Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Россельхознадзор проверит производителей бананов в Эквадоре
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Общество
Пациенты с болезнями кожи указали на проблемы с выдачей лекарств в ряде регионов
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Общество
В Канске выявили незаконную контрабанду пиломатериалов на 96 млн рублей
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Мы сможем делать революционные вещи в борьбе с гепатитом»

Главный гепатолог Подмосковья Павел Богомолов — о том, как можно эффективно и в рамках ОМС спасти 5 млн россиян от «ласкового убийцы»
96
«Мы сможем делать революционные вещи в борьбе с гепатитом»
Фото: личный архив Павла Богомолова
Выделить главное
Вкл
Выкл

По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, от вирусных гепатитов ежегодно умирают до 1,5 млн человек. При этом лишь 5% людей с хроническим гепатитом знают о своей инфекции и менее 1% людей имеют доступ к лечению.

Материалы по теме
2

За последние 10 лет число россиян, заболевших только хроническим гепатитом С, увеличилось более чем втрое и составляет, по разным оценкам, от 3 до 5 млн человек. В 2016 году впервые Всемирная ассамблея здравоохранения приняла международную Стратегию борьбы с вирусными гепатитами на 2016–2021 годы. Ее подписали 193 страны, включая Россию. Это позволило нам уже включить лечение гепатита С в базовую программу ОМС. О том, что станет следующим шагом и какой должна быть программа борьбы с гепатитом, «Известиям» рассказал главный гепатолог Министерства здравоохранения Московской области Павел Богомолов.

— После подписания международной стратегии каждое государство вырабатывает свою национальную стратегию. Когда можно ожидать ее принятия в РФ? 

— Тут много нюансов. Вирусные гепатиты — это лишь часть заболеваний печени. Скажем, в России нет острой проблемы с гепатитом В, что является следствием массовой вакцинации. Прививка от гепатита В включена в Национальный календарь с 1990-х годов. А вот прививки от гепатита С пока нет.

Очевидно, реализация глобальной стратегии в России будет осуществляться в рамках существующей модели здравоохранения. И это позволяет нам делать революционные вещи. Такие, например, как «погружение» лечения гепатита С в базовую программу ОМС.

— Речь идет об отдельных пилотных регионах?

— Нет, речь обо всей Российской Федерации. Гражданин РФ в любой точке страны может при наличии показаний получить противовирусное лечение. Это очень важный шаг. А следующим шагом должна стать либерализация доступа частных клиник к программе Государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению. Если это произойдет, то многократно вырастет эффективность системы здравоохранения, а главное — больше пациентов получат эффективное лечение.

— Разве это не основа для единой стратегии или программы?

— Если мы говорим про системное решение проблемы в случае с гепатитом С — это массовая противовирусная терапия. Как, по каким схемам эта работа должна выстраиваться в каждом из субъектов? Оптимальный вариант, на мой взгляд, — формирование устойчивых горизонтальных связей между медицинскими системами, в том числе регионов РФ. Мы, например, поддерживаем тесные связи с коллегами из Калуги, Рязани, Орла, Костромы, Тамбова, Смоленска, Тюмени, Воронежа, Твери и Красноярского края. У каждого региона — свои особенности и свой уровень компетенции.

Равный доступ участников системы здравоохранения к реализации программы ОМС — это обязательное условие для возникновения нормальной конкуренции. Что неизбежно приведет к изменению парадигмы всего нашего здравоохранения. Мы должны перейти от главенства процесса к ориентиру на результат.

Тогда врачи наконец будут бороться не за количество пролеченных пациентов, а за реально излеченных. И победят те медицинские организации, которые быстро возьмут на вооружение самые эффективные методики, наладят оптимальные бизнес-процессы. Чем будут стимулировать движение остальных в том же направлении.

— То есть нужно дать полную свободу регионам, чтобы они сами формировали подходящую им стратегию профилактики и лечения?

— А как, по-вашему, работает эффективная система? Она не выстраивает барьеры, она должна динамично развиваться. Так, например, в 2014–2015 годах мы в Подмосковье лечили пациентов с вирусными гепатитами в терапевтических дневных стационарах. Полторы тысячи пациентов бесплатно ежегодно получали невероятную по эффективности терапию. Частота излечения у пациентов с гепатитом С (генотип 1) достигла 87%. Но потом на федеральном уровне были утверждены ограничения — лечить таких больных могут только инфекционисты и только в условиях инфекционных дневных стационаров. В итоге количество людей, которые могли бы бесплатно излечиться, уменьшилось в три раза. 

Очевидно, что стратегию должны формировать профессиональные сообщества, а не административные органы. Я за максимально широкий доступ к ОМС всех участников. За то, чтобы у пациентов была реальная свобода выбора медицинской организации. Это стимулирует формирование клиенториентированности медицины: пациенты начинают выбирать между поликлиниками даже в рамках программы ОМС.

— Правда, что сегодня гепатит С — это одно из немногих хронических заболеваний, которое можно полностью вылечить?

— Да, и это, конечно, невероятная история в современной медицине. Теперь за какие-то восемь недель можно излечивать абсолютное большинство пациентов. Что, впрочем, не защитит от возможности повторного заражения, если контакт с источниками вируса сохранится.


Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением