кто более изощренное оборудование приобрел, поставил больше санитайзеров и бактерицидных ламп. На Таганке, по словам директора Ирины Апексимовой, закуплены рециркуляторы воздуха, антисептики, проведена чистка вентиляционных систем. Худрук «Современника» Виктор Рыжаков похвастался специальными рамками: они дадут полную информацию о здоровье прошедших через них гостей — от температуры до артериального давления. Театр Наций предложил свое ноу-хау — в гардеробе вещи планируется размещать на отдалении друг от друга. А в качестве альтернативы вешалкам и полкам планируется выдавать зрителям большие пакеты, чтобы они могли взять верхнюю одежду в зал, сообщила директор Мария Ревякина.

театр
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Софья Сандурская

Худрук театра «Модерн» Юрий Грымов собирается прибегнуть к опыту коллег из Европы. Там для разведения зрительских потоков на билетах написано, к какому времени зрителям нужно приходить. Глава «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман рассказал о новейшей системе вентиляции, куда можно залить обеззараживающий раствор. Аналогичное устройство и рамки, как в «Современнике», по словам директора Тамары Михайловой, имеет Малый театр. Еще дальше продвинулась «Мастерская П. Фоменко». Там опробуют туннель для дезинфекции. Помимо измерения температуры, он обработает проходящих взвесью антисептика. Правда, поделился директор Андрей Воробьев, у устройства ограниченная пропускная способность и администрация пока побаивается ставить его на главном входе.

— Мы пока не очень хорошо понимаем, как это скажется на скорости прохождения зрителей, не затормозится ли поток, — говорит директор. — К тому же зрители имеют полное право туннель не использовать, возможно, проще задействовать бактерицидные лампы.

В буфетах гости, увы, не обнаружат многих привычных радостей. О фирменных пирожках, пирожных и бутербродах, которые нарезались в подсобках, придется забыть. Вся продукция будет продаваться в промышленной упаковке, а напитки — только бутилированными. О чистоте помещений столичных театров говорить излишне — их и так дезинфицируют в регулярном режиме.

театр
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Софья Сандурская

— У меня такое ощущение, что театры сейчас самые чистые из всех пространств, потому что за это время там мало кто был, а мыли их постоянно, — признался Юрий Грымов.

Мечта об аншлаге

Куда меньше руководители удовлетворены продажами билетов. При половинной заполняемости залов цены на них остались прежними, а в театре «Модерн» даже снизились на 25%. Отрицательно влияет негативная информация в СМИ. Продажи на сентябрь шли хорошо, но после публикаций о второй волне коронавируса резко остановились, жалуется директор Театра на Малой Бронной Константин Чернышев. Театральные деятели ждут нового указа мэра, который позволит заполнить залы на 100% или хотя бы на 75%. Тем более что зритель готов идти в театр. В «Мастерской П. Фоменко», например, за первый день продаж было реализовано билетов на сумму свыше 1 млн рублей. Таганка открыла продажа билетов 21 июля и прошедшая неделя показала, что зритель очень соскучился, говорит Ирина Апексимова. Один августовский показ уже sold out, три других к нему стремятся.

Билеты продаются очень неплохо, вторит коллеге Мария Ревякина. Конечно, зрители охотнее покупают онлайн, чем в кассах, но это и понятно. Уже хорошо, что любовь к театру постепенно побеждает боязнь большого скопления людей. Тем не менее продажа половины зала — финансово плохая ситуация: расходы театра наполовину покрываются доходами от продажи билетов. «Мастерская П. Фоменко», чтобы не выйти в минус, с октября собирается давать до четырех спектаклей в день, но не у всех есть такая возможность. Постановки со сложным монтажом представлять невыгодно, а экономически целесообразные спектакли с минимумом действующих лиц, декораций и спецэффектов вряд ли устроят публику.

Обилия премьер театры не обещают. В первую очередь будут играть то, что не успели представить из-за карантина весной и в начале лета.

Репетиция спектакля «Спутники» в Театре на Таганке

Репетиция спектакля «Спутники» в Театре на Таганке

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Театр имени Вахтангова открывается «Царем Эдипом», Малый — подготовленной к 75-летию Победы «Большой тройкой» о Ялтинской конференции. Театр на Малой Бронной — фантазией на гоголевские темы «Бульба. Пир». Театр наций — комедией «Разбитый кувшин» с Ингеборгой Дапкунайте.

«Современник» в сентябре формально будет завершать сезон и играть спектакли Галины Волчек. Афиша с изображением Галины Борисовны уже расположилась во весь фасад здания на Чистых прудах. Юбилейный 65-й сезон в театре откроется 1 октября свежеиспеченной премьерой. Название Виктор Рыжаков пока не сообщает. Также неизвестно, что будет со спектаклями, в которых занят Михаил Ефремов, находящийся сейчас под арестом за ДТП со смертельным исходом. В «Современнике» уже состоялся посткарантинный закрытый сбор труппы, но, как рассказал «Известиям» источник в театре, разговора о постановках с участием артиста не было.

Уход из штата «Современника» Сергея Гармаша, не согласного с политикой нового худрука (о своем решении он оповестил коллег в чате театра), вряд ли скажется на судьбе спектаклей с его участием, полагает источник. Актер продолжит работать на договорной основе — в сентябре запланирован имевший большой успех до карантина спектакль «Папа» с Гармашом в заглавной роли.

Из уже известных премьер нового сезона можно назвать «Горбачева» в Театре наций (роль президента СССР репетирует Евгений Миронов); «Женитьбу» с Лолитой Милявской в Театре «Модерн», «1001 ночь» и «Молли Суини» «Мастерской П. Фоменко».

Музыкальные театры пока сроков открытия не назвали, хотя премьеры готовят. Гендиректор Большого Владимир Урин обещал информировать о будущем репертуаре позже. Дмитрий Бертман рассказал, что в «Геликон-опере» готовится «Каменный гость» Даргомыжского, «Арлекин» Феруччо Бузони и «Тоска» Пуччини.

Репетиция спектакля по пьесе Агаты Кристи

Репетиция спектакля по пьесе Агаты Кристи «И никого не стало...» в Театре Олега Табакова

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Репертуар с минимальным количеством действующих лиц выбран с учетом требований Роспотребнадзора. Там есть фраза «исключить массовые сцены». Однако опера и балет без них существовать не могут, замечает худрук. Мешает это ограничение и драматическим театрам. Юрий Грымов не знает, например, как играть «Войну и мир», где на площадке собирается до 70 человек. Присутствуют «массовые» спектакли и в репертуаре Театра на Малой Бронной. По словам Константина Чернышева, театральные деятели ждут разъяснений от депкультуры Москвы и четкой формулировки от Роспотребнадзора — сколько человек на квадратный метр может одновременно находиться на сцене. Без этой конкретизации трудно понять, что в представлении чиновников означает «массовая сцена».