Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
ФК «Спартак» объявил об уходе главного тренера команды Гильермо Абаскаля
Мир
Генералы ВСУ признали превосходство численности армии РФ на фронте
Мир
Захарова ответила на призыв посла Израиля к России осудить атаку Ирана
Мир
Боррель созвал глав МИД стран ЕС на встречу из-за ударов Ирана по Израилю
Мир
Иран во время ночной атаки выпустил 7 гиперзвуковых ракет по авиабазе в Израиле
Армия
ВСУ потеряли до 60 боевиков и шесть единиц техники на белгородском направлении
Мир
Войска Франции на Ближнем Востоке помогали обнаружить иранские дроны и ракеты
Общество
В Курганской области спасатели выловили из реки Тобол оторвавшийся мост
Мир
CNN сообщил о готовящимся ответе Израиля на удары Ирана
Мир
Израиль выдал кадры 2017 года за видео атаки Ирана
Мир
Израиль создаст региональную коалицию против угрозы со стороны Ирана
Мир
В Израиле сообщили о 31 обратившемся за медпомощью из-за атаки Ирана
Мир
В США исключили возможность начала полномасштабной войны после атаки Ирана
Общество
Балерина Донецкой муздрамы Александра Ежунова умерла на 42-м году жизни
Мир
НАТО осудило атаку Ирана на Израиль и призвало к сдержанности
Мир
На Украине сообщили о пожарах на высоковольтных подстанциях Одесской области

Второй «Премьер»: для ВКС построят еще один «летающий суперрадар»

Новейший самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 станет многофункциональным воздушным штабом
0
Фото: ТАСС/Пресс-служба концерна ""Вега"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для российских ВКС планируют построить второй «летающий радар» А-100 «Премьер». Он присоединится к программе испытаний, рассчитанной до 2024 года. Конкретный срок готовности новой машины пока неизвестен. По заявлению разработчиков, самолет с этим радаром и современным компьютерным оборудованием станет лучшим в мире в своем классе. Эксперты считают, что борт будет практически невозможно «заглушить» средствами радиоэлектронной борьбы.

Скоро в серию

Для Воздушно-космических сил построят второй серийный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100 «Премьер», рассказали «Известиям» источники в Минобороны и ВПК. Принципиальное решение об этом принято, но конкретные сроки зависят от темпов выпуска Ил-76МД-90А. Новые ДРЛО строят на основе этих военно-транспортных машин.

Опытно-конструкторская работа «Премьер-476» по созданию многофункционального самолета воздушного наблюдения и управления ведется с 2013 года. Сейчас имеется один прототип на базе серийного Ил-76МД-90А и одна летающая лаборатория, переделанная из предыдущей модификации транспортника «Ил».

Завершение создания и испытаний А-100 запланированы на 2024 год. После этого должно начаться серийное производство самолетов и замена ими предшественников — А-50 и модернизированных А-50У.

Даже находясь в 200 км от линии фронта, самолет ДРЛО видит далеко вглубь обороны противника, отметил заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.

— Машина обнаруживает любые наземные и воздушные цели, — сообщил эксперт «Известиям». — Для оперативного управления это совершенно необходимо. Сложно управлять авиацией, если ты не видишь противника. Я принимал участие в испытаниях А-50. Мы поднимали самолеты, а он наводил каждый из них на цель.

Особенностью новейших самолетов ДРЛО является возможность передавать данные о цели в полностью автоматическом режиме, без задействования голосовой связи. Теперь его практически невозможно «заглушить» средствами радиоэлектронной борьбы, добавил Игорь Маликов.

По словам генерального конструктора концерна «Вега» Владимира Вербы, который разрабатывал электронику для А-100, в ней удалось воплотить самые передовые отечественные достижения в радиолокации и информационных технологиях.

Летающие штабы

Сейчас ВКС используют два типа самолетов ДРЛО. Около двух десятков А-50 были унаследованы от СССР. За последние годы шесть из них прошли модернизацию до уровня А-50У. Они получили усовершенствованный радар и оборудование командного центра.

По сравнению с самолетами семейства А-50 задачи «Премьера» значительно расширены. Это заметно и по его официальному названию. В военном ведомстве его обозначают термином «многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения» (МАК РЛДН).

По данным военных, при помощи своего радара «Премьер» будет способен обнаруживать не только воздушные, но и морские, и наземные цели. Находящиеся на его борту офицеры и специалисты смогут наводить на противника авиацию ВКС и ВМФ и высокоточные средства поражения.

Аппаратура связи, установленная на борту, позволяет интегрировать самолет в современные автоматизированные системы управления. Он может в реальном времени передавать информацию о воздушной обстановке в наземные штабы и системы ПВО.

В последние годы российские ВКС получили практический опыт использования самолетов ДРЛО в боевой обстановке. После атак стран западной коалиции на сирийскую авиабазу Шайрат в 2017 году на российской базе Хмеймим постоянно дежурят один или два А-50. Их применяют для отслеживания воздушной обстановки над Сирией.

Программа создания

За общую интеграцию нового комплекса А-100 отвечает Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева. Именно там будут проводить монтаж сложной аппаратуры радара и бортовой электроники пункта управления, которые разрабатывают предприятия концерна «Вега».

Главным преимуществом А-100 стал новый двухдиапазонный радар с фазированной антенной решёткой. Он не только имеет увеличенную дальность обнаружения, но и способен лучше различать цели, включая «невидимые» для обычных радаров самолёты и крылатые ракеты, созданные с применением стелс-технологий.

По заявлению генерального конструктора концерна «Вега», с новым оборудованием самолет превосходит все зарубежные аналоги, включая американские Boeing E-3 Sentry. Российский летающий радар может одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии в 650 км.

Платформой для создания А-100 выбран модернизированный самолет Ил-76МД-90А, который выпускают в Ульяновске на предприятии «Авиастар-СП». Облегченная конструкция усовершенствованной военно-транспортной машины в сочетании с новыми экономичными двигателями позволили увеличить продолжительность патрулирования. Дежурить в воздухе в тысяче километров от базы «Премьер» способен на протяжении шести часов. В полете машина может дозаправляться.

Самолет получил цифровую систему управления и современную «стеклянную кабину» с многофункциональными индикаторами вместо механических приборов.

Во время визита на «Авиастар-СП» в марте прошлого года вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов указал на срыв сроков исполнения гособоронзаказа. Завод задерживал выпуск Ил-76МД-90А на несколько месяцев. Не удалось предприятию наверстать сроки до сих пор. Это тормозит начало испытаний А-100.

В ходе опытно-конструкторской работы по программе «Премьер-476» сначала новое радарное оборудование смонтировали на старом самолете ДРЛО А-50 1990 года выпуска. Он стал летающей лабораторией, на которой отрабатывали отдельные элементы комплекса.

Единственный на сегодня А-100 новой постройки поднялся в воздух 18 ноября 2017 года. В феврале 2019-го на нем начались испытания всего оборудования в комплексе. В настоящее время специалисты компаний-разработчиков занимаются доводкой аппаратуры.

Прямой эфир