Установить антивирус: пациенты с гепатитом просят о создании госстратегии
Межрегиональная общественная организация «Вместе против гепатита» 28 июля откроет онлайн-сбор подписей за создание государственной стратегии борьбы с вирусами разных типов. После петицию планируется направить президенту. Во вторник отмечается Всемирный день борьбы с гепатитом. По экспертным оценкам, в стране около 6 млн человек болеют хроническим гепатитом В и С, но далеко не все получают лечение. Стратегия требуется для того, чтобы знать точное число зараженных и обеспечить их высокоэффективными, но дорогостоящими препаратами прямого антивирусного действия.
Из пункта В в пункт С
Вирусы гепатита B и С считаются наиболее опасными, поскольку приводят к хроническим формам заболевания и вызывают цирроз печени. Вакцина от гепатита В существует, но само заболевание пока не лечится, можно только снизить активность и размножение вируса. Вакцины против гепатита С нет, но есть препараты, помогающие от него избавиться.
При этом в стране около 6 млн человек болеют хроническим гепатитом В и С, уверен член-корреспондент Российской академии наук, завлабораторией вирусных гепатитов ФГБНУ «Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» Михаил Михайлов.
В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что заболеваемость россиян хроническим гепатитом В в 2019 году составила 8,7 на 100 тыс. населения, С — 30,9 на 100 тыс. населения. То есть в перерасчете на население страны (146,7 млн) это 12,7 тыс. и 45 тыс. новых случаев соответственно.
Центр молекулярной диагностики (CMD) ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, в свою очередь, анонсировал бесплатную диагностику на вирусы гепатита В и С во всех медицинских офисах CMD и медучреждениях партнеров по промокоду #СТОПГЕПАТИТ. Акция будет действовать 26–28 июля.
А межрегиональная общественная организация (МОО) «Вместе против гепатита» 28 июля запускает сбор подписей под обращением к президенту России с просьбой создать стратегию борьбы с этим заболеванием, которая бы сделала лечение более доступным.
В ожидании стратегии
В июне 2016-го Всемирная организация здравоохранения приняла Глобальную стратегию по вирусному гепатиту на 2016–2021 годы, напомнили в Роспотребнадзоре. И с тех пор в РФ достигнуты определенные успехи в борьбе с болезнью, считают в ведомстве. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера разработал программу элиминации острого вирусного гепатита В на территории Северо-Западного федерального округа — то есть меры по полному избавлению от болезни. Реализация программы позволила снизить заболеваемость в СЗФО в 2,5 раза. В последние годы в России отмечается постепенное снижение показателей заболеваемости хроническими вирусными гепатитами, говорят в Роспотребнадзоре.
Однако на различных конгрессах, прошедших в начале этого года в регионах, стало известно о том, что отдельные города за 2019 год не вылечили ни одного пациента от гепатита С ни по ОМС, ни по региональным программам, рассказал «Известиям» председатель правления общественной организации «Вместе против гепатита» Никита Коваленко.
— Россия подписала стратегию ВОЗ, в которой один из первых пунктов — создание национальной государственной программы. Но ее в нашей стране до сих пор нет. Есть программы по онкологии, кардиологии, а по инфекционным заболеваниям пока нет. Существующих региональных программ недостаточно. Вопрос о необходимости госпрограммы неоднократно поднимался исследователями и практикующими врачами, — подчеркнул Михаил Михайлов.
По его словам, показателен пример действия нацпрограммы в Грузии, где достигли самых оптимистичных результатов. Там сначала наладили диагностику разных типов вирусного гепатита, в частности гепатита С, после чего выявили, сколько человек страдает этим заболеванием. Затем всех обеспечили оригинальными препаратами прямого противовирусного действия. С того времени, по данным главы Национального центра контроля заболеваний и общественного здоровья Грузии Амирана Гамкрелидзе, в стране от гепатита С вылечились более 58 тыс. граждан.
Не оригинальны
Раньше гепатит С было принято лечить интерферонами, которые активировали неспецифический иммунитет, а он уже, в свою очередь, делал всё возможное, чтобы избавиться от вируса.
Инъекции итерферонов вызывали много тяжелых побочных эффектов, что вынуждало пациентов бросать лечение и жить с недугом. Лекарственное обеспечение препаратами прямого противовирусного действия в России началось в 2015 году с регистрации препаратов викейра пак, даклинза и сунвепра, пояснил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
В 2016 году в России был зарегистрирован совальди (софосбувир). В августе 2018-го компания Gilead Sciences и АО «Фармстандарт» заключили соглашение о выпуске препарата совальди на производственных мощностях российской стороны в Курске.
Сейчас в РФ зарегистрированы и могут применяться практически все препараты для лечения гепатита С — около восьми схем, отметил Никита Коваленко. Продолжительность лечения — от двух месяцев до полугода. Эффективность составляет почти 100%, в том числе для людей с циррозом печени. Раньше же таким пациентам требовалась пересадка органа.
Однако курс оригинальных препаратов стоит дорого — например, по одной из самых популярных схем лечения гепатита С (софосбувир+даклатасвир) он обходится более чем в 300 тыс. рублей. И это препятствие к их широкому применению, отмечают эксперты.
— В медучреждении человеку обычно предлагают лечение интерферонами. Безинтерфероновую оригинальную терапию могут или вообще не предложить, умолчать о ней, или же предложить заказать через аптеки — в них стоимость курса доходит до 400 тыс., — рассказал основатель проекта Progepatit Владимир Головин.
Сам Владимир переболел гепатитом С пять лет назад. По его словам, за прошедшие годы ситуация с лечением никак не улучшилась.
В любом регионе пациенты с гепатитом С, имеющие полисы ОМС, могут претендовать на препараты прямого противовирусного действия, если те зарегистрированы в России, рассказал Никита Коваленко. Но на деле получить их удается не всем.
— Терапию чаще всего получают те, кто настойчив и оказался в нужное время у врача, — подчеркнул Никита Коваленко. — В последних клинических рекомендациях уже упомянуты препараты прямого противовирусного действия. Но о возможности их применения во многих регионах не знают. Мы направляем каждый год запросы в регионы, просим рассказать, как организована у них помощь больным хроническими вирусными гепатитами и какими нормативными документами они руководствуются. И получаем отсылки к нормативной базе 2014 года, где еще нет препаратов прямого противовирусного действия.
Кроме того, по словам Никиты Коваленко, в программу ОМС не входят исследования, необходимые для назначения этих препаратов, и за них пациентам приходится платить до 20 тыс. рублей — в зависимости от региона и объема нужных анализов. Исследования включены лишь в некоторые региональные программы.
Дешевле некуда
Пациенты, не получив в стационаре нужные препараты, начинают заниматься самолечением, ищут в интернете индийские и египетские дженерики, которые стоят в восемь раз дешевле, но официально в России не продаются. В прошлом году МОО «Вместе против гепатита» проводила опрос на сайте и выяснила, что опыт такого лечения имеют как минимум 30% респондентов. А на самом деле их существенно больше, уверен Никита Коваленко: в некоторых регионах только известных ему пациентов, прошедших курс дженериков, в пять-семь раз больше вылеченных по ОМС и региональным программам.
По его словам, индийские дженерики в России регистрировать никто не будет. У производителей таких препаратов договоренность с разработчиками «продавать только в странах с низким уровнем дохода». Россия считается страной с высоким уровнем дохода, и наш рынок слишком маленький, чтобы производители нарушали договоренности и ссорились с разработчиками.
— Естественно, по 400 тыс. рублей за курс лечения платить могут очень немногие, — подчеркнул Николай Беспалов.
В Минздраве РФ «Известиям» не предоставили оперативный ответ о том, какие меры будут приняты в стране для принципиального изменения ситуации с заболеваемостью вирусным гепатитом.