Лечить — только портить: кабмин просят взять под контроль целителей
Правительство в условиях пандемии COVID-19 просят усилить контроль за народными целителями и шаманами, которые вместо лечения зачастую вредят здоровью граждан. Депутат «Единой России» Виктор Зубарев обратился к вице-премьеру правительства Татьяне Голиковой с предложением усилить меры контроля за такими лицами, а также совместно с нижней палатой создать рабочую группу по разработке профессиональных стандартов для подобных медицинских услуг или полностью их запретить. Эту точку зрения разделяют в профессиональном медицинском сообществе. А вот сами целители и экстрасенсы считают работу по стандарту нереальной, так как можно подстроиться под любой запрет.
Сертификация обязательна
Виктор Зубарев обратился к правительству с просьбой усилить контрольно-надзорную деятельность за народными целителями, знахарями и шаманами, а также создать специальную рабочую группу по разработке профессиональных стандартов по каждому виду подобных услуг. В своем письме вице-премьеру Татьяне Голиковой он сообщает о том, что на фоне пандемии COVID-19 в России разрастается сфера «околомедицинского консалтинга». Как отмечается в документе, особенно комфортно народные целители чувствуют себя в интернете.
«Инструментарий, предоставляемый онлайн, максимально обезопасил игроков неофициальной отрасли. Помимо оказания платных консультаций без закрепления правоотношений, таким же образом осуществляется продажа релевантных товаров клиентам: травы, настойки, обереги, амулеты, авторские изобретения. В итоге формируется широкий рынок сбыта, где происходит товарооборот продукции сомнительного качества», — говорится в тексте документа.
Депутат также ссылается на исследование международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права», где ведут мониторинг этой ситуации и зафиксировали значительный рост числа таких народных целителей за последний месяц.
«В этой связи важно отметить, что законодательные нормы, регулирующие эти неформальные отрасли медицины, регламенты проверки и контроля не соответствуют темпам роста и обновления этой ниши рынка. Процедуру сертификации Росстандартом услуг психологов, целителей, практиков нетрадиционной медицины и эзотериков, являющуюся добровольной, проходят далеко не все частные лица», — отмечает Виктор Зубарев, предлагая также ввести для таких лиц повышенное налогообложение.
Как пояснил «Известиям» сам парламентарий, большинство таких псевдодокторов действуют в «сером» секторе. У них нет лицензий или сертификатов, нет лабораторных заключений о качестве и безопасности продукции, не оформлены даже ИП.
— Именно поэтому мы просим не только усилить мониторинг, но и пересмотреть всю законодательную базу отрасли. Мы призываем ввести обязательное лицензирование для всех представителей околомедицинского консалтинга, — подчеркнул он.
Глава международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права» Андрей Андреев заявил «Известиям», что они давно мониторят ситуацию, связанную с нарушением прав граждан в этой сфере.
— Под широкой сенью коронавируса собрались продавцы амулетов, снадобий, заговоров, спасающих от COVID-19. Это целители, знахари, травницы, паранаучные специалисты, даже волхвы и шаманы. К сожалению, так ниша «фейковых» предложений отреагировала на запрос встревоженного населения, — отметил правозащитник.
Он также считает, что сертификация этой деятельности должна быть обязательной. В официальном реестре сейчас указана лишь пара сотен сертифицированных специалистов, а ресурсов в поисковой выдаче — тысячи, обратил внимание эксперт.
«Известия» направили запрос в пресс-службу правительства.
Контроль необходим
Согласно официальным данным госреестра Росстандарта, добровольную регистрацию целителей, биоэнерготерапевтов, психологов, практиков нетрадиционной медицины в России на сегодня имеют 239 специалистов.
— Я считаю, что никакой обязательной государственной сертификации нам проходить не нужно, чтобы доказать, что мы обладаем этими способностями. Я училась у Якова Гальперина (организатор первой профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России. — «Известия»). У меня пять книжек опубликовано, — заявила «Известиям» экстрасенс, медиум Галина Карпова.
В ее характеристике можно найти, что она разговаривает с мертвыми и животными, а также видит органы руками.
Экстрасенс Михаил Колесниченко также заявил «Известиям», что предложения депутата невозможно реализовать, так как у государства нет таких специалистов, которые бы могли дать в этой сфере профессиональную оценку.
— Нет такой экспертной группы, которая могла бы разобрать, что есть что и как это работает. Если говорить об эзотерике, то на 95% это действительно мошенничество и лохотрон. В социальных сетях запретили рекламу магов, но осталась разрешенной астрология. Они взяли и просто переписали свои объявления. Их примерный смысл в том, что порчу можно снять с помощью космической астрологии, — пояснил он свою позицию, отметив, что маркетинг всё равно подстроится под ситуацию.
А вот в медицинском сообществе предложение депутата поддерживают.
Экс-глава Роспотребнадзора, врач-эпидемиолог, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко признал существование проблемы народного целительства. По его мнению, оценку сложившейся ситуации должны сначала дать органы, которые контролируют таких псевдолекарей, в том числе МВД.
— Проблема не новая, ее существование объясняется негативом и неудовлетворенностью оказанием медицинской помощи. Поэтому люди пускаются во все тяжкие, — пояснил он «Известиям».
Кандидат медицинских наук, главный врач поликлиники №220 Москвы Вера Шастина отметила, что народные целители проявляют активность не только в связи с COVID-19, но и с другими заболеваниями, например, онкологией.
— Конечно, нужно усилить контроль, а людям надо разъяснять и давать больше информации в СМИ, что нужно делать, если они заболели и когда обращаться к врачу. Мы уже много о COVID-19 знаем, в принципе это не такая страшная инфекция, — заявила она «Известиям».
По ее словам, в любом случае лучше обращаться к профессиональным медработникам, которые взвешивают каждое свое решение и исповедуют принцип «не навреди».